Сеть поддельных клиентов и фальшивый сотрудник: WSJ разобрала обман инвесторов «китайского Starbucks» Luckin Coffee
Главный конкурент Starbucks в Китае претендовал на звание технологической кофейни, но накрутил показатели — и после вскрытия обмана акции упали в 20 раз.
За три года работы китайская сеть кофеен Luckin Coffee обошла местный Starbucks по количеству точек, привлекая покупателей низкими ценами и раздачей купонов, а её стоимость на бирже достигла $12 млрд.
Но в в апреле 2020 года компания призналась, что завышала финансовые показатели. Стоимость акций рухнула, капитализация упала ниже $1 млрд.
Журналисты The Wall Street Journal изучили документы проверки и выяснили, что основными корпоративными клиентами Luckin Coffee были компании-«пустышки», связанные с контролирующим акционером.
Что известно о Luckin Coffee и её росте на рынке
Luckin Coffee создали в 2017 году основатель сервисов аренды автомобилей Car и Ucar Чарльз Лу и бывший операционный директор этих сервисов Дженни Цянь. Сейчас Цянь — генеральный директор компании, а Лу владеет её контрольным пакетом акций.
Luckin Coffee работает с клиентами через собственное приложение, они заказывают кофе и переводят оплату только через него. Основатели убеждали инвесторов, что такая модель помогает им оптимизировать продажи и закупки.
Компания часто проводила раздачи купонов на бесплатный кофе и скидки во время будущих покупок. Цена стакана латте в Luckin Coffee с учётом скидки достигала $1,67 — в три раза меньше, чем в Starbucks.