Едем дальше: новая туристическая карта России
Разбираемся, как новое поколение меняет философию туризма и превращает непопулярные прежде места на карте России в направления мечты

Стремясь заново переизобрести все, что только можно, новое поколение изменило само представление о том, что такое хорошее путешествие. Если их родители покупали готовые туры, чтобы ни о чем не беспокоиться, и ценили в поездках в первую очередь уровень сервиса, то для современных путешественников главные приоритеты — уникальный опыт, яркие эмоции и возможность увидеть нетуристические достопримечательности. Изменилась и туристическая карта — теперь популярными становятся такие локации, какие у прошлых поколений вызвали бы скорее недоумение и ужас. Нынешним же молодым туристам идея провести отпуск на Крайнем Севере или Дальнем Востоке кажется невероятно заманчивой. И если раньше топовые направления внутреннего туризма ограничивались городами «Золотого кольца», южными курортами и раскрученными брендами вроде Алтая и Байкала, то сегодня в тревел-трендах совсем другие направления.
Мурманская область
Кольский полуостров, почти целиком лежащий за Полярным кругом, каждый год стабильно показывает прирост турпотока на 10 % и более. Хотя еще совсем недавно сама мысль поехать туда на отдых казалась абсурдом: ну какой может быть отдых в Заполярье среди депрессивных рабочих городков и вымирающих рыбацких поселков?

Один из таких пунктов — Териберка — в 2014 году стал идеальной декорацией для хтонической драмы Андрея Звягинцева «Левиафан». Но молодые зрители разглядели за удручающей бытовой картинкой подлинную красоту нордической природы и устремились на север, чтобы увидеть все своими глазами. Поначалу просто делали фотосессии на заброшках и пляже с круглыми валунами, а затем так вдохновились локацией, что решили превратить Териберку из символа тоски и безысходности в символ возрождения. В 2015 году активисты организовали здесь первый, скромный еще фестиваль «Териберка. Новая жизнь», чтобы привлечь внимание к поселку и помочь развитию малого бизнеса. И это действительно стало началом новой жизни, причем для всего Кольского полуострова.
Сегодня Арктический фестиваль в Териберке стал одним из крупнейших событий на Русском Севере — летом 2023 года он собрал рекордные 15 тыс. гостей. Поселок-призрак превратился в туристическую Мекку, а National Geographic включил его в топ-20 лучших мест для путешествий в России. Рядом с заброшенными домами и кладбищем кораблей появились отели, глэмпинги, рестораны и арт-объекты, а живописные окрестности объявили природным парком. Проблемой оставалась только разбитая грунтовка, но к ноябрю 2025 года решили и ее — теперь от Мурманска до Териберки ведет идеальное новенькое шоссе.

Да и сам Кольский полуостров больше не депрессивная окраина, для нового поколения это доступный «домашний» Север, где можно прочувствовать на себе всю заполярную экзотику, не выходя из зоны комфорта. И заниматься делами, которые для зумеров куда интереснее, чем пляжный отдых. Летом — гулять по настоящей тундре, наблюдать за китами и участвовать в крабовом сафари. Зимой — кататься на лыжах или сноуборде в Кировске, ставшем одним из лучших горнолыжных центров России, любоваться северным сиянием и плавать среди льдин в смешном непотопляемом термокостюме для айс-флоатинга. Одна из новых точек притяжения на Кольском — городок Апатиты, который после открытия ЦСИ «Сияние» начал превращаться в важный центр современного искусства. А в Мурманске растет количество заведений, предлагающих новую арктическую кухню. Первый посвященный ей фестиваль «Вкус Арктики» состоялся в 2018 году и оказался столь успешным, что стал стимулом для развития локальной гастрономии и в других регионах России.

Архангельская область
По данным тревел-сервиса OneTwoTrip, в 2025 году самым популярным направлением в России среди туристов 18–27 лет стал Архангельск, обойдя по количеству запросов даже Санкт-Петербург и Казань. Симпатии зумеров столица Поморья заслужила не только из-за белых ночей, северного сияния и низких цен, но и благодаря умелой и тонкой работе с культурными кодами. Путешественникам крайне важно чувствовать локальный колорит, а переосмысление и интеграция старинных поморских традиций в современную жизнь в Архангельской области и в особенности в ее столице происходят здесь на всех уровнях — от городских фестивалей до модного сити-бренда «Доска Треска» и возрожденного рецепта кофе по-мезенски со специями и солью, который можно попробовать только здесь.

Туристический поток в регион за последние пять лет вырос на 43 %, и помимо Архангельска в список наиболее востребованных локаций вошел расположенный по соседству Северодвинск, который еще недавно был закрытым военным городком. Его трансформации в одно из самых модных и «движовых» мест региона помогают усилия городской администрации и местного бизнеса, в том числе Объединенной судостроительной корпорации, находящейся в доверительном управлении ВТБ – банка, известного своим деятельным участием в важных социальных региональных проектах, меняющих жизнь местного населения. Поддержка бизнеса помогает, в частности, северодвинской арт-команде «Сборная Тайболы» — основателям и участникам культурно-экологического фестиваля, проходившего в Архангельской области более 15 лет. Их арт-проекты активно преображают город, одна из самых интересных акций — серия муралов, посвященных культуре и экологии, а также истории Северодвинска: например, черно-белые репродукции архивных снимков, к которым ученики местных художественных школ добавили трогательные цветные ответы
