Новый ковчег
Россия — одна из последних стран, где еще есть дальневосточный леопард, снежный барс, лошадь Пржевальского и рыбный филин. Но почти всем этим видам не хватает еды, жизненного пространства и безопасности. Вместе с банком ВТБ и Фондом защитников природы рассказываем о программах, которые помогают вернуть редких животных на карту будущего

Снежный барс
Снежный барс, он же ирбис, он же «призрак гор»… Его численность катастрофически низка в России из-за проблем с кормовой базой, браконьерства и изменения климата. Его основная добыча — сибирский горный козел, который по тем же причинам находится в бедственном положении в ключевых трансграничных местах обитания ирбиса.
В России около 90 особей снежного барса — это 2 % мировой популяции. Дымчато-серый окрас делает его почти невидимым на фоне камней, а широкие лапы с меховыми подушечками позволяют подкрадываться к жертве абсолютно бесшумно. А еще он не умеет рычать из-за особенностей строения гортани.
Ирбис — отшельник. Изучать эту кошку невероятно сложно из-за труднодоступности высокогорных мест ее обитания. Фонд защитников природы помогает уникальной команде исследователей и фотографов получать профессиональные фотографии скрытных кошек и «паспортизировать» российских ирбисов (узор из пятен на шкуре ирбиса уникален, как отпечатки пальцев у человека).
Сейчас на хребте Чихачёва в Республике Алтай — общедоступные охотничьи угодья, там разрешена охота на сибирского горного козла. Из-за недостатка кормовой базы ирбисы нападают на домашний скот и уходят в соседнюю Монголию в поисках пропитания. На хребте будут установлены высокотехнологичные дистанционные фотосистемы. Благодаря им ученые получат качественные кадры-паспорта, которые помогут отслеживать судьбу каждой особи, а значит, помогут сохранить снежных барсов.
Лошадь Пржевальского

Однажды путешественник Николай Михайлович Пржевальский возвращался из Китая в Россию. На пограничном посту ему подарили череп и шкуру странной, неизвестной науке лошади. Пржевальский привез подарок в Петербург, где останки животного исследовали, классифицировали и дали новому виду официальное название в его честь. Несколько лет спустя Пржевальский отправится в пустыню Гоби и встретит там целый табун своих «тезок».
Сегодня это последний сохранившийся на планете подвид диких лошадей, который никогда не был приручен человеком. Но и он долгое время находился на грани вымирания: к 1969 году лошадь Пржевальского была полностью истреблена в природе. Лишь благодаря животным, сохранившимся в зоопарках, вид удалось спасти от полного вымирания.
Вся сегодняшняя популяция сводится к 12 основателям. Из-за риска инбридинга (близкородственного скрещивания) ученые проводят генетический мониторинг лошадей и обмены особями между питомниками.
