Дневник / Книги
Эпик без фейла
Не желая мириться с оккупационной властью эсэмэсно-постового жанра, литература наносит ответный удар, эпический по силе. И чудовищный по весу даже в мягкой обложке.
1. Соколиный рубеж
Сергей Самсонов
«Рипол Классик», 2016
Писателя Сергея Самсонова трудно назвать дебютантом, однако за «Соколиный рубеж» он получил премию «Дебют». И такое бывает. Но, честно говоря, для этого романа никакой награды не жалко (надеюсь, что и жюри «Большой книги» не будет жадничать). Андрей Геласимов сравнил его эпический размах с «Илиадой», и если в этих громких словах была какая-то натяжка, то весьма незначительная. Хотя у меня возникла ассоциация скорее с былиной, в центре которой – богатый телом и духом русский богатырь и его лютый враг. И язык здесь былинный. Он, собственно, один из героев романа, с ним нужно считаться, к нему приходится приноравливаться, потому что поначалу он будет навязывать свои, непривычные тебе правила, будет тяготить, возможно, раздражать. Но потом ты, скорее всего, в него влюбишься, как подчас неожиданно влюбляются в несносных людей, с которыми прежде до хрипоты спорили. Это будет трудный и тряский взлет по изгрызенной воронками взрывов полосе, а затем – освобождающая легкость полета. Набрав высоту, ты будешь уже любоваться, как вслед за своими героями-летчиками, режущими небо фигурами высшего пилотажа в безжалостной схватке, автор закладывает петли сравнений и вертит «бочки» метафор, умудряясь на семистах страницах ни разу себя не повторить. Сложность языка предвосхищает сложность сюжета, который сначала, наоборот, кажется предельно простым. Есть король неба, немецкий ас Герман Борх, сжигающий фанерные «Яки» десятками, и есть русский самородок Григорий Зворыгин, упорно не желающий гореть. Один – аристократ, белая кость, взращенный