Кривая высшего порядка

До 22 марта 2026-го в Центре «Зотов» проходит главная выставка года — «Татлин. Конструкция мира», приуроченная к 140-летию со дня рождения художника. Открытие состоялось в день рождения выставочного пространства (три года назад банк ВТБ открыл Центр «Зотов» — проект по сохранению и развитию культурного наследия авангарда в искусстве). «Сноб» поговорил о работах Владимира Татлина с архитектором проекта Юрием Аввакумовым.
На вашей работе 1990-х годов из серии «Временные монументы» башня Татлина обрамляет силуэт «Рабочего и колхозницы». Почему вы решили «соединить» именно их?
«Временные монументы» — серия проектных моделей, посвященных героям русского авангарда. Это своего рода оксюмороны — монументы, собранные из временных строительных конструкций. В работе, о которой вы спрашиваете, все началось со скелетов «Рабочего и колхозницы». Они довольно комичны, и я давно думал как-то их использовать. Почти случайно сделал набросок будущей модели, окруженной строительными лесами, и рисунок лесов оказался похож на татлинскую башню. Получилась скульптура внутри конструкции (и наоборот), конструктивизм внутри соцреализма (и наоборот). Эту модель я посвятил Вере Мухиной.
В той же серии есть и прямое посвящение Татлину — «Красная вышка». Это такая специальная установка (строительные леса и пожарные лестницы) для безопасных испытаний летательных аппаратов типа «Летатлин». Спроектирована для парков культуры и отдыха. Еще одна модель, посвященная Маяковскому, называлась «Летающий пролетарий» и представляла собой луна-парковые качели для спортивных состязаний на открытом воздухе. Участвовали две команды из шести спортсменов, сиденье каждого было оборудовано рычагом, приводящим в движение пару крыльев. Почти коллективный «Летатлин».
Кстати о «Летатлине»: что это за проект? Он ведь значительно фантастичнее башни. Да и серийное воспроизводство «Летатлина» представить трудно.
Серийно «Летатлин», конечно, воспроизводиться не мог. В отличие от «Памятника» попыток реконструировать его один в один не предпринималось, настолько это фантастическая ручная работа. Когда смотришь на этот орнитоптер, веришь, что он может летать. В этом сила искусства, превосходящая инженерную алгебру. Помните, как в фильме «Гудзонский ястреб» полетел летательный аппарат Леонардо? Ну вот.
В сопроводительном тексте к выставке вас называют ее архитектором: что это значит?
Я занимался сценографией: размещал в пространстве выставочного зала отобранные кураторами экспонаты (их около 220), структурировал и пространство, и группы экспонатов по заданным темам. Еще определял рамки графического оформления выставки, над которым работал Миша Аникст. Обычно выставочные архитекторы ограничиваются «архитектурой» выставки, а обживают ее кураторы, но я в своей работе привык выходить за рамки обычного. К слову об этом: в серии оммажей Татлину от современных художников есть и моя «Красная вышка», и фроттаж колумбарной доски Татлина из Новодевичьего, и копия его утерянной «Мадонны» 1913 года. А еще я озвучиваю самого Татлина в аудиоцитатах. Последнее мне самому бы и в голову не пришло, но в «Зотове» решили, что я вполне гожусь для этой роли.
