Книжная подборка о том, как мы наследуем, оспариваем и создаем культурные коды

СНОБСобытия

Книги

Новые предки: от балетного «века Майи» до исповеди культового современного режиссера — все тексты из зимней подборки исследуют, как мы наследуем, оспариваем и создаем культурные коды, чтобы понять не только тех, кто был до нас, но и себя сегодняшних

Текст: Наталья Ломыкина

Азарий Плисецкий «Век Майи»

Издательство «Слово/Slovo»

К столетию неподражаемой Майи Плисецкой выходит книга, которая пытается ответить на вопрос, в чем заключались ее величие и магия. Об этом размышляет человек, имеющий на это исключительное право, — младший брат балерины, Азарий Плисецкий, тоже танцовщик балета и педагог. Но это не взгляд изнутри семьи, а, как ни парадоксально, попытка взгляда извне. «Хочу постичь феномен Майи не глазами брата, а глазами зрителя», — формулирует он свой замысел. Плисецкий ведет свое исследование, бережно «перебирая фотографии», пожелтевшие программки и афиши, письма сестры и собственные воспоминания. Брат не спорит с образом великой Плисецкой, но и не пытается отлить ее фигуру в бронзе — он стремится понять, из чего создавалась Майя как явление.

Текст Азария Плисецкого и послесловие Николая Цискаридзе — это два разных способа благодарности и трепета перед той, что стала воплощением русского балета сразу для нескольких поколений танцовщиков. Через личные, близкие, почти интимные наблюдения («Когда Майя протягивала руку...») Азарий Михайлович возвращает читателям ее живое, почти осязаемое присутствие. Многочисленные семейные снимки, ее рукой написанные письма, QR-коды, ведущие к редкой хронике, — и вот уже Плисецкая смотрит на нас тем пронзительным, «дальновидным» взглядом, о котором пишет ее брат. Ее танец был «больше, чем техника», а эта книга — больше, чем воспоминания. «Век Майи» — опыт той самой личной встречи с неповторимой Майей Плисецкой и магией ее искусства, на которую неумолимое время, увы, не оставило нам шансов.

Светлана Павлова «Сценаристка»

Издательство «Редакция Елены Шубиной»

Бойкий роман о поколении сегодняшних 30-летних от Светланы Павловой. «Сценаристка», получившая премию «Лицей» уже на этапе рукописи, — это история Зои, которая, поддавшись внезапной панике, сдает анализы на ВИЧ и ждет результатов, судорожно вспоминая свои романы последнего времени. Павлова необыкновенно хороша в типировании своих ровесников. Она показывает склонную к чрезмерной драматизации сценаристку-провинциалку, которая приехала в столицу и пытается пробиться в творческой среде, и ее подчеркнуто не похожих друг на друга кавалеров. Потомственный музыкант Ян, мальчик из московской интеллигентной семьи, родился с золотой ложечкой во рту и ни при каких условиях не может отложить эту ложечку в сторону. Андрей — рукастый парень из простых, человек приземленный, искренне не понимающий, зачем усложнять жизнь лишними разговорами. И наконец, такой же сценарист, как сама Зоя, застрявший где-то между первыми двумя: Виталий вроде бы легко жонглирует любыми культурными кодами, но интересует его только собственный успех.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении