Дневник / Кино
Гражданская оборона
В 2016 году все важные фестивали мира проголосовали за острое социальное кино. Сдался даже Локарно, бастион искусства для искусства, отдавший «Золотого Леопарда» суровому болгарскому фильму «Безбог».
На победу Дональда Трампа мгновенно отреагировали блоги киноизданий и голливудских звезд – потоками кампаний о «национальной катастрофе» и прогнозами, как избрание нового президента отзовется в прогрессивных фильмах. Нас определенно ждет волна критического кино об униженных и оскорбленных, которым и до Трампа приходилось несладко. В новом мире противостояние между их защитниками, либеральными в большинстве своем кинематографистами, и заносчивой властью будет нешуточным. Все крупнейшие фестивали предвосхитили взлет социального кино левой ориентации еще до «катастрофы» 8 ноября. Ладно Берлин (там победила документальная лента о нелегальных эмигрантах «Море в огне»), всегда ориентированный на злобу дня. Но и гламурные Канны присудили золото левацкому манифесту «Я, Дэниел Блейк», и эстетская Венеция выбрала «несмотрибельный» с обывательской точки зрения четырехчасовой гимн обитателям филиппинских трущоб «Женщина, которая ушла». И даже в Локарно, доме независимых экспериментаторов, победа осталась за резким социальным высказыванием болгарской дебютантки Ралицы Петровой «Безбог». Более того, жюри под председательством мексиканского классика Артуро Рипштейна присудило премию за женскую роль Ирене Ивановой, актрисе из того же фильма, что вопиюще нарушает