Считаем правильно: как определить реальную себестоимость закупок из Китая

Импортировать товары из Китая выгодно — в отдельных категориях маржа может доходить до 40–60%. Но все не так просто: если не учесть неочевидных тонкостей, убытки могут составить чуть ли не половину от потенциальной прибыли. Чтобы избежать таких рисков, необходимо выстроить системный подход к импорту, и первый шаг — анализ себестоимости товаров. Еще в 2002 году я открыла офис в Пекине, а в 2015 — в Шанхае, сейчас мы выступаем агентом от Китайских железных дорог. На своем опыте я расскажу, как правильно рассчитать себестоимость.
Сегодня импорт из Китая бьет все рекорды: 89% всех ввозимых товаров за 11 месяцев 2024 года пришлись именно на эту страну. При этом в Россию все чаще импортируют китайские станки, промышленное оборудование, спецтехнику и электронику. Такой объем импорта показывает, что закупки в Китае выгодны.
«Три кита» себестоимости закупки
1. Цена товара на заводе или у производителя
Это базовая стоимость продукции, которую устанавливает поставщик. Она зависит от объема заказа, условий поставки, оплаты и бывает:
- EXW (Ex Works) — это заводская цена товара без учета доставки, упаковки, экспортных пошлин и прочих расходов. По ней производитель в Китае продает продукцию у себя на складе, а все остальные расходы берет на себя покупатель. Как правило, такие товары самые дешевые, но на покупателя ложится максимум ответственности.
- FOB (Free On Board) — цена, которая включает внутреннюю доставку товара до порта отправки, оформление экспортных документов и погрузку на судно в китайском порту. Чтобы получить товар в России, покупатель оплачивает все последующие расходы: фрахт, страховку груза, растаможку (НДС, пошлины и оплата брокерам), а также логистику до склада в своей стране.
- CIF (Cost, Insurance, Freight) — в цену входит морская перевозка и страхование груза до вашего порта. В таком случае покупатель оплачивает только таможню и доставку от порта до склада. Это удобно: поставщик фактически отвечает за товар до порта прибытия.
2. Логистика внутри Китая и за его пределами
Логистика при доставке товаров из Китая включает два основных этапа:
- внутреннюю перевозку;
- международную.
Внутри Китая это доставка товара от завода до порта, его хранение на складе до отправки и дополнительная упаковка, если она нужна.
Стоимость международной перевозки зависит от вида транспорта. Самый дешевый вариант — морской, но и достаточно долгий (30–45 дней). Авиаперевозка выйдет быстрее (5–10 дней), но дороже — в среднем, от $4 до $8 за кг. Наиболее оптимальна по стоимости и срокам железнодорожная перевозка. Однако, кроме самой доставки придется оплатить фрахт (транспортировку), страховку груза и услуги экспедитора, который скоординирует весь процесс.
После прибытия груза в страну нужно пройти обязательную процедуру таможенного оформления товаров. Размер таможенной пошлины зависит от категории товара и его кода по ТН ВЭД. Для некоторых товаров действуют пониженные ставки, например, 10% или акцизы, как на алкоголь, табак и автомобили.
При ввозе товаров для личного пользования есть беспошлинный лимит — до €200 и 31 кг. Помимо этого может потребоваться оформление документов, подтверждающих безопасность товара, например, декларации соответствия или свидетельства о госрегистрации.

3. Дополнительные расходы
Факторы, влияющие на себестоимость товара.
- Услуги брокера: он подготавливает необходимые документы на импорт, подает декларации, оплачивает таможенные платежи, помогает пройти контроль и сопровождает груз. Опыт и знания брокеров помогают избежать ошибок при импорте товаров, сэкономить время, оптимизировать таможенные затраты и избежать штрафов. Стоимость услуг на рынке брокерского обслуживания не регламентируется, поэтому каждая компания самостоятельно определяет ценовую политику, исходя из внутренних возможностей и уровня затрат. В среднем цены варьируются в диапазоне от 5 тыс. руб. до 17–18 тыс., но состав услуг, включенных в эту стоимость, может существенно отличаться у разных брокеров.