Об экранизации романа Евгения Водолазкина «Авиатор»

СНОБРепортаж

Русские страсти

20 ноября 2025 года в прокат выходит «Авиатор» — экранизация одноименного романа Евгения Водолазкина. Автор «Сноба» Егор Спесивцев встретился с писателем в Суздале незадолго до «взлета»

Мы с вами встречаемся в Суздале — что вы здесь делаете?

Мы с дочерью участвуем в съемках фильма в жанре докуфикшен, который будет называться «Созерцание Суздаля». Приезжаем сюда как люди, которые хотят полюбоваться совершенно удивительным городом. Согласно «Википедии», в нем 9286 человек населения, но при этом он сыграл очень важную роль в истории Древней Руси, чуть не стал столицей. В свое время Суздаль соперничал с Москвой за ханский ярлык — сейчас это трудно представить.

Как вам сегодняшний Суздаль?

Сегодня Суздаль — может быть, единственный город, если не считать, допустим, Тотьмы, где нет ничего лишнего. Никаких небоскребов, никаких жутких труб, «хрущоб». Это такой «городок из табакерки». Просто Суздаль пощадили: его спасла идея «Золотого кольца», которая возникла в 1960-е годы. Все архитектурные новации проводились здесь с оглядкой на историю города, на его туристическое предназначение. И сейчас у Суздаля другое искушение: он стал очень модным.

Здесь покупают дома москвичи, здесь отдыхают. Мы с вами сегодня видели здесь то, что принято называть народными гуляниями. Жители Суздаля уже привыкли к такому положению: они, с одной стороны, ведут себя как жители туристического города, с другой — продолжают жить прежней, размеренной жизнью. Как человек, живущий в Петербурге, я очень хорошо понимаю суздальцев. Жизнь в городе-музее — очень непростое занятие.

Мне Суздаль напоминает не столько музей, сколько руины. Не буквально, конечно, но это во всех отношениях «город, который чуть не стал…». А теперь сюда приезжают люди из городов побольше и умиляются: аутентичности, какой-то глубинной русскости и так далее. Мне здесь скорее грустно.

Мне кажется, речь здесь идет об обычной коллизии между старым и новым, но это не должно огорчать. На фоне нового старое смотрится несколько сиротливо, но это вещь неизбежная. Как ни крути, новое в значительной степени занимает место старого. Это касается не только отдаленных от нас эпох, но и времен относительно близких. Сейчас странно смотрятся многие сооружения советской эпохи. Они похожи на сумасшедшего дедушку, который вдруг выходит к гостям в разгар домашней вечеринки. Это не его время, не его круг и не его стиль.

Я очень хорошо понимаю, о чем вы говорите. Глядя на осколки прошлого, я испытываю желание усыновить ту или иную эпоху, окружить ее своей любовью, как одеялом. Мне хочется это время согреть, потому что оно никогда не вернется. Это желание у меня касается самых разных времен, от Древней Руси до 1930-х годов или 1970-х годов. Несмотря на все трагедии, люди женились, рожали детей. И я пытаюсь себя внедрить в это время, в эти декорации, обогреть собой.

Вы согласны, что «декорации» зачастую важнее событий?

Я бы даже немного расширил эту мысль: меня в прошлом интересуют не столько события, какие-то героические деяния или предательства, сколько детали. Потому что детали — то, что люди, жившие там, видели в первую очередь. Это была авансцена, на которой происходило все, что мы сегодня называем «событиями».

Меня интересуют «несобытия». Это и есть первый план бытия: крики финских молочниц в Петербурге, запахи в морском департаменте — чем там мыли полы? Это все имело свой запах. Или, допустим, стук уколачиваемых колотушкой шашек торцовой мостовой. По воспоминаниям петербуржцев, он разносился почти всегда: мостовые постоянно ремонтировали, по городу ездила целая команда, которая этим занималась. Это очень важные вещи. Они не входят ни в один учебник истории, хотя именно на этом фоне происходили все события. Пока мы не увидим эту сцену, мы не поймем события: для нас они будут возникать, как «бог из машины».

А как пахнет Петербург сегодня?

Как типичный европейский город. У меня есть история на эту тему, но она требует небольшого предисловия: в 1991 году я попал в Германию, и меня удивил запах моющих средств, которыми в супермаркетах мыли полы. Он там был какой-то сладковатый, иногда приторный. В наших же магазинах, после того как помыли полы, всегда пахло хлоркой. Я уже не говорю о туалетах.

И вот однажды мы с нашими друзьями немцами ехали в Ферапонтов монастырь. На полпути из Вологды автобус, который нас туда вез, остановился, чтобы все зашли в туалет. Туалет был без дверей: просто те, кто стоял в очереди, соблюдали дистанцию. Я зашел туда: унитаза не было, но была дырка в полу, которую очень густо, по всему периметру обсыпали хлоркой. Видимо, мыть здесь что-либо было затруднительно, зато хлорки было много. Я, конечно, многое видел, но даже меня такое количество хлорки удивило. Я вышел из туалета, после меня туда зашел немец, и я услышал за своей спиной: Oh, mein Gott! По-моему, он был готов свалиться в эту дыру от ужаса.

Сейчас в Петербурге такого нет. Более того, объективности ради скажу, что Москва и Питер чище, чем Париж и Лондон. Меня это изумило. Изумили крысы, бегающие по парижскому метро, какие-то бумажки, летящие вдаль по рельсам. При этом запахи, которые меня когда-то потрясли в Германии, сегодня перекочевали в Петербург. Он пахнет теми же моющими средствами.

Осенью этого года в кинотеатрах выходит экранизация «Авиатора». Вы уже говорили, что некоторые моменты в фильме будут отличаться от книги, поскольку не все возможно перенести в исходном виде. Можете привести пример такого «неэкранизируемого» фрагмента? Или какой-то новой линии, потребность в которой возникла — ну вот зачем-то.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мечты вредят вашему здоровью Мечты вредят вашему здоровью

Говорят, мечтать не вредно. А что, если наоборот?

СНОБ
Лидер в эпоху перемен Лидер в эпоху перемен

Как стать лидером, за которым пойдут остальные

Men Today
Мариэтта Цигаль-Полищук: «Я не верю в семьи,  где нет любви» Мариэтта Цигаль-Полищук: «Я не верю в семьи,  где нет любви»

«Эту любовь не было нужды играть. Она возникла самостоятельно»

Караван историй
«Прорыв» в будущее «Прорыв» в будущее

Ядерное топливо можно и нужно использовать многократно

Наука
Взлёт и падение Селевкидов Взлёт и падение Селевкидов

Государство Селевкидов стало самым большим осколком империи Македонского

Дилетант
«Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами «Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами

Как мультсериал для взрослых о четырех мальчиках стал прибыльным феноменом?

Forbes
На двух софтах На двух софтах

Почему российские компании продолжают работать на смешанном софте

Ведомости
Атак становится все больше Атак становится все больше

У компаний есть спрос на финансовые гарантии защиты киберсистем

Эксперт
Ингредиент, который необходим для приготовления бургеров, чтобы сократить количество калорий и жиров Ингредиент, который необходим для приготовления бургеров, чтобы сократить количество калорий и жиров

Диетолог рассказал, как бургеры можно приготовить с пользой для организма

ТехИнсайдер
Зубы динозавров «рассказали», какой была земная атмосфера 70 миллионов лет назад Зубы динозавров «рассказали», какой была земная атмосфера 70 миллионов лет назад

Ученые разработали новый метод изучения древней атмосферы

ТехИнсайдер
Слушаю, босс! Слушаю, босс!

Фатальные ошибки в общении с руководством и советы по их исправлению

Лиза
От фан-клуба Джеки Чана до базы красивых актрис: как и кем создавались крупнейшие сайты о кино От фан-клуба Джеки Чана до базы красивых актрис: как и кем создавались крупнейшие сайты о кино

Как и кем создавались самые известные сайты о кино

Правила жизни
От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой

Киногерои, чье бездействие стало зеркалом тревог и надежд целых поколений

Правила жизни
10 фильмов, которые помогут проститься с летом и настроиться на осеннее настроение 10 фильмов, которые помогут проститься с летом и настроиться на осеннее настроение

Фильмы, которые идеально подходят для прохладных дождливых вечеров

Правила жизни
У горных горилл насчитали шестьдесят три жеста У горных горилл насчитали шестьдесят три жеста

Ученые описали жестовый репертуар диких горных горилл

N+1
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
Та еще задачка: сколько лет Вселенной и как ученые это вычислили Та еще задачка: сколько лет Вселенной и как ученые это вычислили

Хитрые ученые даже вычислили возраст самой Вселенной! Но как им это удалось?

ТехИнсайдер
Как социальная ответственность бизнеса меняет медицинское страхование Как социальная ответственность бизнеса меняет медицинское страхование

Почему растет рынок добровольного медицинского страхования

РБК
Генеральная уборка Генеральная уборка

Как РГО старается уменьшить следы антропогенного воздействия

Вокруг света
Как развить интуицию Как развить интуицию

Хочешь научиться доверять внутреннему голосу?

Лиза
Нефть, газ и будущее Нефть, газ и будущее

Стремление заглянуть в будущее — неотъемлемая часть человеческой натуры.

Ведомости
Что такое камера на полосу и что она фиксирует Что такое камера на полосу и что она фиксирует

О чем фраза «Впереди камера на полосу» из автомобильных навигаторов?

РБК
Не всякая поганка — гриб Не всякая поганка — гриб

Почему красивых и изящных водоплавающих птиц назвали поганками?

Наука и жизнь
Онлайн-ритейл ищет рост за МКАД Онлайн-ритейл ищет рост за МКАД

Как меняется объем рынка онлайн-торговли в России

Ведомости
Заповедные нравы Заповедные нравы

«В глуши»: сериал на тему «человеческая дикость на фоне дикой природы»

Weekend
Самое голодное место в мире: что происходит в секторе Газа и можно ли это исправить Самое голодное место в мире: что происходит в секторе Газа и можно ли это исправить

Рассказываем, что происходит в Газе с продовольствием и что к этому привело

Forbes
Новый взгляд Новый взгляд

Элегантный интерьер салона косметологии с авторскими решениями

SALON-Interior
Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП

Как банки при маркетплейсах становятся ключевыми игроками на финансовом рынке

Ведомости
Тигры на колесах Тигры на колесах

Какие азиатские страны рулят сегодня в «высшей лиге» мирового автопрома

РБК
Дэвид Хокни: большой всплеск Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

Монокль
Открыть в приложении