Выпускники операторского факультета ВГИКа рассуждают о профессии, учебе и кино

СНОБРепортаж

Камерное исполнение

Записал ~ Сергей Алещенок

Никита Кармен в портовом городке Дун-Лэаре в Ирландии.

Столетие ВГИКа практически совпало с выходом сотого номера «Сноба». Мы решили отметить это неожиданное пересечение столь же неожиданным предложением, обращенным к выпускникам операторского факультета легендарного института. По нашей просьбе шесть молодых операторов встали по другую сторону камеры и сделали собственные портреты. А потом порассуждали о профессии, учебе и отечественном кино.

Никита Кармен

24 года
Окончил ВГИК в 2018 году
Избранные работы: к/ф «Моя весна» (реж. а. Цой), к/ф «Лучшее... от первого лица» (реж. а. Цой; Гран-при фестиваля «Киношок-2017»), к/ф «Удушье» (реж. Н. марсакова), д/ф «анатолий Крупнов. Он был» (реж. Д. иванкова; Приз зрительских симпатий ММКФ-2019)

Про выбор

Многие считают, что у меня просто не было другого выбора, кроме камеры, потому что и прадед, и оба деда, и отец – все кинооператоры. Да и мама – режиссер-документалист. Но на самом деле выбор был! При том что вырос в киношной семье, я не был ребенком площадки и впервые попал на нее чуть ли не в институте. Смешно об этом вспоминать, но фотографировать я начал, чтобы не ходить на математику: в школе, если снимаешь разные школьные мероприятия, тебя отпускают с уроков. Так вот и увлекся! Пошел на курсы фотографии, потом на подготовительные курсы во ВГИК. Больше всего меня там зацепило сочетание искусства и технологии. Ну и люди вокруг были действительно особенными – и ребята, и преподаватели. Потом, когда я уже поступил во ВГИК, мне повезло попасть в мастерскую Игоря Семеновича Клебанова.

Про удачу

Я считаю огромной своей удачей во ВГИКе встречу с Сашей Цоем, актером и режиссером. Мы с ним начали со студенческих упражнений и дошли сейчас до полнометражной картины, которая к декабрю, я надеюсь, будет полностью закончена. Сначала мы делали маленькие одноминутные фильмы. Потом сняли 17-минутный однокадровый фильм «Лучшее… от первого лица», который стал и его, и моим дипломом. Мы шли вместе от малого к бóльшему, от сегментов историй к большому рассказу. И все наши с Сашей фильмы сейчас можно прочесть как этюды к нынешнему полнометражному фильму с рабочим названием «Когда она приходит». Нам хочется, чтобы в этом фильме сработал эффект послевкусия, пролонгированного действия. Вместе с Сашей и художником-постановщиком фильма Денисом Токаревым, хорошо чувствующим пластику экрана, мы пытались сделать кадры «многослойными»: за движением сюжета и игрой актеров старались не упустить кинодвижение.

Про Дублин

Мне хотелось бы снимать самое разное кино и не только в России. Для начала я решил продолжить кинообразование. В Европе. Так что сейчас я учусь в Дублине. Самое большое отличие от классического вгиковского образования – в основном посыле всех занятий и лекций: оператор должен мыслить как режиссер, должен снимать не просто «красиво», он обязан думать про драматургию изображения. Во ВГИКе мы, конечно, тоже об этом говорили, но не так много.

Про красоту, актрису и аргументы

Для оператора важно искать новый подход к каждой своей работе, не становиться заложником уже найденных решений и, конечно же, найти единомышленников, с которыми интересно и жить, и работать. В 1950-е, в эпоху звезд, именно актриса могла сказать продюсеру: буду работать только с НИМ, потому что ей нравилось, как он ее снимает. Сейчас красота перестала быть непреложным аргументом в выборе оператора. Стилистика, манера, почерк, гибкость, визуализация настроений – вот чего ждет от операторов режиссер.

Антон Миронович

26 лет
Окончил ВГИК в 2019 году
Избранные работы: х/ф «Русская смерть. Часть 2» (реж. В. мирзоев), к/м «Мятежный» (реж. Е. Цыганов), к/м «Девочка и дерево желаний» (реж. а. Лупашко), к/м «Старик и муха» (реж. П. Сеплярский)

Про счастье

Я счастлив, когда много работаю. Несколько рекламных проектов одновременно плюс сложные творческие съемки равно три часа сна в сутки и – ощущение тотального счастья. Ловлю свой дзен в этом сумасшествии. Наверное, смогу сказать, что моя профессиональная жизнь удалась, если за год у меня будет один выходной. Я готов к этому и морально, и физически.

Про конкурентное преимущество

Когда я снимал первые коммерческие ролики, то после смены собирал опергруппу и просил каждого прокомментировать, что я плохо объяснил, где нечетко дал установку. Чем яснее и доходчивее ставишь задачу, тем выше КПД твоего цеха и изображение получается ближе к твоей задумке. Собственно, конкурентное преимущество профессионального оператора по сравнению, например, с видеографом заключается в умении управлять большой группой и решать сложнопостановочные задачи.

Про режиссера

Думаю, главное желание оператора в России – встретить вдумчивого режиссера. И хороший сценарий. Практически невозможно найти пример, когда картину хорошо принимают только потому, что она отлично снята, а сценарий и режиссура при этом плохие. Зато обратных примеров достаточно.

Про летчиков

Вообще я не собирался становиться оператором, хотел быть военным летчиком, как отец. Он рано ушел – мне было шесть, – но успел заразить меня небом. Я собирался поступать в летное училище, но у меня плохо со зрением. Стал думать об операции, даже заработал на нее денег, но врачи сказали, что со «сделанным» зрением меня все равно не возьмут. Это было полным крушением моих планов на жизнь, и нужно было срочно с нуля решать, чем же теперь заниматься. Я всегда увлекался фотографией (кстати, первый фотоаппарат дал мне в руки отец) и решил поискать что-то в этом направлении. Поступил на режиссерский факультет в «кулек», Институт культуры, посчитав, что там будет возможность попробовать разные специальности, так в итоге и вышло. Ужасное место, но там я понял, что мне нравится снимать, причем именно постановочные вещи. Решил идти на операторский. Во ВГИК я поступил с третьего раза, параллельно учась в «кульке», так что у меня неоконченное высшее по режиссуре.

Про надежду русского кино

Хочется, чтобы в России развивалось независимое от господдержки кино. Пока с этим сложно. Хотя в целом в случае с нашим кино пациент скорее жив, чем мертв. Конечно, проблем много, и быстро они не уйдут, но я, например, вижу просвет в том, что рекламные продакшены начинают приходить в кинопроизводство. Мы наблюдаем тот же процесс, что и в Европе, где компании, специализировавшиеся только на рекламе, вырастая, начинают делать кино.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Viennacontemporary: артодоксия в действии Viennacontemporary: артодоксия в действии

Интервью с владельцем ярмарки современного искусства viennacontemporary

СНОБ
Тамара Гвердцители: «Трудно быть толстокожей» Тамара Гвердцители: «Трудно быть толстокожей»

Певица откровенно о том, чем занято ее сердце

StarHit
«Лучшие люди не должны жить в покое» «Лучшие люди не должны жить в покое»

Очерк о Наталье Почечуевой и её кочевом сознании

СНОБ
Первая скрипка Первая скрипка

Светлана Сурганова рассказывает о своём новом проекте и отношении к рэпу

OK!
Петр Авен и его каталоги Петр Авен и его каталоги

Интервью банкира и коллекционера

СНОБ
Ольга Паскина: Пример для подражания Ольга Паскина: Пример для подражания

Как у Ольги Паскиной получается жонглировать более чем 30 активами холдинга

Cosmopolitan
Диана Вишнёва: Матч в контексте Диана Вишнёва: Матч в контексте

Очерк Сергея Николаевича о Диане Вишнёвой, балерине Мариинского театра

СНОБ
«В 90-е было легче»: как оценивают изменения в российском бизнесе миллениалы и бумеры «В 90-е было легче»: как оценивают изменения в российском бизнесе миллениалы и бумеры

В 90-е годы бизнесмены боялись бандитов, сейчас — государство

Forbes
Жан-Поль Готье: Танцуют все! Жан-Поль Готье: Танцуют все!

Интервью Сергея Николаевича с великим модельером Жан-Полем Готье

СНОБ
Как восстановить волосы после отпуска? Как восстановить волосы после отпуска?

Можно ли вернуть волосам прежний вид домашним уходом после отпуска

Худеем правильно
Словарь Горона Словарь Горона

Очерк Катерины Кузнецовой о талантливом поэте Евгении Гороне

СНОБ
На выдумки хитры На выдумки хитры

Владельцам шеринг-проектов приходится вводить новые услуги

РБК
Дело Дело

Отрывки из книг Кирилла Серебренникова и Алексея Малобродского

СНОБ
Четыре реалистичных правила самопомощи Четыре реалистичных правила самопомощи

Правила, которые помогут убедиться, что мы способны поддержать себя

Psychologies
Драма 1921 года Драма 1921 года

Страшные подробности царь-голода в Советской России 1921 года

Дилетант
Как начать заниматься спортом? Как начать заниматься спортом?

Вам кажется, что вы слишком стары или толсты, чтобы купить абонемент на фитнес

Худеем правильно
Шевели мозгами Шевели мозгами

Чтобы серое вещество не превратилось в серую массу, нужны постоянные нагрузки

GQ
Как быть, если из вашей супружеской жизни исчез секс? Как быть, если из вашей супружеской жизни исчез секс?

Насущная и понятная многим проблема – отсутствие половой жизни

GQ
Я – Янковский Я – Янковский

Ивану Янковскому уже пророчат место главного артиста страны

Esquire
Препарат на миллиард: кто зарабатывает на порошке, который рекламируют Сергей Шнуров и Ксения Собчак Препарат на миллиард: кто зарабатывает на порошке, который рекламируют Сергей Шнуров и Ксения Собчак

Андрей Попилов привез в Россию рецепт сорбента «Полисорб» из Украины

Forbes
Столбняк Столбняк

Есть ли риск подхватить столбняк сегодня

Здоровье
«О колонизации и изгнании со сцены еще не говорили». Каролин Нгуен о спектакле «Сайгон», хедлайнере фестиваля «Территория» «О колонизации и изгнании со сцены еще не говорили». Каролин Нгуен о спектакле «Сайгон», хедлайнере фестиваля «Территория»

XIV фестиваль-школа современного искусства «Территория»

СНОБ
Вымпел «Сапфира» Вымпел «Сапфира»

Выставка «Студёное море — северные рубежи: история обороны Русского Севера»

Дилетант
Калькулятор счастья для миллениалов: как почувствовать радость от жизни Калькулятор счастья для миллениалов: как почувствовать радость от жизни

Калькулятор счастья для миллениалов

Forbes
Кто из миллиардеров хочет платить больше налогов Кто из миллиардеров хочет платить больше налогов

Богатейшие американцы хотят платить больше налогов

Forbes
Ульф Нильсон: «Смерть — табу для взрослых, но не для детей» Ульф Нильсон: «Смерть — табу для взрослых, но не для детей»

Как стать детским писателем, и какие темы волнуют любого ребенка?

Psychologies
Битва за импичмент Битва за импичмент

Процесс, запущенный палатой представителей, может спутать карты абсолютно всем

Огонёк
Татьяна Черниговская feat. Лев Лурье: «В мире творится полное безумие — ему требуется психиатр» Татьяна Черниговская feat. Лев Лурье: «В мире творится полное безумие — ему требуется психиатр»

Футуристические сценарии обсудили Татьяна Черниговская и Лев Лурье

Собака.ru
«Буду лучшей ради вас»: дочь миллиардера Бориса Ротенберга записала песню с рэпером Джиганом «Буду лучшей ради вас»: дочь миллиардера Бориса Ротенберга записала песню с рэпером Джиганом

Дочь Бориса Ротенберга записала совместную песню с рэпером Джиганом

Forbes
Почему зарубежным трендам тяжело прижиться в России Почему зарубежным трендам тяжело прижиться в России

К сожалению, в России нет ни индустрии моды, ни умения одеваться

GQ
Открыть в приложении