Алла Горбунова
Поэт и литературный критик выпустила сборник прозы «Конец света, моя любовь» — точный и тонкий портрет хтони конца 1990-х: рэкетиры, пэтэушники, философский факультет СПбГУ и лесные чудовища. Говорят, книга года!
Критик Галина Юзефович назвала «Конец света, моя любовь» главной книгой года и отмечает, что вы очень точно бытописуете жизнь молодежи тех лет: и Castle Rock, и неформальные«вписки». Хотели стать летописцем эпохи?
Такой задачи не ставила. Но помню и чувствую внутри себя это время хорошо. Тем более, уже прошли годы, на ту эпоху можно посмотреть с определенного расстояния. Для меня это вообще книга не о времени. Вернее, я бы сказала, о бытии и времени. Время, конечно, есть, но оно, я бы сказала, в самом темпе речи, а не только в наличии каких-то его материальных примет. Я могу и о другом времени писать. Про 1990-е и нулевые было нужно, потому что это было время моего формирования, то есть для меня какой-то путь к личным, интимным истокам проходит через это время. Я там ищу себя-подростка, себя-ребенка, ну и, может быть, через это заодно становится что-то о времени видно. Какая-то правда, которую другим путем не расскажешь, не через описание социальной реальности, а через какую-то частную онтологию что ли... Для меня проза вообще складывается одновременно из интимного и эпического.
Странно спрашивать такое у писателя, но ваша новая книга «Конец света, моя любовь» настолько многолика, что дерзну — о чем она?
«Конец света, моя любовь» — это сборник, который составлялся довольно долго. В него вошли как рассказы, написанные в последние годы, так и ряд рассказов, написанных очень давно, когда я еще систематически не писала прозу. Принцип композиции, я думаю, становится виден во время чтения. В первой части — рассказы на автобиографическом материале, касающиеся взросления, становления, познания себя и мира, метафизического бунта и обретения экстремального духовного опыта. Во второй части рассказы привязаны к конкретному месту — бару «Мотор»