«Шьем прямо в кинозалах»: как предприниматель из Калининграда спасает региональные кинотеатры от разорения
Чтобы спасти свою сеть кинотеатров от последствий пандемии, Павел Поникаровский стал шить тканевые маски силами сотрудников и паковать их прямо в пустующих кинозалах. Выручка от продаж помогла рассчитаться с арендой, выплатить зарплату 100 работникам и получить около 100 000 рублей прибыли. Опыт уже перенимают и другие кинотеатры в регионах.
Кинотеатры пали одной из первых жертв кризиса: еще до введения карантина на фоне новостей о пандемии люди добровольно перестали ходить в кино. За предкарантинные выходные 19-22 марта аудитория всех российских кинотеатров снизилась более чем вдвое — до 1 млн посетителей, свидетельствуют данные ЕАИС. А 22 марта министерство культуры рекомендовало всем кинотеатрам в стране закрыться, и большая часть последовала рекомендации.
Чтобы выплачивать зарплату сотрудникам во время простоя и не лишиться помещений, основатель небольшой сети кинотеатров «Люмен Фильм» Павел Поникаровский решил силами этих же сотрудников шить защитные маски. Теперь рабочий день главного бухгалтера, менеджеров по продажам и киномехаников проходит за домашними швейными машинками, а те, кто шить не умеет, пакуют маски прямо в кинозалах и развозят заказчикам. За месяц проект «Синемаски» принес Поникаровскому порядка 1 млн рублей выручки и помог спасти сеть от разорения.
От рыбной ловли к большому кино
Свою предприимчивость Поникаровский объясняет «южным темпераментом». Он родился и рос до трех лет на Кубе, затем еще несколько лет провел в Анголе в Южной Африке, а после с семьей вернулся в Калининград. Вынужденные путешествия были связаны с работой отца, менеджера рыбохозяйственного предприятия «Тралфлот», которого часто отправляли в командировки — управлять ловлей рыбы в разных странах.
Поникаровский пошел по стопам отца — выучился на инженера промышленного рыболовства, но найти работу по специальности не смог и устроился управляющим местных автозаправочных станций «Бионт». В киносферу его занесло случайно: в 2008 году владелец заправок решил запустить еще один бизнес — автомобильный кинотеатр «Ночной дозор», в котором зрители могли смотреть фильмы на проекторе прямо из своих машин. Поникаровского назначил управляющим. За два года в «Ночном дозоре» он разобрался в работе кинорынка и наладил контакты с российскими представителями крупных прокатчиков («Двадцатый век Фокс» и др.) — для показа фильмов в автокинотеатре тоже нужно было приобретать лицензии.
В конце 2009 года директор Физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) им. Попова в городке Гусев под Калининградом обратилась к Поникаровскому с предложением открыть в здании комплекса 3D-кинотеатр. «В городе было три человека, которые имели отношение к кинотеатрам, — она обзвонила всех», — объясняет знакомство предприниматель. Прежде в Гусеве с населением в 28 000 человек кинотеатра не было: чтобы посмотреть фильм, жители ездили за 130 км в областной центр. Запускать кинозал в городе такого размера было «чистой авантюрой», но Павел решил рискнуть: уволился из «Ночного дозора», продал автомобиль Nissan Maxima, взял кредит и вложил 1,5 млн рублей в покупку кинотеатрального проектора и экрана. ФОК предоставил Поникаровскому льготные условия аренды — 90 000 рублей в месяц за 130 кв.м.
«Так мы сможем поддержать кинорынок и даже создать новые рабочие места — например, для швей, которые остались не у дел»
В декабре 2010-го кинотеатр «Люмен Фильм» на 80 посадочных мест открыл свои двери и в первый же год работы вышел на 200 000 рублей операционной прибыли. С 2012 по 2014 годы Поникаровский вместе с партнером Анатолием Черниковым, владельцем дистрибьютора оборудования Dolby в России, открыл еще три небольших кинозала в Калининградской и Нижегородской областях.