Домашние для домашних
«Сноб» собрал истории домашнего театра в России и поговорил с главным режиссером Нижегородского ТЮЗа Иваном Пачиным о том, как любительские спектакли меняют людей, а игра внезапно становится самым серьезным делом.

Почти в каждом классическом произведении есть сцена с домашним театром. Долгое время такие постановки были одним из главных семейных развлечений, но после революции традиция повисла на последних необорванных ниточках.
Сказать, когда в России зародилась традиция домашнего театра, сложно. Можно было бы повести отсчет с момента, когда царь Алексей Михайлович пригласил во дворец иностранцев, чтобы они разыграли действо по написанной специально для события пьесе. Дворец — тоже дом, а спектакль смотрел явно ближний круг. Для царя поставили кресло, вельможи сидели на скамейках в зале, а кто-то даже стоял на сцене. Царица вместе с другими женщинами смотрела «непотребство» сквозь специальную решетку — театр казался еще непривычным и даже греховным, но положение обязывает, да и как запретить человеку смотреть на то, что происходит в собственном доме?
Можно было бы сказать, что домашний театр начался с тех пор, когда боярин Матвеев, вдохновившись придворным театром, собрал дворовых людей и иностранцев, чтобы они услаждали взор его и знакомых. Почти сразу знать последовала его примеру, и вплоть до отмены крепостного права редкое торжество обходилось без крепостного театра.
Есть много других событий, от которых можно было бы повести историю одного из главных дореволюционных развлечений. Но театр, о котором пойдет речь в этой статье, обладает несколькими признаками. Во-первых, это театр домашних для домашних. Актеры и зрители равны и знакомы. Это не публичный театр, а развлечение для узкого круга. Во-вторых, это театр любительский. Хотя в нем могут участвовать профессиональные актеры, это скорее исключение, нежели правило. В-третьих, на спектакли такого театра билеты не продают, разве что в шутку.

Такой театр появляется, пожалуй, во второй половине XVIII века. Связано его возникновение с придворным любительским театром. Он зарождается уже при Елизавете Петровне. В 1749 году Сумароков, поэт, драматург, литературный критик, в то время служивший преподавателем Шляхетского корпуса, ставит с кадетами свою первую трагедию — «Хорев». Уже с 1750 года императорским указом кадеты начинают исполнять его пьесы при дворе. Это еще практически школьный, учебный театр, но начало дворянской игре положено.
В феврале 1762 года Петр III издает указ о вольности дворянской. Дворян освобождают от государственной и военной обязанностей в мирное время — теперь они сами выбирают, чем заниматься. У дворян появляется больше свободного времени. Благодарность от лица дворянства выражает Сумароков.
В 1785 году Екатерина II подтверждает дарованные привилегии дворянства. К этому моменту театр уже захватил Россию. Столица заполняется частными антрепризами, разрастается плеяда императорских театров. В крепостных театрах появляются звезды — Прасковья Жемчугова уже несколько лет как блистает у Шереметевых. Дворяне начинают массово участвовать в придворных спектаклях — умение красиво декламировать и даже пытаться театрально двигаться (хотя театр этой эпохи более статичен, чем привычный зрителям XXI века) считается одним из признаков культурного человека.
В моде классицизм. Давняя традиция инсценировок религиозных сюжетов в семинариях обогащается светскими размышлениями о долге, героизме, любви и укрощении страстей. С помощью театра воспитывают и наставляют, передают моральные и эстетические нормы. Единство времени, места и действия позволяет ставить спектакли в домашних театрах, но театр пока больше декламация, нежели настоящая игра.
