Что скрывается за книжными полками земного книгохранилища

СНОБКультура

Фастлит 3

Идеи, озвученные на площадке Симпозиума «Создавая будущее», нашли литературное воплощение в серии рассказов, написанных специально для «Сноба». История Эдуарда Веркина — о том, что скрывается за книжными полками земного книгохранилища

Эдуард Веркин

Четверг, книжный вор, Лапин стоял под словом «цыо». Вернее, сочетанием, вряд ли это слово, возможно, транскрипция, Лапин не был уверен. Буквы плавали в постоянном инерционном поле, русский, латиница, хирагана, прочие. Литеры и знаки заполняли атриум, от калейдоскопа мозаики под ногами до витража в куполе, висели в неподвижном воздухе, покачивались. Лапин взмахнул рукой, от «цыо» отделилась «о», ушла книзу, затем набрала высоту — теперь, вероятно, слово.

Лапин надел войлочные бахилы и двинулся через атриум, буквы предупредительно и медленно расступались перед ним и быстро сходились за спиной, сталкивались, рассыпались, сбивались в стайки, складывались в ступенчатые сочетания, в несочетания, в шуршащие вихри, в слова несуществующих языков. В солнечные дни буквы держались выше, в пасмурные оседали ближе к полу, зимой почти не двигались, весной проявляли беспокойство.

Лапин пересек атриум и задержался перед панорамной стеной.

Сапфир был, как всегда, прозрачнее воздуха, мир вне библиотеки приобрел резкость и плоскость дагерротипа, крупные и мелкие детали утратили объем, смыкались слоями, цвета теряли оттенки и находили границы, пейзаж пульсировал, становясь чертежом, через секунду палитрой, снова контрастным чертежом, снова пятнистой палитрой. Лапину нравилось стоять у сапфировой стены и смотреть на Волгу. К реке — широкая лестница, на воде яхты, над яхтами восходил город, между башен с трудом протискивались облака, сегодня пасмурно.

За двадцать лет Лапин научился понимать присутствие. Читатели присутствовали явно. Они листали книгу посетителей и забывали ее закрыть, иногда оставляли записи, иногда — рисунки, иногда складывали из букв атриума слова и предложения. Читатели бродили по залам, перекладывали книги, забирали их домой, спорили, встретившись в холле и на балконах, смеялись, возвращались, библиотека любила читателей. Когда в библиотеке задерживались читатели, в буфете начинало вариться какао, на галереях просыпалась музыка, а витражи светились приветственно и ярко.

Иногда в библиотеку заходили случайные посетители, они присутствовали по-своему. Гоняли буквы в атриуме, бегали по мраморным галереям, поднимались в золотой читальный зал и в медный зрительный зал театра, дурачились на сцене среди декораций, представляя актеров, спускались в буфет, привлеченные запахом, пили знаменитое какао с перцем, порой заглядывали в хранилище, неглубоко. Снимали книги со стеллажей, листали, равнодушно возвращали на полки. Библиотека встречала их снисходительно, а если гости начинали вести себя сверх положенного, вредничала, замки на дверях капризничали, мрамор на ступенях становился скользким, а перила кусались статическим электричеством.

Обычно людей не было неделями, библиотека сжималась, зажмуривалась, свет в атриуме тускнел, сапфир покрывался пылью, буквы переваливались со скрипом, гласные запекались в безобразные сгустки, согласные вытягивались в нити, воздух останавливался и делался сух. К Лапину библиотека привыкла и давно не обращала на него внимания, он обходил этажи, оживлял запинающиеся лифты, незаметным спускался и поднимался в хранилища, библиотека спала в ожидании читателя.

Библиотека не любила книжных воров, Лапин вступил в холл и немедленно почувствовал ее настроение: буквы в атриуме похожи на дикобразов — шары, обросшие шипами, как цыо.

— Я здесь, — сказал Лапин.

Книжный вор не cтанет сидеть на лестницах, не поднимется в театр, вор сразу из холла, мимо ощетинившихся букв в фонды, его цель там, среди книг, полок, стеллажей. Лапин проверил бахилы, снял фиксатор стимула и вступил в хранилище.

Идти по следам книжного вора труда не представляло, библиотека предусмотрительно отмечала его продвижение: выдвинутыми из строя корешками, светом, еле заметно мерцающим там, где ступал вор, запахом. Книжный вор пах черемухой, фильтры старательно выбрали из соседних линий запахи бумаги, клея, дерева и кожи, запахи предыдущих посетителей, натянув запах вора острой нитью. Лапину казалось, что он почти видит ее — изумрудную черемуховую леску.

Лапин шел по следу и размышлял, откуда черемуха и на какую собаку он стал похож. Черемуха озадачивала. Лето закончилось, черемуха давно отцвела. Черемуховые пироги пахли ягодами, а не цветом, здесь же несомненно был горький цвет. Возможно, одеколон. Сейчас почти не пользуются, но книжные воры склонны к экстравагантности. Или гастроном. Вор мог коптить на черемуховых опилках, допустим, сыр, заготавливал дрова, пилил, пропитываясь горьким холодом… На хаунда. С грустными глазами, с толстыми ушами, он разбирается в запахах, он определяет свое местоположение по сочетанию цвета на обложках, он любит дагерротип мира у сапфировой стены, ощущает вибриссами мельчайшее движение воздуха, влажным носом — малейший перепад температур, он слышит отклонения в тишине, шагает бесшумно, пожалуй, он похож на хаунда. Лапин вспомнил «Ручейник», умелый фастлит, эксперименты по выведению homo instrumentum. Лапин подумал, что он постепенно становится таким homo, букхаундом, почти стал. Возможно, цыо.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении