Не храм, а комьюнити
Последние несколько лет российские музеи переживают трансформацию. Отвечая на вызовы новой целевой аудитории, они демонстрируют акробатический баланс — сохраняют основную функцию беречь и приумножать наследие, но параллельно осваивают новый язык коммуникации
Все началось с создания безбарьерной среды, но эта задача не везде выполнима. Территории объектов исторического наследия, такие как «Винзавод», нельзя перекраивать. Здесь даже родителю с коляской требуется помощь, не говоря о людях с инвалидностью. Проблему отчасти решают специальные кнопки вызова и отзывчивость персонала.
И все же пандус в XXI веке — это базовый минимум, сравнимый с гардеробом или туалетом. Организаторы музейных пространств понимают, что этим минимумом инклюзия исчерпываться не может.
Инклюзия
Первый и самый заметный тренд — инклюзия. Когда общество открыто говорит о ментальном и физическом здоровье, признает и поддерживает людей с особенностями, музеи не могут остаться в стороне. Однако сегодня организаторы пространств понимают: истинная инклюзия не ограничивается физической доступностью, она требует «интеллектуального гостеприимства».
Чтобы сделать контент понятным для всех, музеи все чаще прибегают к экспертизе профильных организаций. Яркий пример такой синергии — работа центра «Языки без границ», который при системной поддержке банка ВТБ создает новую культуру доступности. Команда фокусируется на качественном видеопродакшене на русском жестовом языке (РЖЯ): среди их кейсов — отмеченные премиями проекты для МХТ имени А. П. Чехова и фильмы к выставкам Еврейского музея и центра толерантности. При поддержке ВТБ центр выпускает подкаст «Диалоги об искусстве» и обучает глухих экскурсоводов, а недавно запустил программу, где людей с нарушениями слуха учат профессиональному закадровому озвучиванию кино.
Появляются маршруты с аудиодескрипцией, экскурсии на РЖЯ, буклеты на «ясном языке», тактильные модели экспонатов и тифлокомментарии к видео. Среди пионеров — Еврейский музей и центр толерантности, практикующий принцип «ничего для нас без нас». Здесь люди с инвалидностью сами участвуют в разработке продуктов: подростки с особенностями слуха создают видеоквесты по экспозиции, а глухие гиды ведут экскурсии на РЖЯ.
В Центре «Зотов», которому недавно исполнилось три года, тоже не обделяют вниманием посетителей с особенностями. Здесь прямо на входе можно взять, к примеру, специальную сенсорную сумку — это продуманный набор инструментов для тех, кто испытывает повышенную тревожность или иначе воспринимает информацию. Содержимое сумки помогает справиться с сенсорной перегрузкой в незнакомой обстановке и адаптировать пространство под себя. Например, мягкий плед, эспандер или массажный мячик помогут успокоиться и снять напряжение. Шумопоглощающие наушники и беруши защитят от громких звуков, а солнцезащитные очки — от яркого света.
