Взгляд в будущее
Анализируя прошлый год, наши эксперты уверенно смотрят в будущее и строят свои прогнозы на то, каким оно будет
Олег Клодт
Архитектор и основатель бюро Oleg Klodt Architecture & Design — о трансформации стиля
«Наше бюро всегда было сфокусировано на работе с частными клиентами, но в этом году, в силу происходящего в мире, пропорция пришедших новых заказов существенно скорректировалась. В начале 2018 года мы только начали работать с девелоперами и к 2020 году создали отдел девелоперских проектов. Именно в этом году частных клиентов стало несколько меньше, а число девелоперских проектов резко выросло. Стиль нашего бюро тоже изменился — фокус на традиционных стилях, таких как неоклассика и ар–деко, сместился на современный дизайн в целом, натуральные материалы, яркие цвета и разнообразные фактуры. В девелоперских проектах появился запрос на неорусский стиль — сразу два проекта в Москве и Санкт–Петербурге были решены в данной концепции — авторское переосмысление культурных традиций. Если раньше стиль бюро называли «50 оттенков серого», и он был легко узнаваем, то сейчас образ наших проектов сильно изменился. Да и коллекции, которые мы выпускаем в Лондоне под брендом O&A London, тоже существенно поменялись. Это касается и текстиля, и ковров, и мебели, и света. За этот год мы создали очень много нового: люстра Avena, изготовленная в коллаборации с известным французским брендом Maison Pouenat, была представлена на выставке PAD London. Эстетика наших коллекций стала более содержательной с точки зрения цвета, света, формы. Когда‑то давно я совсем не был поклонником Гауди как архитектора, однако сейчас его пластические приёмы, заимствования природных форм стали мне очень близки. Бионические формы, природная эстетика, цвет и фактуры стали трендами на ближайшие годы. Как в частных проектах, так и в общественных прослеживается общая тенденция к натуральным материалам, к чему‑то более яркому, современному и интересному. Глобальный тренд wellbeing уже не ограничивается просто спортзалом—комната для занятий йогой и медитаций всё чаще встречается в запросах клиентов. В сложившейся ситуации многие материалы и предметы мебели стали недоступны или их стоимость значительно выросла, заказчики стали проявлять интерес к отечественным производителям. В этом году мы создали авторскую коллекцию в сотрудничестве с российской компанией и планируем развивать это направление. Рынок дизайна в нашей стране выиграл во многом благодаря сложившейся ситуации, появилось множество новых российских производителей. Мы стараемся использовать доступные материалы, не теряя в эстетике и качестве».
Анна Агапова
Креативный директор Oleg Klodt Architecture & Design, сооснователь бренда O&A London — о силе искусства
«Сейчас мы переживаем период начала глобальных перемен. Обсуждать мировой дизайн и изменения, которые произошли за год, не совсем корректно. Цикличность глобальных изменений будет ярко выявлена лет через пять, а сегодня мы можем говорить лишь о том, как на дизайн влияет геополитическая ситуация в мире и какие тенденции прослеживаются. За последний год география проектов нашего бюро расширилась, и мы смотрим на совершенно новые регионы с большим интересом. Для меня очевидно, что окружающий ландшафт безусловно оказывает энергетическое и эмоциональное влияние на дизайн. Например, интерьеры рядом с океаном никогда не будут похожи на интерьеры в центре Парижа или Москвы. Всё больше заказчиков приходят к нам с запросом о создании собственной коллекции искусства не только в качестве украшения интерьера, но с целью инвестиции в ликвидный арт–портфель. Создавая интерьер, мы параллельно создаем арт–концепцию пространства. И в последнее время я вижу, как изменилось отношение к арту—предметы искусства больше не ограничиваются коллекцией живописи. Наполняя пространство произведениями искусства разных авторов со всего мира, работающих с бумагой, фарфором и стеклом, такими как Hiroshi Senju, Pablo Atchugarry, Helaine Blumenfeld, мы получаем удовольствие, знакомя клиентов с художниками, которые привносят то самое ощущение природы в интерьер. Если говорить о современном дизайне, то очевидно, что геополитическая ситуация окажет огромное влияние на развитие дизайна интерьера как в России, так и в мире. Закрытие границ для доставки многих категорий товаров дало возможность сконцентрироваться на развитии предметного дизайна и искусства внутри страны. Мы привыкли ориентироваться на западный дизайн и не давали возможности развиваться удивительно талантливым художникам и дизайнерам в России.
Довольно давно наше бюро с большим удовольствием работает с русскими художниками, мы сами производим в России примерно 60 % мебели для наших проектов. Я надеюсь, что российский дизайн наберёт обороты с точки зрения внутреннего спроса, и количество в итоге перерастёт в качество. Я верю, что талантливых дизайнеров будет всё больше, и в России выработается свой стиль, ни на что не похожий. Как это было в 30-е годы прошлого века, когда появился конструктивизм в искусстве, архитектуре и фотографии, став одним из направлений нового авангардного искусства. В нашей стране появилась сильнейшая школа, признанная во всём мире. И я искренне желаю, чтобы дизайн в нашей стране развивался и встал на ноги. Главное, чтобы мир был вокруг».
Татьяна Миронова
Архитектор — о новых ценностях и домашнем уюте
«Этот год был не о переменах в дизайне. Для меня ценным было сохранить возможность работать дистанционно. Это научило ещё больше ценить своё и чужое время, по‑другому его распределять и по‑новому организовывать процессы. Мне кажется, люди стали больше экономить в силу известных обстоятельств. Жизнь изменилась, и завтрашний день стал уже не столь предсказуем. Меньше стали шиковать, стало неловко слишком красиво жить, демонстрировать свой достаток. В дизайне мебели всё больше внимания обращают на экологичность и лаконичность, при этом, как правило, речь идёт о вещах достойного качества и высокой цены—такой дорогой аскетизм. Но людям всё равно хочется приятных эмоций, чтобы жить без показной роскоши, но уютно. Поэтому всё большую популярность набирает тенденция смешивать в интерьере лёгкую классическую основу и стильный минимализм. Мы все почувствовали ценность жизни и семьи, тепло дома, где есть укромное место для каждого члена семьи и пространство, которое всех объединяет. Сейчас нам не хватает спокойствия и предсказуемости, а дом их даёт в полной мере».