Что будет с Венесуэлой и что там говорят о России

Русский репортерРепортаж

У нас не помнят, что такое война

Что будет с Венесуэлой и что там говорят о России

Игорь Найденов

Висенте Кинтеро, политолог, журналист, говорит по-русски, живет в Каракасе. Мы говорим с ним по скайпу. Интернет за час разговора пропал лишь раз.

Висенте, некоторые эксперты в России считают, что если властям Венесуэлы удастся сделать так, чтобы люди ассоциировали протест с американским влиянием, то он потерпит поражение. Если же нет, и протест будут считать борьбой за справедливость, он превратится в нечто вроде майдана. Так ли это?

Да-да. Майдан. Цветная революция. Наши эксперты постоянно сравнивают то, что происходит, с Грузией, Украиной. Мы ждали цветной революции с 2014 года. Но не получилось… В данный момент многие венесуэльцы — процентов 60, судя по опросам, — поддерживают США, отношение к ним очень позитивное. И у оппозиции особенно. Лет восемь назад ситуация была практически противоположной. Мнение людей изменилось из-за кризиса. Они думают, что раз все нормально в США — деньги, работа, возможности, — то и в Венесуэле будет так же, если придут американцы. Большинство хотят дружить с США, это их надежда.

Риск гражданской войны высокий?

Очень высокий. Николас Мадуро уже предупредил, что если он не останется у власти, начнется гражданская война. Пожалуй, так и будет.

Дональд Трамп сказал, что, возможно, в Венесуэлу будут введены американские войска. Это же вмешательство во внутренние дела страны! Как это восприняли люди: испугались, протестуют?

Есть люди, у которых нет надежды. Они просто говорят: ну вот, американцы, приходите — хуже все равно не будет: если начнется война с США, Колумбией, Бразилией, она встряхнет нас! Сами не ведают, что говорят. В прошлом веке у нас не было войн — никаких, вообще. В России, США, Европе — были. Там люди испытали на себе, что такое война; даже те, кто ее не видел, знают об этом по рассказам старших, а наши люди забыли, что такое война, думают, что это компьютерная игра! Они думают, американцы сюда придут, арестуют Николаса Мадуро и все на этом закончится. Даже не догадываются, что после этого только все и начнется: ужасы гражданской войны, кровопролитие. Они даже не читают историю, например, Панамы, где погибли тысячи людей.

Как обстановка в Каракасе и регионах: цены, продукты, интернет?

Интернет плохой. Продукты в магазинах есть. Можно найти и купить почти все. Но все очень дорого для обычных людей. И у людей элементарно нет денег. Три-четыре года назад государство субсидировало продукты, бензин — они были очень дешевые, сейчас — нет. Субсидии для всех людей, в том числе и богатых… Зачем субсидии для богатых?! Такое странное представление о равенстве. Я этого не понимаю.

Есть перебои с электричеством? Говорят, вечером не погуляешь — опасно?

На самом деле перебоев немного. Хуже в небольших городах. А в Каракасе некритично. Преступность есть. Но в центре и в восточном районе Каракаса ситуация лучше. Гулять вечером можно, но осторожно. А днем нормально.

Обычная зарплата сейчас какая?

Крошечная, ужасная. 20 долларов в среднем.

К примеру, кто столько получает?

Это минимальная зарплата, зависит от квалификации и места работы. Если учитель получает 20 долларов — это низкий уровень, обычная школа. Но есть у нас и международные школы, там платят больше: 40–50 долларов. Из-за гиперинфляции сложно вообще что-то посчитать. В этом году на 500 долларов покупают столько же, сколько на 100 год назад.

А сколько стоит хлеб — это чтобы понять, долго ли можно протянуть на эти деньги?

20–30 центов — один большой хлеб.

Понятно, почему люди уезжают из страны…

Главная проблема Мадуро — экономика. Мы с 2013 года в кризисе, и он усиливается каждый день. У Мадуро были шансы улучшить положение. Но надо помнить, что команда Мадуро не поддерживает частный сектор, бизнес; они просто не понимают друг друга, потому и ненавидят.

Кредитные карточки обслуживаются, банки кредиты выдают?

Это пока еще работает. Но в банковской системе тоже кризис, как и везде. Оппозиция заявляет, что у нас в данный момент фактически происходит национализация банковской системы.

Кто поддерживает Гуайдо, какая социальная база?

Либералы, частный бизнес, крупные бизнесмены, например Лоренсо Мендоса — это один из самых богатых людей в стране, преподаватели центрального университета, профессура.

А военные с кем?

С военными очень сложно. Оппозиция говорит, а западные страны с ними соглашаются, об амнистии для военных в случае своего прихода к власти. Но амнистии избирательной — потому что есть, по их словам, генералы, которые замешаны в криминале, связанном, например, с наркотрафиком. Кроме того, у многих высокопоставленных военных есть крупный эксклюзивный бизнес, и они осторожничают, понимая, что приход оппозиции к власти поставит их бизнес под удар.

А насчет Мадуро запрета на амнистию нет?

Нет. Он и его команда могут свободно уехать из Венесуэлы.

В Москву, в конце концов.

Да, это будет прекрасно.

Как люди реагируют на американские санкции?

Люди не протестуют, потому что думают, что это не вина США, а у нас плохое правительство — как пишут в интернете, криминальное государство. Поэтому и санкции — верный шаг, говорят они. Я схожу с ума, когда такое слышу! Ведь санкции против нашей нефтяной компании PDVSA — это санкции против каждого человека в Венесуэле. 97 процентов всех долларов, которые мы получаем, дает PDVSA. А еще люди думают, что ты сторонник Мадуро, если говоришь, что санкции направлены еще и против людей, а не только правительства. Это ужасно. Я понимаю, когда люди его не поддерживают, и это нормально, мнения у всех разные. Но это же очевидная вещь.

Уго Чавеса вспоминают как-то в связи с кризисом?

Лет пять назад многие говорили, что Чавес как Иисус Христос. А сейчас даже среди сторонников Мадуро есть такие, которые считают, что кризис — следствие его политики, его вина.

А о России говорят?

Да, и это большая проблема — например, для меня. Я учился в России, у меня много русских друзей. А мне говорят: наверняка ты сторонник Мадуро, если говоришь на русском. Я просто думаю, что они глупые. Тем более что я и моя семья никогда не поддерживали Николаса Мадуро. Я учил русский, потому что мне нравится Россия. А что?!

Прогноз дадите?

Я надеюсь, что будут переговоры и они успешно завершатся. Но есть люди, которым все равно. И есть такие, которые хотят воевать. Мне приходится регулярно слышать такое. Кто-то говорит: чтобы ситуация улучшилась, надо, чтобы пролилась кровь, чтобы два миллиона человек погибли здесь, в стране. Я им говорю: что за чушь вы несете?! Из-за кризиса стало много сумасшедших — такое можно услышать и в лагере правых, и левых, и консерваторов… Это часто бывает теперь. В «Твиттере» читаешь, что пишет человек — думаешь, он нормальный, а он хочет убить Мадуро на площади Боливара! Но есть и сторонники Мадуро, которые примерно то же самое пишут о Гуайдо. Хотя я их понимаю, конечно, — такие времена настали.

Фотографии: Natacha Pisarenko/AP/TASS; Vicente Quintero

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Закатать в биобанку Закатать в биобанку

Кто и зачем в России собирает биологические материалы людей и животных

Русский репортер
«Власть» Адама МакКея не спасает даже последний подвиг Кристиана Бэйла «Власть» Адама МакКея не спасает даже последний подвиг Кристиана Бэйла

Сложно снимать сатиру на то, как последние стали первыми

GQ
Техно реализм Техно реализм

К чему ведут нас гаджеты и как революция в коммуникациях влияет на творчество

Правила жизни
«Проект» узнал о «нерушимом соглашении» Владимира Гусинского с властями «Проект» узнал о «нерушимом соглашении» Владимира Гусинского с властями

«Проект» узнал о «нерушимом соглашении» Владимира Гусинского с властями

Forbes
Игры разума Игры разума

С какого расстояния инопланетяне могли бы заметить нашу цивилизацию

Вокруг света
Почему Арми Хаммер – не просто парень, которого хорошо одевают Почему Арми Хаммер – не просто парень, которого хорошо одевают

Арми Хаммер – мужчина со своим неповторимым стилем

GQ
Крошка Ро Крошка Ро

Блогер Марьяна Ро выбралась в реальный мир без одежды

Maxim
Какие приложения для свиданий скачать прямо сейчас Какие приложения для свиданий скачать прямо сейчас

Сервисы знакомств для раздражительных, верующих и вообще для всех

Vogue
Играл, выпил, в тюрьму: взлет и падение легенды советского футбола Эдуарда Стрельцова Играл, выпил, в тюрьму: взлет и падение легенды советского футбола Эдуарда Стрельцова

Взлет и падение легенды советского футбола Эдуарда Стрельцова

Maxim
Звездная качалка: тренируйся так, чтобы не уступать киборгам! Звездная качалка: тренируйся так, чтобы не уступать киборгам!

Звездная качалка: тренируйся так, чтобы не уступать киборгам!

Maxim
Стюарт Виверс о своей психоделической коллекции Coach Стюарт Виверс о своей психоделической коллекции Coach

Стюарт Виверс о своей психоделической коллекции Coach

Vogue
5 приколов от Google, которые точно сделают ваш день 5 приколов от Google, которые точно сделают ваш день

Оригинальные пасхалки, вымышленные языки от Google и кое-что не для всех

CHIP
Слабое звено Слабое звено

Простое человеческое любопытство — главный инструмент киберпреступников

Forbes
Facebook вступил в борьбу с антипрививочным движением Facebook вступил в борьбу с антипрививочным движением

Facebook пытается остановить распространение домыслов о прививках

Forbes
Вино, орехи и оливки Вино, орехи и оливки

Небольшой испанский регион Приорат живет производством вина, орехов и оливок

АвтоМир
Кубок огня Кубок огня

Производитель декоративных уличных очагов компании Firecup

Forbes
Новый белорусский Новый белорусский

Как покорить iTunes, выпустить альбом и отправиться в тур по России

Glamour
Гадкий утенок. Есть ли будущее у Sukhoi Superjet 100 в Европе Гадкий утенок. Есть ли будущее у Sukhoi Superjet 100 в Европе

Кто виноват в провале бизнес-модели Sukhoi Superjet 100 в Европе

Forbes
Не пивной живот: 8 основных причин, почему мужчины резко набирают вес Не пивной живот: 8 основных причин, почему мужчины резко набирают вес

«Много ешь» — причина, о которой нужно думать в последнюю очередь

Playboy
Как оцифровать старую видеокассету дома: легко и без больших затрат Как оцифровать старую видеокассету дома: легко и без больших затрат

Как сохранить собственноручно снятое видео из 90-х в цифровом формате

CHIP
Спецзоны для олигархов. Как внутренним офшорам выиграть гонку за капитал Спецзоны для олигархов. Как внутренним офшорам выиграть гонку за капитал

Смогут ли внутренние офшоры заменить зарубежные юрисдикции для олигархов

Forbes
Ангелы вернутся: что будет с рынком венчурных инвестиций в 2019 году Ангелы вернутся: что будет с рынком венчурных инвестиций в 2019 году

В этом году могут заметно увеличиться вложения в высокотехнологичные стартапы

Forbes
Что за сеть TikTok и почему она стала популярной? Что за сеть TikTok и почему она стала популярной?

Что это за социальная сеть - TikTok

CHIP
Как изменятся цены на элитное жилье в мировых столицах в 2019 году Как изменятся цены на элитное жилье в мировых столицах в 2019 году

Рост цен на элитное жилье по всему миру замедлился

Forbes
Обречены на успех: как превратить хобби в источник дохода Обречены на успех: как превратить хобби в источник дохода

Почему многим так и не удается превратить хобби в источник дохода

Psychologies
Жизнь прямо сейчас Жизнь прямо сейчас

Альбина и Роджер Риппи — о йоге, путешествиях и своём классе

Yoga Journal
Девушки и фильтры в соцсетях: страшный эксперимент британского фотографа Девушки и фильтры в соцсетях: страшный эксперимент британского фотографа

Девушки «улучшили» себя сами

Playboy
Здравствуй, семья Здравствуй, семья

Модель Лили Олдридж и ее муж Калеб Фоллоуилл показали нам свой новый дом

AD
Время единорогов. Как в Рунете создается бизнес стоимостью $1 млрд Время единорогов. Как в Рунете создается бизнес стоимостью $1 млрд

Российские интернет-компании разрастаются в крупные экосистемы

Forbes
Дарига Назарбаева: «Ежегодно в Китае рождается по одному Казахстану» Дарига Назарбаева: «Ежегодно в Китае рождается по одному Казахстану»

Сенатор Казахстана об основных вызовах, стоящих перед Евразией и Казахстаном

Forbes
Открыть в приложении