История российской коктейльной культуры

СНОБРепортаж

На роспуск Думской

История российской коктейльной культуры

Автор: Алексей Синяков. Иллюстрации: Chaallka

В марте 2023 года в Санкт-Петербурге закрыли бары на Думской — самой пьяной улице города, а возможно, и страны. Она стала последним прибежищем той бесшабашной коктейльной культуры, что появилась в середине 2000-х. Алексей Синяков узнал, как она пришла в Россию, вместе с каким коктейлем попала в Санкт-Петербург и во что превратилась в Москве.

Миксы из хозмага и коктейли из Юрмалы

В конце 1980-х будущий ресторатор Вячеслав Ланкин отслужил в ВДВ и переехал из Набережных Челнов в Москву. Шла горбачевская антиалкогольная кампания, поэтому он пил практически всё, что можно поджечь. Многие алкогольные напитки тех лет готовились из бытовой химии и напоминали маргинальные коктейли из поэмы «Москва — Петушки».

В 1991 году Ланкин стал сотрудником «Лаки бара» на Остоженке, где работали двое выходцев из Латвии: Юрий Силов и Рубен Погосян.

Силов и Погосян были одними из тех, кто начал создавать коктейльную культуру в Москве. Оба много лет работали в барах «Парус» и «Юрмала» — единственных заведениях в Латвийской ССР, где были разработаны собственные коктейльные карты. Оба были учениками Карла Билдерса — 80-летнего латвийского кока, который ходил на кораблях за границу, окончил королевские курсы барменов в Англии и передавал Силову и Погосяну свои знания, пока его корабли стояли в порту на ремонте.

«Рубен и Юрий стали моими учителями, — вспоминает Вячеслав Ланкин. — Они умели делать довольно сложные коктейли. Вместе с ними я готовил в баре “Маргариту” на основе текилы и “Белую леди” на основе джина. В 1993 году эти коктейли были для Москвы большой редкостью, если не исключением, они стоили больших денег».

После денежной реформы 1991 года, когда российское правительство перестало контролировать цены, а в стране началась гиперинфляция, «Лаки бар» перешел с расчета в рублях на дойчмарки. На небольшом обрывке картона в баре обновлялся курс марок, который его сотрудники считали для себя приемлемым. «Сколько стоила у нас “Маргарита”, не помню, — признается Ланкин. — Коробка конфет продавалась за 25 марок. В начале 1993 года на эти деньги можно было купить женские сапоги. При этом клиенты у нас все равно были. Некоторые пили в том числе коктейли. Ежедневно к нам приезжала на “восьмерке” компания коммерсантов, которая торговала шубами на Лужнецком рынке и зарабатывала на этом огромные деньги, которые вечером пропивала у нас».

Первый московский лонг-айленд

«Главной чертой коктейлей 1990-х была простота, — рассказывает основатель бара “Петров и Васечка” и рюмочной “Комната отдыха”, ресторатор Андрей Петров. — Большинство барменов тогда делали миксы всего из двух составляющих. Чаще всего смешивали вермут или амаретто с апельсиновым соком, либо ром или виски — с колой. На что-то большее в России тогда мало кто был способен».

Импортный алкоголь уже продавался в России, но смешивать его почти никто не умел, подтверждает Вячеслав Ланкин, который как раз тогда всерьез заинтересовался коктейлями, следил за барной жизнью Москвы и думал, как открыть свое заведение.

В 1995 году, после работы с мастерами коктейлей из Латвии, Ланкин основал с друзьями первый тики-бар в Москве под названием «Какаду» — заведение в полинезийском стиле с преобладанием в меню коктейлей на роме. Слова «тики-бар» при Борисе Ельцине в России еще никто не знал, поэтому «Какаду» именовался просто «тропическим баром», поясняет ресторатор. Именно в этом баре впервые в столице появились более сложные, чем «Маргарита», коктейли, которые станут хитами до конца нулевых.

«Никаких книг на русском языке для барменов не было, — вспоминает Ланкин. — Где находить новые рецепты, тогда никто не знал, а у самих барменов получалось смешивать в большинстве случаев очень плохо. Однако в 1995 году в США издали справочник с рецептами коктейлей. Каким-то чудом он попал ко мне в руки.

В нем был приведен рецепт коктейля “Лонг-Айленд”: ром, текила, джин, куантро, лимонный сок и кола. И я подумал: ничего себе! Очень много ингредиентов. Это было очень круто — ничего подобного в Москве еще никто не делал. Мы готовили “Лонг-Айленд” в “Какаду” и подавали в обычных пивных кружках, то есть сразу наливали гостям по пол-литра. Еще мы готовили коктейль в ананасе — вырезали из него сердцевину и заливали его чем-то похожим на “Пина коладу”. Эти миксы тогда у нас покупали, но коктейли все равно не были главным напитком в столичных барах. А было примерно так: к нам приходили гости и говорили: “Принесите нам эту фигню с ананасом и бутылку водки, пожалуйста». Коктейль был украшением стола, но не главным напитком».

Эффект Friday’s

Будущий ресторатор Дмитрий Левицкий до 21 года не знал, что кроме водки и пива можно пить что-то еще. «Именно эти напитки тогда и сопровождали застолье большинства россиян, — вспоминает Дмитрий Левицкий. — Самый популярный коктейль, который они самостоятельно делали, состоял из водки и пива».

В 1998 году Левицкий устроился работать барменом в T.G.I Friday’s — международную сеть ресторанов, которая тогда только начала открывать первые точки в Москве. Там он узнал, что кроме водки существуют другие крепкие напитки и что на их основе можно создавать более сложные, чем у привычного «ерша», сочетания вкусов.

Ресторан Friday’s предлагал гостям все самые известные в западном мире коктейли: «Негрони», «Манхэттен», «Текилу санрайз», «Космополитен» и другие. Тогда их заказывали в основном иностранцы. Смешивание коктейлей в ресторане было поставлено на поток, как приготовление бургеров в «Макдоналдсе». В них не было авторского почерка, но все напитки готовились по строгим рецептам, с точным описанием граммовки ингредиентов и действиями, которые должен совершить бармен — так что качество всегда оставалось одинаковым.

Friday’s был сетевым заведением и поэтому растиражировал коктейли в Москве, сделав им большую рекламу, вспоминает Вячеслав Ланкин. «Бармены, которые прошли через него, стали разносить культуру коктейлей дальше — по другим ресторанам», — добавляет Дмитрий Левицкий.

Ланкин и коктейльный угар

В 1999 году в России на кассетах вышел очередной фильм о приключениях Джеймса Бонда — «Золотой глаз». В одной из сцен коллега Бонда пила через трубочку коктейль со льдом, джином, лаймом и мятой.

«Это был мохито, — вспоминает Вячеслав Ланкин. — Большинство россиян узнали о нем из этого фильма. Тогда же коктейль стал появляться в московских барах, а люди, посмотревшие “Бонда”, стали часто спрашивать его у барменов. Кроме него тогда пили простые миксы вроде рома с колой, шот “Б-52”, появившийся примерно в 1995 году, и “Лонг-Айленд”».

«Лонг-Айленд» оставался самым популярным коктейлем для вечеринок почти до конца нулевых. Эта легкая на вкус и убийственная по эффекту смесь на основе крепких ингредиентов была самым продаваемым коктейлем в Real McCoy — клубе, который Ланкин открыл с компаньонами в 2003 году в высотке у метро «Баррикадная». У популярности «Лонг-Айленда» было несколько причин: он сравнительно недорого стоил, подавался в объеме, близком к пивной кружке, и оттенял крепкий алкоголь освежающими цитрусами. Три-четыре бокала этого коктейля были способны уложить даже самого крепкого посетителя Real McCoy на диван. «Лонг-Айленд» идеально подходил для того, чтобы выпить, потанцевать, снова выпить, уснуть, а затем проснуться и выпить опять — именно такой отдых и любила московская публика начала нулевых.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Максим Матвеев: «Поход к терапевту не делает тебя психом» Максим Матвеев: «Поход к терапевту не делает тебя психом»

Интервью с одним из самых востребованных актеров страны

СНОБ
Инвестиции в антикварные книги: доводы за и против Инвестиции в антикварные книги: доводы за и против

Как разнообразить свой портфель, вложившись в этот не самый очевидный актив

РБК
Секреты китайского автомира. Что полезно знать о машинах из Поднебесной Секреты китайского автомира. Что полезно знать о машинах из Поднебесной

Почему Китай поставляет нам машины уже прямиком из будущего?

СНОБ
Натальный квартет Натальный квартет

«Бэби-тур»: Василий Сигарев о прекрасной России прошлого

Weekend
Де Голль — ставка на «зеро» Де Голль — ставка на «зеро»

Шарль де Голль: пятая республика, сильная власть, отставка правительства

Дилетант
Экономисты описали модель развития России по аналогии с Китаем Экономисты описали модель развития России по аналогии с Китаем

Российская экономика оказалась в ситуации «трех циркуляций»

Forbes
«Советский ковчег» «Советский ковчег»

Высылали «нежелательных элементов» не только из Советской России

Дилетант
Как узнать сколько осталось трафика и сколько израсходовано Как узнать сколько осталось трафика и сколько израсходовано

Если гигабайты куда-то утекают, вот инструкция, как всё держать под контролем

CHIP
Мы в домике Мы в домике

Герои, которые хранят у себя в каминах огонь светской жизни

Tatler
КУОК КУОК

Владимир Сорокин стал первым в СНГ, кто выпустил полноформатный релиз в Telegram

Собака.ru
Мамские амбиции Мамские амбиции

Самое главное, чему стоит учить ребенка с ранних лет

Лиза
Аномальная планета пережила смерть своей звезды: космическая тайна Аномальная планета пережила смерть своей звезды: космическая тайна

Каким-то чудом эта планета продолжает существовать

ТехИнсайдер
Пропускать душ и грызть ногти: 6 детских привычек, которые вообще-то полезны Пропускать душ и грызть ногти: 6 детских привычек, которые вообще-то полезны

Неэстетичные привычки, которые идут детям лишь на пользу

Psychologies
Владимир Хавинсон Владимир Хавинсон

Академик РАН занимается изучением нормализации активности генов больше 40 лет

Собака.ru
Номер на одного: как поездка в одиночестве поможет пережить развод — 3 преимущества Номер на одного: как поездка в одиночестве поможет пережить развод — 3 преимущества

Поездка в одиночестве имеет немало преимуществ

Psychologies
Инъекция генов в печень бабуина позволила вылечить гемофилию Инъекция генов в печень бабуина позволила вылечить гемофилию

Результаты исследования показывают, что данный метод лечения гемофилии безопасен

ТехИнсайдер
Физик разобрался в стабильности нити стрингшутера Физик разобрался в стабильности нити стрингшутера

Физик экспериментально и теоретически исследовал вращение нити в стрингшутере

N+1
«Мозг слушает» «Мозг слушает»

Как создается осмысленный звуковой мир

N+1
Судить по одежке: как имидж и внешность преступника могут повлиять на приговор Судить по одежке: как имидж и внешность преступника могут повлиять на приговор

Действительно ли внешний вид подсудимых имеет значение

Forbes
Скульптор и делец. Как Лука делла Роббиа поставил производство майолики на поток Скульптор и делец. Как Лука делла Роббиа поставил производство майолики на поток

Александр Степанов рассказывает о творчестве художников Ренессанса

СНОБ
Шея девочки была обвита пуповиной: дочь Брюса Уиллиса пережила тяжелые домашние роды Шея девочки была обвита пуповиной: дочь Брюса Уиллиса пережила тяжелые домашние роды

Румер Уиллис раскрыла шокирующие подробности рождения первенца

VOICE
Дети в США все чаще ложатся под нож для удаления лишнего веса. Нормально ли это? Дети в США все чаще ложатся под нож для удаления лишнего веса. Нормально ли это?

Почему все больше детей и подростков из США оказываются на операционном столе

ТехИнсайдер
Лидия Смирнова покоряла мужские сердца и в 80 лет Лидия Смирнова покоряла мужские сердца и в 80 лет

В фильмографии Смирновой много ярких образов

Коллекция. Караван историй
Побег от реальности Побег от реальности

Как художники превратили старую ферму в арт-пространство и приют интеллектуалов

Seasons of life
Легенда на все времена. Wrangler 2024, с новым мягким верхом и 6.4-литровым мотором Легенда на все времена. Wrangler 2024, с новым мягким верхом и 6.4-литровым мотором

Jeep Wrangler сохраняет за собой титул «легендарного внедорожника»

4x4 Club
Протесты в Польше после смерти беременной женщины. Как влияет запрет абортов на психику? Протесты в Польше после смерти беременной женщины. Как влияет запрет абортов на психику?

Как и почему запрет на аборты приводит к росту смертности?

Psychologies
«Может шить, готовить, говорить»: о чем писали поэтессы второй половины ХХ века «Может шить, готовить, говорить»: о чем писали поэтессы второй половины ХХ века

На протяжении долгого времени голоса женщин в литературе были почти не слышны

Forbes
«Инвесторы ждут четких и неизменных правил игры» «Инвесторы ждут четких и неизменных правил игры»

Государство должно расширять территории с комфортными условиями для бизнеса

РБК
Московский дневник: что писал о российской столице немецкий философ Вальтер Беньямин Московский дневник: что писал о российской столице немецкий философ Вальтер Беньямин

Отрывок из московского дневника философа-марксиста Вальтера Беньямина

Forbes
В Германии 300 человек собрались в церкви на необычную службу. Ее провел ChatGPT! В Германии 300 человек собрались в церкви на необычную службу. Ее провел ChatGPT!

Протестанты посетили церковную службу, сгенерированную искусственным интеллектом

ТехИнсайдер
Открыть в приложении