Самый странный бал: месть императрицы Марии Федоровны австрийскому двору
Танцы императрица Мария Федоровна обожала: она могла вальсировать часами и даже беременной не отказывалась от своего любимого развлечения. Балы, которые она устраивала, всегда были великолепны. Но этот стал особенным и запомнился всем. И неудивительно, ведь он был местью за обиду, нанесенную бывшей принцессе Дагмар много лет назад.
Началось всё в 1864 году — за 25 лет до бала, который стал «холодной местью» императрицы Марии Федоровны.
Смерть наследника
Цесаревич Николай Александрович был старшим сыном Александра II и наследником престола. С самых ранних лет в нем видели будущего императора и воспитывали соответствующим образом. Все были уверены: юноша станет самым образованным и либеральным монархом в истории не только России, но и всей Европы. Вот только сложилось всё не так, как ожидалось.
Когда Николаю исполнился 21 год, он отправился за границу, где состоялась его помолвка с дочерью короля Дании принцессой Марией Дагмар. Это был тот редкий случай, где расчет сопровождался любовью: молодые люди испытывали друг к другу искренние чувства. Однако свадьба не состоялась: цесаревич заболел. Поначалу он жаловался на слабость и боль в спине, и медики ставили ему самые разные диагнозы — от простуды до радикулита. Увы, они ошибались: у Николая был туберкулезный менингит. Догадайся медики об этом раньше, и наследника спасли бы, но о настоящей причине недомогания узнали слишком поздно. 12 апреля 1865 года, произнеся загадочную фразу «Стоп, машина!», цесаревич скончался.
В России объявили траур, поддержали его и в других государствах. По международным канонам, в случае смерти кого-либо из членов европейских правящих династий во всех дружественных державах отменяли все увеселения. Но в этот раз одна страна пренебрегла правилами: в Австрии продолжали устраивать празднества и гуляния, а император Франц Иосиф I и императрица Елизавета не стали отказываться от ярких нарядов.