Как петербургский художник разбил «Сад-1630» во Vladey

WeekendКультура

Садовником пригодился

Петербургский художник разбил «Сад-1630» во Vladey

Беседовала Анна Черникова

Художник Коля Садовник на выставке «Сад-1630» в пространстве Vladey. Фото: пресс-служба Vladey

Выставка Коли Садовника «Сад-1630» открылась 21 октября. Перед вернисажем автор провел экскурсию по экспозиции для Weekend и поделился своими размышлениями о руинирующем времени, самокатящемся колесе Ницше, инвентаризации настоящего, а также познакомил с Иваном Петровичем, Лукой и Гришенькой.

Давайте прямо с порога. Где мы?

На моей выставке — на выставке Коли Садовника, которая называется «Сад-1630», в пространстве VLADEY Space.

Про название, а заодно и про свой псевдоним, немного расскажете?

В названии сразу много всего. С одной стороны, меня интересует тема контроля, учета всего, что нас окружает. И «1630» в этом смысле — инвентарный номер. Скульптуры на выставке тоже имеют в названии инвентарный номер. А с другой стороны, тут очевидна отсылка к стихотворению Вячеслава Куприянова «Отчет об ангеле», который был пойман, а потом «растаял в небе в шестнадцать тридцать».

Откуда ваш псевдоним? И где он, тот сад, который вы возделываете?

Садовником первоначально меня прозвали из-за наименования станции «Садовая» в Петербурге, где я часто бывал. Ну а потом, конечно, уже возник метафизический подтекст и появились мысли о саде. О том, который внутри, и с передачей этого вовне. Такая вот связь метафизики и физики.

Коля Садовник — петербургский художник с музыкальным и инженерным образованием, выпускник курса живописи Сергея Браткова в Школе Родченко. В своей практике он исследует трансцендентные и метафизические темы через живопись и скульптуру, формируя уникальный мифологический язык и визуальные образы.

На вашей прошлой выставке «Качалково» примерно два года назад вы впечатлили всех тем, что вместо холста использовали старые рекламные баннеры. А теперь скульптура. Как так вышло?

Переключение на скульптуру — это вовсе не бегство от живописи. Но я давно думал о том, чтобы выйти за плоскость холста: либо поработать с инсталляциями, либо найти какие-то объекты и их переосмысливать.

И вот я обнаружил материал — газобетон, который мне напомнил одновременно и вулканический туф в каппадокийских пещерах, где прятались от гонений первые христиане, и что-то из арте повера, итальянского течения конца 1960-х. При этом газобетон как строительный материал сегодня используется много где в промышленности.

Но я хотел с ним поработать совсем архаично-классически, без использования электроинструментов, с помощью стамески и молотка. Потому что только так энергия от тебя, твоя физиология, передается материалу. И я это в полной мере ощутил. Мне порой хотелось грызть плиты зубами.

Вы про вот эти плиты, испещренные надписями?

И про них тоже. На этих плакетках — цитаты из моих любимых поэтов: строчки, строфы. Но написаны они латинскими буквами, через транслитерацию. Формально тексты выглядят как латынь, но это читаемо для носителей русского. Аспектов тут много. С одной стороны, я апеллирую к такому виду классического наследия, как римские плиты. Также отчасти тут выражено мое стремление увековечить любимых поэтов — Владимира Бурича, Карена Джангирова, Вячеслава Куприянова, наших знаменитых адептов свободного русского стиха. Но и не только. Меня в поэзии очень интересует работа внутреннего голоса. Вот, к примеру, возникает в голове какая-то строчка, и она может звучать внутри как мантра — повторяться, повторяться, повторяться. И на некоторых плитах какая-то строчка у меня тоже будто бы бесконечно повторяется — потому что форма разломанной плиты намекает нам, что мы никогда не сможем понять, насколько она была большой, какова кратность повторений текста. Возникает такая иллюзия мантровости, медитативности.

Экспозиция выставки «Сад-1630» в пространстве Vladey. Фото: пресс-служба Vladey

Скульптуры, которые тут высятся по кругу, будто тоже медитируют?

Да, формальное расположение объектов таково, будто мы находимся в круге. Круг, как правило, в нашем восприятии связан с ритуальными вещами. Хотя и с природными тоже. Вот, например, вы знаете, что зайцы на лесных полянах бегают по кругу. Я это сам наблюдал рядом с перевалом Дятлова. Там есть огромные заячьи поляны. Так что у круга магический, где-то сакральный характер.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении