Сценарий полнометражного фильма Матильда
Принятые сокращения:
Инт. – интерьер
Нат. – натура
Экст. – экстерьер
Пролог
0. Инт. Успенский собор.
Титр: 1896 год, церемония священной коронации императора Николая II Александровича и императрицы Александры Федоровны в Успенском соборе московского кремля.
Дверь в заполненный гостями собор распахивается, и в просвете появляется женская фигура в длинном белом платье. Она замирает. Перед ее глазами разворачивается величественная церемония коронации: император Николай Александрович и императрица Александра Федоровна в тяжелых золотых мантиях медленно шествуют в сторону митрополита Палладия. По обеим сторонам от них тянутся неподвижные ряды придворных, с благоговением наблюдающих за священнодействием.
В это время полковник Власов решительным шагом направляется к выходу из собора. Он проходит мимо фигуры в белом, но, дойдя до порога, замедляет шаг и оборачивается, чтобы разглядеть: возможно ли, что это Матильда?
Матильда, поймав на себе взгляд Власова, моментально бросается в боковой неф к лестнице. Значит, это она и ему не померещилось! Полковник гонится за ней.
Матильда стремительно бежит вверх по винтовой лестнице, забираясь под самый свод – все выше и выше. Власов вот-вот ее нагонит!
А Николай уже взошел на подиум. Митрополит протягивает ему императорскую корону, искрящуюся драгоценностями.
Лестница завершается тяжелой дубовой дверью. Матильда изо всех сил толкает ее и вбегает внутрь, едва успев захлопнуть дверь за собой. Матильда запирает дверь на засов – теперь Власов не может попасть к ней.
Матильда оказывается прямо среди певчих, которые уже начали петь «Многая лета». Она пытается пробраться через них и найти место, с которого может разглядеть Николая, а главное, откуда он увидит Матильду.
Она смотрит вниз и видит, как Николай берет корону из рук митрополита Палладия и уже возносит ее над собой.
Матильда: Ники!
На подиуме, где стоит Николай с короной в руках, крика Матильды не слышно. Но Николай каким-то образом чувствует ее присутствие, смотрит наверх. Николай за хором не видит лица Матильды. Он опускает взгляд на корону и… Император падает в обморок, корона выскальзывает из его рук и катится по полу, переливаясь драгоценными камнями.
Титр: «Матильда»
1. Театр. Инт. День.
Иван Карлович – директор Императорских театров – производит фотографирование балерин в присутствии великого князя Владимира Александровича. От балерин их отделяет стеклянная перегородка.
Фотограф: Атенсьон! Снимаю!
Вспышка. Иван Карлович наклоняется к великому князю.
Иван Карлович: Ваше Высочество, вот все, что собрано в императорском балете моими усилиями.
Ассистент: Мадемуазель Карсавина!
Перед глазами директора и великого князя прекрасная девушка в белоснежном платье с крыльями ангела. Балерина принимает разные позы – одна изящнее другой.
Иван Карлович: воплощенная грация. на вкус настоящего эстета.
Великий князь внимательно рассматривает позирующую балерину.
Князь Владимир: м-да...
Но ее уже сменяет другая – в костюме, стилизованном под римскую тогу.
Ассистент: Мадемуазель Дранше!
Фотограф: Атенсьон!
Долговязая и угловатая, девушка не знает, как лучше встать.
Князь Владимир: О господи! Ну и личико.
Иван Карлович (оправдываясь): Ну а что делать? Танцует убедительно.
К облегчению Ивана Карловича, перед камерой стоит уже другая балерина.
Ассистент: Мадемуазель Лабунская!
Фотограф: снимаю!
Вспышка. Князь Владимир отпивает вина из бокала. Иван Карлович подливает еще.
Иван Карлович: Ваше высочество, все лучшее, как говорится, приберег напоследок.
Ассистент: Госпожа Леньяни!
Эта балерина определенно знает себе цену: в ее арсенале – самые выигрышные позы. Князь Владимир ослеплен вспышками и яркой красотой итальянской примы.
Иван Карлович (князю на ухо): Огонь. Бушующее пламя наслаждений.
Великий князь не может оторвать глаз от Пьерины Леньяни.
Князь Владимир: Угу.
Балерина берет процесс фотографирования в свои руки и даже начинает давать указания фотографу.
Леньяни (командует): Объектив чуть выше уровня глаз. Когда поверну голову на две трети и вздохну – сразу снимай. И!
Князь Владимир сражен наповал.
Князь Владимир: Познакомьте меня с ней.
Фотограф: снимаем!
Все озаряет яркая вспышка.
2. Театр. Инт. День, чуть позже.
Ассистент подводит Пьерину Леньяни к Ивану Карловичу и великому князю.
Иван Карлович: Ваше высочество, позвольте вам представить: прима-балерина нашего театра, мадемуазель Леньяни. Мадемуазель, его императорское высочество великий князь.
Князь Владимир: Владимир Александрович (целует руку Леньяни). Прошу.
Садятся за столик. Князь закашливается при виде садящегося за стол Ивана Карловича.
Иван Карлович (отходя): Пардон, ухожу-ухожу-ухожу. (Ассистенту.) А почему я не вижу Кшесинскую?
Иван Карлович краем глаза наблюдает за князем и Леньяни.
Князь Владимир: В жизни вы еще прекраснее, чем на сцене.
Леньяни кокетливо улыбается.
Князь Владимир (продолжает): Я буду рад созерцать вашу красоту чаще.
Леньяни: Я всегда буду рада вас видеть.
Чокаются бокалами.
3. Театр. Инт. День (продолжение).
Балерины бегут по галерее на общую фотографию. Среди них выделяется никуда не спешащая и явно недовольная Матильда в костюме Царевны Лебеди. Ее догоняет Иван Карлович.
Иван Карлович: Мадемуазель Кшесинская! Матильда Феликсовна!
Матильда: Да, Иван Карлович?
Иван Карлович: Матильда Феликсовна, ну что же вы! Надежда русского балета, а заставляете себя ждать! Нехорошо начинаете!
Сзади подъезжает ассистент директора и шепчет директору на ухо.
Князь Владимир (продолжает): Я буду рад созерцать вашу красоту чаще.
Ассистент: Костюм!
Иван Карлович: Что костюм?
Только теперь Иван Карлович замечает, что Матильда одета иначе, чем остальные балерины.
Иван Карлович: А почему такой костюм? Почему не по форме одеты?
Матильда: Это Царевна лебедь.
Иван Карлович: Какая лебедь! Что за перья! Дайте сюда!
Одним жестом срывает перья с платья балерины.
Иван Карлович (ассистенту): Возьмите!
Ассистент подгоняет балерин.
Ассистент: Мадемуазель! Быстрее! Быстрее!
4. Камеронова галерея. Инт. День.
На Камероновой галерее двести балерин, словно двести белых лебедей, в изысканных нежных пачках, красивые головы, руки, постановка позиции.
Иван Карлович стремительно расставляет подопечных, до миллиметра выверяя положение каждой.
Иван Карлович: Девочки, красавицы мои, молодцы все!
Все балерины радостно щебечут, прихорашиваются и улыбаются. Одной только Матильде происходящее кажется совершенно нестерпимым.
Матильда: Зачем нас так фотографируют, Иван Карлович? Для кого? У нас же не публичный дом!
Иван Карлович: Мы – лучше! Разве публичный дом получает казенные субсидии?
Все уже готовы для фотографии. Ассистент командует.
Ассистент: Препарасьон! Атенсьон!
Иван Карлович замечает корону Царевны Лебеди на голове Матильды и тут же ее снимает. Ассистент кивает фотографу.
Фотограф: Снимаю!
Вспышка.
Ассистент: Смена позиции! Атенсьон!
Фотограф: снимаю!
5. Экст. поезд, пересекающий страну. День. Зима.
Среди простирающихся до самого горизонта заснеженных лесов изгибается железная дорога. Длинный гудок пронзает тишину, и из-за поворота показывается извергающий клубы дыма паровоз, тянущий императорский поезд.
6. Императорский поезд. Кабинет. Инт. День. Зима.
В роскошно обставленном вагоне поезда русский царь Александр III смотрит фотографии балерин. Рядом за столом сидит его сын Николай – перед ним тоже фотографии. Вот только вместо разглядывания красавиц наследник пририсовывает балеринам усы и бороды.
Одна из фотографий заставляет Александра III приподняться – настолько завораживает его красота изображенной на ней балерины.
Александр III: А это кто? Какая красивая!.. (Читает на обороте.) Кшесинская!
Император подходит к сыну и кладет перед ним восхитившую его фотографию.
Александр III: Вот! Не то что твоя немка.
Николай: Не думаю, что это допустимо.
Николай хочет подняться, но на его плечо ложится тяжелая рука императора, возвращая его на место.
Александр III: Ники, за последние сто лет только один русский царь не жил с балериной. Это я. Не повторяй моих ошибок.
Николай: Я люблю Аликс.
Александр III: Может, ты и жениться на ней хочешь? Зачем, Ники?
Николай: Как наследник, я всегда должен быть готов...
Император неожиданно подпрыгивает на ноги и, шутя, наступает на сына.
Александр III: Вступить на трон? Ты меня хоронить собрался? Не рановато?
Выходя из вагона, император оборачивается.
Александр III: Фамилию запомнил?
Николай: Я люблю Аликс.
7. Императорский поезд. Вагон-столовая. Инт. День.
Начальник охраны полковник Власов подходит к великому князю Владимиру с докладом.
Князь Владимир: Что у тебя?
Власов: Полотно дороги проверено, безопасность обеспечена на всем пути следования поезда.
В это время в вагон-столовую заходит император Александр III, направляется к своей супруге – императрице Марии Федоровне. С нежностью целует ей руку.
Александр III: Минни, душа моя. (Шепотом.) Все сохнет по этой немке...
Мария Федоровна: Мне она тоже не нравится.
Александр III: Вот и прекрасно. И никаких разговоров о женитьбе.
Идет к своему месту, обращается к полковнику Власову.
Александр III: Власов, остановка скоро?
Власов: Через сорок минут, ваше величество.
Александр III: Может, поддать ходу? Ты бы поглядел, братец, кочегары у тебя там не спят?
Власов (выходя): Слушаюсь!
Мария Федоровна: Зачем поддать ходу?
Александр III: Хочу выйти, подышать воздухом, размять ноги... А так у вас за столом я никогда не похудею.
Император украдкой возвращает фотографии балерин своему брату, великому князю Владимиру.
Александр III: Благодарю, но не помогло.
Мария Федоровна (с подозрением): А что это?
Князь Владимир: Э-э… секретная фотосъемка: немецкие дирижабли, ваше величество.
Александр III (очень серьезно): И породистые русские кобылы.
Мария Федоровна (морщась): Саша, твой брат опять показывал балерин? (Николаю.) Я не знала, что ты так увлекся балетом, Ники!
Николай: Я или женюсь, или сбегу от вас в монастырь.
Все смеются над шуткой Николая. Сестры Николая – Ксения и Ольга, – которых только что привела горничная, веселятся громче всех.
Александр III: Потише, сороки! Наследник хандрит, надо его как-нибудь отвлечь. Гуляй, Ники, гуляй, пока я жив! (Лакею.) Одобряешь, Васильич? Вагон качает, лакей едва не выплескивает на императора кофе.
Лакей: очень одобряю.
Страшный удар – и рухнувшая балка вагона убивает лакея. Полвагона проваливается, и вся царская семья со слугами оказывается на железнодорожном полотне. Обрушившаяся крыша вагона застревает в нескольких сантиметрах над головами.
8. Насыпь у ж/д. Нат. День. Зима.
Лязг и скрежет металла, несколько вагонов слетело с рельсов. Колеса и другие части поезда скатываются вниз по заснеженной высокой насыпи.
Стены вагона-столовой сплющены, крыша начинает медленно, но верно опускаться еще ниже. Но – чудо! – все члены царской семьи живы и невредимы.
Александр III: Все целы? Ники, забирай Олю!
Николай подхватывает сестру.
Ольга: Ники, мне страшно. О господи, помоги нам!
Князь Владимир: Государь!
Александр III: Никому не двигаться! Отойти всем!
Император, обладающий недюжинной силой, начинает приподнимать крышу, позволяя выбраться наружу всем, кто остался в живых. К нему на помощь бросаются Николай и князь Владимир.
Князь Владимир: Государь!
Александр III (еле удерживая крышу): Выводите детей! Выводите всех! Выводите!
Александру все труднее держать на плечах крышу.
Александр III: Ники! Быстрее!
Николай выбирается с сестрой Ольгой, они скатываются по заснеженному склону. Отовсюду раздаются крики и вопли.
Александр III (из последних сил удерживая крышу): Господи, спаси и сохрани.
Ксения: Мама!
Мария Федоровна: Ксения!
Ксения ползет за любимой куклой. Мария Федоровна бросается к дочери.
Мария Федоровна: Ксения, руку!
Ксения: Мамочка!
Николай лежит в снегу, обнимая сестру Ольгу. К ним скатываются Ксения с матерью.
Князь Владимир (катясь с ними): Государыня, руку!
Ольга (бежит к матери): Мама!
Князь Владимир: На помощь!
Николай начинает подниматься по склону к отцу.
Мария Федоровна: Дети! Все? Оля!
Князь Владимир: Спасайте государя! На помощь! Быстрее! Быстрее!
Александр III уже не может удерживать крышу.
Князь Владимир: Быстрее, быстрее! Ну, давай! Государь! Александр III, вконец обессилев, роняет крышу на себя.
Мария Федоровна: Саша!!!
Князь Владимир: Поднимай! Давай! Еще! Сюда!
Князь Владимир со слугами с огромным трудом поднимают крышу. Он проскальзывает в образовавшуюся щель к императору. Мария Федоровна, обнимая дочь, замерла в ожидании новостей.
Князь Владимир: Живой. Живой! Доктора! Доктора сюда! Государь!
9. Насыпь у ж/д. Нат. День. Зима.
Полковник Власов в разорванном мундире, с разбитым окровавленным лицом бежит к опрокинутому паровозу. За ним спешат подчиненные с докладом.
Казак: Господин полковник, мужик пьяный с телегой застрял на путях!
Власов (отталкивая всех со своего пути): В сторону!
На рельсах разбитая телега с рассыпавшимися бревнами. Ржет умирающая лошадь, сидит пьяный мужик и поет песню. Полковник рывком поднимает его с земли.
Крестьянин: Лошадь встала, ваше высокоблагородие!
Власов бьет его по лицу. Тот валится в снег, не в состоянии стоять на ногах.
Власов: Увести его!
Подчиненные: Пошел! А ну давай вставай!
Крестьянин: Подождите! Я... лошадь... встала... да я сам еле ушел!
Подчиненные: Давай вставай, пошел! Поговори еще тут!
Крестьянин пытается оправдаться.
Крестьянин: Вот дура! Да я сам же ее и окатил, братцы!
Подчиненные волокут крестьянина, тот распевает песню во все горло. За ним идет человек с ружьем. К Власову подбегает подчиненный.
Подчиненный: Ваше высокоблагородие, у кобылы все ноги переломаны.
Власов подходит к лежащей на снегу лошади и стреляет ей в голову.
10. Театр. Царская ложа. Сцена. Закулисье. Инт. День.
Звучит прекрасная музыка. В царскую ложу заходит Николай. Там уже расположились великий князь Владимир с супругой Марией Павловной и сыном князем Андреем, императрица Мария Федоровна и несколько других членов царской семьи. На сцене с довольной улыбкой уверенно крутит свои знаменитые фуэте прима-балерина Пьерина Леньяни. Просвещенная балетная публика хором насчитывает тридцать два фуэте и взрывается аплодисментами.
11. Театр. Закулисье. Инт. День.
Матильда в хорошо скроенном балетном костюме направляется к сцене. Ее выход следующий, она ждет музыкального сигнала. К ней подходит прима Леньяни с фальшивой заботой.
Леньяни: Маля, дорогая! Белиссима!
Леньяни радушно обнимает Матильду, которая идет ей на смену со следующим номером, шепчет как подруге.
Леньяни: Наследник здесь!
Матильда: Зачем вы мне это говорите?
Леньяни украдкой чуть ослабляет при объятиях лямку, поддерживающую лиф балерины, и провожает ее на сцену.
12. Театр. Сцена. Инт. День.
Матильда выбегает на сцену. Раздается музыка, и она начинает танцевать. Танцует она легко, нежно, прекрасно. Ее воздушные юбки красиво разлетаются в танце, каждое движение исполнено грации и изящества. Зрители в восторге.
13. Театр. Царская ложа. Инт. День.
Николай смотрит в бинокль, не может оторвать глаз от танцующей балерины. Мария Федоровна замечает его пристальное внимание к происходящему на сцене и тихонько улыбается. Чуть позади со страдальческим лицом вздыхает князь Андрей. Но когда Николай оборачивается, князь Андрей отводит взгляд. И тут во время очередного прыжка лямка, ослабленная Леньяни, окончательно развязывается, и... лиф балетного костюма спадает.
14. Театр. Зал. Инт. День.
Зал ахает, дамы отводят взгляд.
15. Инт. Мариинский театр. Закулисье. День.
Директор Иван Карлович, с ужасом заметив, что произошло на сцене, толкает своего ассистента.
Иван Карлович: Занавес!!!
Ассистент, спотыкаясь на ходу, бросается к механизму, опускающему занавес, и судорожно пытается привести его в движение.
16. Театр. Оркестровая яма. Инт. День.
Дирижер забывает про оркестр.
17. Театр. Сцена. Инт. День.
Матильда, на секунду замешкавшись от стыда, все же собирает всю свою волю и возвращается. Она продолжает танцевать.
18. Театр. Царская ложа/сцена. Инт. День.
Сквозь бинокль Николай наблюдает за тем, как Матильда справляется со своими эмоциями, несмотря на унизительную ситуацию. В его глазах читается восхищение ее смелостью.
19. Театр. Зал/сцена. Инт. День.
Музыка заканчивается на торжественной ноте, танец завершен. Публика устраивает Матильде, придерживающей лиф одной рукой, бурную овацию. Восторженнее всех аплодирует Николай, буквально вскочивший со своего места. Вся сцена забросана огромными охапками роз – их поток не прекращается.
20. Театр. Закулисье. Инт. День.
Ассистент Виктор подбегает к директору, и они стоят рядом, чуть ли не обнявшись, и наблюдают за кланяющейся Матильдой как завороженные.
Иван Карлович: Ой, как хороша... Magnifique!
Ассистент директора закашливается, обнаружив, что как-то совсем незаметно рядом оказалась прима-балерина Леньяни. Она, видя, как Матильда сумела обратить позор в оглушительный успех, не может скрыть огорчения. Иван Карлович, поймав укоризненный взгляд Леньяни, умолкает.
21. Экст. Ипподром на территории военного лагеря.
Матильда самозабвенно смеется.
Леньяни: Малечка, тебя выбрал этот красавчик князь Андрей. Улыбнись ему.
Кшесинская делает очень серьезное лицо и отворачивается.
Леньяни: Ну и дура. Мне б такого, а не его похотливого папашу.
При этом она одаривает князя Владимира благосклонной улыбкой. Николай на отдельном возвышении смотрит мужской балет. Его внимание переключается на Матильду. Матильда чувствует на себе взгляд, оборачивается.
Другой ракурс. За Матильдой кто-то пристально наблюдает издалека. И тут мужчины в пачках покидают подиум. На него поднимается князь Владимир, чтобы объявить следующий этап празднеств.
Князь Владимир: А сейчас наши лучшие офицеры пройдут небывалое испытание! Тот, кто с риском для жизни добудет корону и доставит ее нашим прекрасным дамам, получит в награду поцелуй своей избранницы!
Казак передает князю Владимиру горящий факел. К Николаю, наблюдающему за балеринами, подходит восторженный князь Андрей с букетом цветов.
Князь Андрей: Как же она прекрасна!
Николай (делая вид, что не понимает): Которая?
Князь Андрей: Кшесинская!
Николай прикладывает к глазам бинокль.
Николай: Недурна.
Князь Андрей: Ничего ты не понимаешь. Если тебя полюбит такая женщина, ты станешь настоящим. Таким, каким тебя задумал Бог.
Николай забирает букет из рук Андрея. Тот застывает от изумления, но не смеет возражать наследнику престола.
Николай: Я хочу узнать, какая она настоящая.
Пятеро мужчин в защитных костюмах и шлемах оказываются в поле зрения на дальнем конце полосы препятствий. Звенит колокол, и все пятеро участников стартуют на полосе препятствий. Участник с налитыми кровью глазами быстро вырывается вперед. Он перебирается через стену высотой двадцать футов, перепрыгивает через ров. Кажется, что его вот-вот догонит другой участник, но лидер отталкивает его на повороте. Во время первого круга один из участников сходит с дистанции. Потом с лошади падает еще один. Впереди – огненное испытание!
Князь Владимир: Продолжать!
Во время третьего круга пламя охватывает одежду лидера. Огонь пытаются погасить, но герой отталкивает всех и доблестно пробивается сквозь дым и пламя к возвышению, на котором лежит символическая корона. И вот корона уже у него в руках, он на финише, срывает с себя шлем, но все, что он видит, это удаляющихся к белой палатке наследника и Матильду. Победитель меняется в лице.
22. Палатка. Инт. День.
Николай приводит Матильду в свою палатку. Подводит ее к кровати, Матильда осторожно опускается на краешек. Николай присаживается рядом. Неловкая пауза. Наследник нерешительно начинает расстегивать верхние пуговки на одеянии балерины. Та продолжает спокойно сидеть, и только руки выдают ее волнение. Николай замирает на секунду. Потом тянется к коробке, которая лежит на кровати. В ней – роскошное украшение.
Николай: благодарю за понимание. (Застегивая колье вокруг шеи Матильды.) Этим подарком я хочу выразить свое уважение к вам.
Матильда: Я вижу, ваше императорское высочество решили почтить меня особым вниманием.
Николай: Надеюсь, вы осознаете, что наши отношения не выйдут за пределы этой встречи, не будете ожидать продолжений, и в этом случае я обещаю позаботиться о вашей участи на сцене.
Матильда встает, медленно садится на колени Николая, обвивая его шею рукой. Так же медленно она опускает Николая на кровать и оказывается в положении над ним. Их лица почти касаются.
Матильда: Послушайте, как будет. Это вы никогда не сможете забыть меня! Будете искать встреч, мучиться и ревновать. И никого вы не сможете полюбить так, как меня.
Матильда резко встает, снимает с шеи колье, бросает его на кровать и выходит из палатки. Растерянный Николай видит только ее ускользающую тень. Вдруг раздается крик Матильды. Теней теперь две. Балерина вбегает обратно в палатку.
Матильда: помогите!
За ней несется победитель соревнований – это поручик Воронцов. Он бросается на Николая, пытаясь ударить его символической короной, доставшейся ему как победителю. В палатку врывается несколько казаков, скручивают Воронцова.
Воронцов: Убью! Ты украл мой поцелуй! Убью!
23. Тюрьма. Внутренний двор. Нат. День.
Стражники волокут Воронцова в рубашке смертника по мрачным коридорам. На секунду его останавливают перед начальником полиции полковником Власовым.
Власов: Если покушался на жизнь наследника – тебя повесят. но если из ревности, из-за этой... балерины – будешь жить. Ну?!
Воронцов не может ничего сказать, странный смех одолевает его, губы прыгают.
Воронцов: Жаль, я его не убил!
Власов: Увести!
Воронцова начинают поднимать по лестнице к виселице. На голову сопротивляющегося Воронцова надевают мешок.
Палач: Не робей, братец, веревка тонка, а смерть легка.
Выбита подпорка из-под люка, веревка рывком распрямляется. Воронцов летит вниз.
24. Театр. Закулисье. Инт. Вечер.
Николай стремительно идет по коридорам театра в поисках гримерной Матильды. Вокруг него совершенно незнакомый ему мир: бесчисленные балетные пачки, театральный реквизит.
25. Театр. Гримерка Кшесинской. Инт. Вечер.
Матильда переодевается. Раздается стук в дверь.
Матильда (прячась за ширму): Войдите!
Николай: Excusez-moi (извините).
Николай ставит на столик перед ширмой корзину с цветами.
Матильда (из-за ширмы): Это все из-за вас!
Николай: Из-за меня? Почему?
Матильда: Меня считают вашей любовницей. все говорят, что свое место на сцене я оплатила телом.
Николай: Вы танцуете лучше всех.
Матильда: Леньяни лучше всех. Единственная в мире, кто крутит тридцать два фуэте!
Николай: Фуэте?
Он пытается изобразить что-то похожее на фуэте. Матильда смеется, наблюдая за ним, потом выбегает из-за ширмы.
Матильда: Не так! Выше ногу!
Они смеются вместе. Матильда хватает Николая за ногу и начинает вращать – быстрее и быстрее.
Николай: На мой день рождения будет бал. Приходите!
Матильда: Балерина? На дне рождения наследника?!
Николай: Мы придумаем вам титул!
Матильда отпускает ногу Николая, тот падает на пол. Она протягивает ему руку, чтобы помочь подняться, и они оказываются очень близко друг к другу.
Матильда: Ваше императорское высочество.
Николай: Зовите меня Ники.
Матильда: У меня, между прочим, права на польский престол! Моя очень давняя бабушка – княгиня Красинская!
Николай: Придете?
Матильда: Ники, я слышала, у вас есть невеста.
Николай: Да, этот союз важен для будущего нашей страны. Отец нездоров после крушения поезда. Он хочет благословить мой брак. Но у меня еще есть время подумать...
Матильда: И сколько вам дали времени?
Николай: До нового года.
Матильда: Это еще не скоро. А я так люблю новый год!
Николай все ближе к Матильде, их лица почти соприкасаются. Последний раз они так стояли, когда на Николая напал Воронцов.
Матильда: Вы не боитесь, что сейчас на вас снова кто-нибудь накинется?
Николай (касаясь губ Матильды): нет.
Матильда резко отходит от Николая. Набрасывает на себя накидку, садится к зеркалу и начинает пудрить лицо.
Матильда: У меня много поклонников, но тот безумец вас чуть не убил.
Николай: Поручик Воронцов. Вы знали его?
Матильда: нет, хотя у меня странное чувство, что я где-то его видела. что с ним стало?
Николай: Я его помиловал.
26. Клиника Фишеля. Процедурная. Инт. День.
Привязанный к стулу Воронцов опускается под воду в стеклянную колбу невероятных размеров. Этот аппарат для психологических экспериментов, изобретенный доктором Фишелем, управляется при помощи особого механизма.
Полковник Власов разглядывает багровое лицо Воронцова под водой.
Власов: Я должен был его отпустить, герр Фишель. Первый раз в жизни я не выполнил повеление царской особы. Может быть, Воронцов и непричастен к крушению царского поезда… Но я абсолютно уверен, что он как-то связан с Кшесинской.
Воронцова поднимают из воды, тот мучительно вдыхает воздух, хрипит.
Власов (продолжает): А она несет угрозу Российской империи гораздо больше любой бомбы! мне нужно оружие против нее. все, что он знает.
Воронцова вновь погружают под воду.
Доктор Фишель: Ваше высокоблагородие, доверие ваше оправдаю. Мы заставили его пережить травматическое происшествие и теперь, погрузив в транс, сможем выяснить всю информацию.
Власов: Ничего не понял. Сбежит – повешу вас вместо него.
27. Клиника Фишеля. Коридор клиники. Инт. День.
Полковник Власов идет по коридорам необычной клиники доктора Фишеля. Всё вокруг в пару, женщины с грязевыми масками на лицах принимают процедуры. Вся клиника уставлена странной формы колбами и сосудами. Тихим голосом китаянка тянет лиричную песню. Полковник то и дело подозрительно оглядывается по сторонам.
28. Экст. Петергоф – фонтаны. День.
Огромный воздушный шар, украшенный изображением двуглавого орла, с корзиной, декорированной цветочными гирляндами, пролетает над дворцом. Сквозь небо, затянутое облаками, пробиваются мягкие лучики солнца. Петергофские фонтаны взметнули в воздух свои дивные струи. Кажется, будто эти серебристые струи пытаются дотянуться до воздушного шара, который начал медленно опускаться над дворцом и фонтанами. Наконец он плавно приземляется на площадку среди фонтанов, и из корзины выходят счастливые цесаревич Николай и Матильда. Вода в фонтане, низвергаемая каскадами, похожа на расплавленное золото. На Николая и Матильду летят брызги, заливая их праздничные одежды водой, но они ничего не видят, кроме друг друга. Из окна дворца за этим зрелищем с каменным лицом наблюдает Мария Федоровна.
29. Инт. Комнаты летнего дворца. День.
Матильда и Николай вбегают во дворец. Легкомысленно смеясь, они бегут из зала в зал, пока наконец не ступают на мягкие ковры роскошной спальни Николая.
30. Инт. Спальня Николая. Вечер.
Мария Федоровна стучится в дверь спальни Николая.
Мария Федоровна: Ники! Ники!
Она стучит снова. Матильда лежит под покрывалом. Николай в смежном помещении открывает огромную коробку с золотым платьем. Услышав голос матери, он замирает.
Мария Федоровна: Папá и гости уже ждут тебя, чтобы поздравить!
Императрица распахивает дверь и сталкивается взглядом с Матильдой. Мария Федоровна отступает назад и говорит в полуприкрытую дверь, отчеканивая каждое слово.
Мария Федоровна: Я надеюсь, мой сын получил от вас все, что хотел, и теперь мы увидим вас только на сцене.
Императрица уходит. Николай решительно заходит в комнату с золотым платьем и кладет его перед Матильдой.
Николай (твердо): Ты пойдешь со мной.
Матильда не может поверить тому, что слышит.
Матильда: Ты сошел с ума!
31. Инт. Большой зал дворца. Вечер.
Гости восстанавливаются после игр и празднеств. Император Александр III в инвалидном кресле выглядит уже совершенно иначе: те нечеловеческие усилия, которые он приложил, удерживая крышу вагона после крушения, серьезно подорвали его здоровье. Рядом с ним любящая Мария Федоровна.
Как только заходит цесаревич Николай, все стекаются к императору, и в зале повисает неловкая тишина. Матильда идет чуть позади Николая. В глазах Марии Федоровны бешенство.
Александр III (гостям, громко): Ну что же не поздравляем наследника, господа?
Гости: Многая лета, ваше императорское высочество!
Николай: Благодарю.
Александр III: Что пожелать тебе, Ники?
Вновь повисает пауза.
Александр III (продолжает): Россию надо держать, держать вот так!
Он пытается сцепить руки со страшной силой, но они расцепляются и бессильно падают на колени. Николай бросается к отцу.
Николай (с тревогой): Папá, как вы?
Александр III: не бойся, сегодня я не умру. (Оглядывая Матильду.) А кто это с тобой?
Николай: Это... княгиня Красинская!
Брови Марии Федоровны взлетают вверх при таком ответе. Удивление читается и на лице князя Андрея.
Александр III: Извольте подойти, сударыня!
Матильда (кланяясь): Ваше величество.
Император шепчет на ухо Матильде.
Александр III: Он только с виду взрослый. На самом деле мальчишка. Ничего я не успел сделать для него. Береги его!
Матильда кивает, глаза у нее на мокром месте, целует императору руку. Она растрогана до глубины души.
Александр III: Благословляю.
Матильда отходит.
Александр III: Устал. Веселитесь, господа!
Начинает играть оркестр. Мария Федоровна разворачивает кресло с супругом и медленно вывозит его из зала. Они исчезают в темноте длинного коридора.
32. Императорский дворец. Коридоры. Инт. День.
Николай стремительно движется по дворцу с самым озабоченным видом, подписывая бумаги на ходу, комкая телеграммы и украдкой пряча в карман, коротко отвечая на вопросы. Его сопровождают Победоносцев, великий князь Владимир и множество министров.