Василий Селиванов: «Девелопмент — это о принципах и вере»
С момента основания компания LEGENDA заявила себя как intelligent development. Что за этим стоит — просто маркетинг или настоящая философия? Основатель холдинга Василий Селиванов рассказал «Снобу», как компания заставила рынок меняться, почему в строительном бизнесе нельзя врать и при чем здесь автогонки

Полное наименование вашей компании — LEGENDA Intelligent Development. Что вы вкладываете в это понятие?
Название LEGENDA появилось еще на этапе первого мозгового штурма, однако мы сразу поняли, что одного слова недостаточно — требовался дескриптор. Во-первых, название должно было отражать нашу профессиональную принадлежность — девелопмент. Во-вторых, выделять нас среди других игроков и обозначать наши принципы. К слову, понимание, как работать на этом рынке, у нас в тот момент было — мы уже запустили научно-исследовательскую лабораторию по разработке продукта. Поэтому нам очень понравился термин intelligent, который имеет удачную двойственность. В английском intelligent — это «умный», что отражало суть продукта, который мы готовили. Но нас привлекла и созвучность с прилагательным «интеллигентный». Это не просто отсылка к «петербургской интеллигентности», а базовый принцип нашей работы, подход к построению коммуникации, взаимодействию с коллегами, партнерами и клиентами. Успешность любого бренда сильно зависит от репутации, основанной на принципе «обещал — сделал». Девелопмент — бизнес обещаний. Для одних — это рассказать о заманчивых перспективах, а потом сэкономить. Для нас же обещания — мощный инструмент, ведь сдержать слово спустя несколько лет объективно сложно, но именно так формируется настоящая репутация.
LEGENDA получила известность в первую очередь благодаря своим smart-планировкам с широкой размерной линейкой. Как вы к этому пришли?
Мы принципиально отказались от традиционного подхода, когда девелопер размещает на участке дом так, чтобы выжать из него как можно больше продаваемой площади, и далее этот дом делит на квартиры. В результате, по законам геометрии, получаются либо удачные варианты, либо нет. Мы решили пойти от обратного — наработать базу планировок, чтобы потом из них, как пазл, собирать дома. Начали с анализа потребностей будущих жителей. Выделили 16 типов домохозяйств — от одиноких студентов до больших семей с разнополыми детьми. Для каждого типа архитекторы разработали планировку с полноценным базовым функционалом, где в качестве финансовых ограничений мы ввели шкалу метража квартиры. В процессе работы отсекали нижнюю границу, когда семье в квартире жить неудобно, и верхнюю границу, когда уже есть избыточное количество метров.
Параллельно мы проанализировали рынок первичного и вторичного жилья в крупнейших городах мира. Наиболее эффективные решения обнаружились в Японии и странах Латинской Америки — регионах, где в условиях сверхплотной застройки научились максимально эффективно использовать каждый сантиметр пространства. Так было разработано 500 лучших планировочных решений, которые впоследствии прошли через жернова норм и правил. В итоге осталась лишь половина.
Для квартир появилась размерная линейка XS–XL. В основе XS-формата лежит оптимальный базовый набор функций, и дальнейший прирост квадратных метров в каждой планировке всегда связан с появлением какой-либо конкретной полезной функции. То есть мы можем четко объяснить назначение дополнительной площади: эти четыре метра ушли на прачечную, эти шесть — на гардеробную, а не на то, чтобы бесполезный коридор стал больше или комната стала чуть глубже. Такой подход создает для покупателя понятную ценность, и люди готовы за это платить.
