В Музее иудаизма попытались визуализировать победу слуха над зрением

СНОБКультура

Имеющий уши да увидит

Взглянуть на то, как Зигмунд Фрейд решил перестать смотреть на пациентов и начал их слушать? В начале года такой шанс представился посетителям парижского Музея иудаизма, где попытались визуализировать победу слуха над зрением.

Кира Сапгир

«Искушение святого Антония», Фелисьен Ропс, 1887.

В Вене, где проходят первые этапы моей эмиграции, австрийская переводчица мне назначает встречу в «чисто венском» кафе «Ландтман» на знаменитом Ринге (по-нашему – Кольцевой), откуда двинулся в мир архитектурный модерн-арт.

В уютном ретро-кафе за яблочным штруделем и кофе со сливками по-венски мы обсуждаем будущее моей книги.

– Послушайте, – неожиданно для самой себя обращаюсь я к переводчице, – если бы я не знала точно, что это не так, я бы сказала, что здесь мог бывать Зигмунд Фрейд.

– Почему, собственно, вы так решили? – округляет глаза моя собеседница.

– Ну, не знаю, тут такие занавесочки… что-то такое из подсознания...

Но ведь это действительно было любимое кафе Фрейда!.. – ошеломленно восклицает переводчица.

Ну да! Именно здесь, как впоследствии стало для меня очевидно, встречался со своими адептами и пациентами великий разрушитель веры человека в себя.

Таких гениев-развенчателей за всю историю насчитывается трое. Коперник сместил человечество из центра Вселенной. Дарвин объяснил происхождение человека не Промыслом Божьим, но законами эволюции. И наконец, Фрейд объявил человеку, что не только ум и сердце диктуют его поступки, но и подсознание – загадочный подвал, где водятся чудовища и который венский профессор высветлил фонарем психоанализа.

Столетиями люди считали разум единственной движущей силой в человеке. Но в начале XX века вдруг открылась тревожная истина: анализ человеческого сознания оказался недостаточным для понимания человека. Подлинную роль бессознательного в психике и повседневной жизни показал миру Зигмунд Фрейд.

И сегодня, в дни своего двадцатилетия, парижский Музей истории и искусства иудаизма чествовал Зигмунда Фрейда первой во Франции мультимедийной выставкой «От вглядывания к вслушиванию» (Du Regard à l’Écoute), посвященной взаимосвязи фрейдизма и искусства.

У входа в ренессансный особняк Сент-Эньян, в сердце древнего квартала Маре, в дни выставки красовалась афиша с портретом Фрейда работы фотографа Макса Хальберштадта, мужа дочери Фрейда Софи. В самом же выставочном пространстве нас ожидало плавание по «морю Фрейда» в окружении более чем двухсот экспонатов из парижских музеев современного искусства и Орсе, венского Музея Леопольда и других престижных артинституций.

«Лекция доктора Шарко в больнице Сальпетриер», Пьер Андре Бруйе, 1887.

Здесь и фотографии, и архивные материалы, и первые документальные ленты, и рукописи как самого Фрейда, так и его соратников и предшественников. Но самое главное тут – шедевры мастеров живописи рубежа двух столетий: Густава Климта, Оскара Кокошки, Рене Магритта, Марка Ротко, Эгона Шиле, Сальвадора Дали и примкнувшего к ним на правах почетного гостя из другой эпохи Гюстава Курбе. Его знаменитейшему и скандальнейшему полотну «Происхождение мира» отведен особый зал.

Выставка разделена на девять «новелл», каждая из которых трактует тему по-своему.

Венский профессор всегда предпочитал Вене Париж. В 1885 году он получил доцентуру и исследовательскую стипендию, благодаря которым смог поехать в Париж и в течение четырех месяцев стажироваться в клинике Сальпетриер у Ж. Шарко, находившегося тогда в зените славы. И открывает парижскую экспозицию полотно Пьера Андре Бруйе «Лекция доктора Шарко в больнице Сальпетриер» (1887). На нем мэтр ныне отмененной болезни истерии Жан Мартен Шарко (1825–1893) демонстрирует метод гипноза при работе с пациенткой. Репродукция этой картины красовалась на стене кабинета Фрейда на ул. Берггассе, 19.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В понедельники больше никогда В понедельники больше никогда

Музею изобразительных искусств им. Пушкина становится тесно в столице

СНОБ
Иван Янковский: Для меня путь важнее, чем точка назначения Иван Янковский: Для меня путь важнее, чем точка назначения

Иван Янковский — про испытание популярностью и работу с Юрой Борисовым

Ведомости
Найди в себе ген директора Найди в себе ген директора

Пройди тест и узнай, какой из тебя получится босс

Maxim
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Федор Павлов-Андреевич: Тело не лжет Федор Павлов-Андреевич: Тело не лжет

Художник Федор Павлов-Андреевич рассказал, что общего у перформанса и подвига

СНОБ
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Эмилия Кларк: “Мне фантастически повезло, что я еще жива” Эмилия Кларк: “Мне фантастически повезло, что я еще жива”

Отношения Эмилии Кларк с жизнью и смертью

Psychologies
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Чечилия Бартоли. Рыцарь в дирндле Чечилия Бартоли. Рыцарь в дирндле

Чечилия Бартоли на сцене уже тридцать два года, но удивлять не перестает

СНОБ
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
«Все мы умираем детьми». Памяти Владимира Шарова «Все мы умираем детьми». Памяти Владимира Шарова

Режиссер Владимир Мирзоев посвятил своему другу Владимиру Шарову мемуарный очерк

СНОБ
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
Полеты в кино и наяву Полеты в кино и наяву

Освободившиеся просторы ЦДХ станут обитаемой вселенной нового «Соляриса»

СНОБ
Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем

Как помочь своему организму заснуть?

Maxim
Нижние котлы Нижние котлы

В попытках построить земной рай люди неизбежно устраивают настоящий ад

GQ
Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований

Почему сахар провоцирует воспаления клеток?

ТехИнсайдер
Мартин Селигман: «Позитивная психология ищет то, что лежит за пределами нуля» Мартин Селигман: «Позитивная психология ищет то, что лежит за пределами нуля»

Встреча с основателем позитивной психологии

Psychologies
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Как не сойти с ума от онлайн-впечатлений Как не сойти с ума от онлайн-впечатлений

Карантин расшатал потребительские привычки, а вместе с ними – стиль жизни

GQ
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Субпродукт из криптовалюты: как устроен фьючерс на ETF на биткоин Субпродукт из криптовалюты: как устроен фьючерс на ETF на биткоин

Зачем Мосбиржа запустила торги фьючерсом на IShares Bitcoin Trust ETF?

Forbes
Как брат с сестрой создали в Томске бизнес с незрячими массажистами Как брат с сестрой создали в Томске бизнес с незрячими массажистами

Что подтолкнуло брата с сестрой на открытие школы массажа с незрячими

Forbes
Секвенирование ДНК из воздуха сообщило о составе биомов и человеческих популяций Секвенирование ДНК из воздуха сообщило о составе биомов и человеческих популяций

Секвенирование ДНК как способ быстрого и неинвазивного анализа биомов

N+1
Золото Владивостока Золото Владивостока

Владивосток: город, где каждая сопка — готовый кадр для открытки

Отдых в России
Не дай себе захоснуть Не дай себе захоснуть

Что и сколько пить в жару

Лиза
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Возвращение к истокам Возвращение к истокам

Бизнес-седан Audi A6: классика и одновременно статус

Автопилот
Здоровье с поддержкой Здоровье с поддержкой

В России отрасль развития медицинских технологий проходит этап становления

Ведомости
Андрей Могучий Андрей Могучий

Режиссер главного спектакля десятилетия, Андрей Могучий

Собака.ru
Открыть в приложении