Что будет с Венесуэлой и что там говорят о России

Русский репортерРепортаж

У нас не помнят, что такое война

Что будет с Венесуэлой и что там говорят о России

Игорь Найденов

Висенте Кинтеро, политолог, журналист, говорит по-русски, живет в Каракасе. Мы говорим с ним по скайпу. Интернет за час разговора пропал лишь раз.

Висенте, некоторые эксперты в России считают, что если властям Венесуэлы удастся сделать так, чтобы люди ассоциировали протест с американским влиянием, то он потерпит поражение. Если же нет, и протест будут считать борьбой за справедливость, он превратится в нечто вроде майдана. Так ли это?

Да-да. Майдан. Цветная революция. Наши эксперты постоянно сравнивают то, что происходит, с Грузией, Украиной. Мы ждали цветной революции с 2014 года. Но не получилось… В данный момент многие венесуэльцы — процентов 60, судя по опросам, — поддерживают США, отношение к ним очень позитивное. И у оппозиции особенно. Лет восемь назад ситуация была практически противоположной. Мнение людей изменилось из-за кризиса. Они думают, что раз все нормально в США — деньги, работа, возможности, — то и в Венесуэле будет так же, если придут американцы. Большинство хотят дружить с США, это их надежда.

Риск гражданской войны высокий?

Очень высокий. Николас Мадуро уже предупредил, что если он не останется у власти, начнется гражданская война. Пожалуй, так и будет.

Дональд Трамп сказал, что, возможно, в Венесуэлу будут введены американские войска. Это же вмешательство во внутренние дела страны! Как это восприняли люди: испугались, протестуют?

Есть люди, у которых нет надежды. Они просто говорят: ну вот, американцы, приходите — хуже все равно не будет: если начнется война с США, Колумбией, Бразилией, она встряхнет нас! Сами не ведают, что говорят. В прошлом веке у нас не было войн — никаких, вообще. В России, США, Европе — были. Там люди испытали на себе, что такое война; даже те, кто ее не видел, знают об этом по рассказам старших, а наши люди забыли, что такое война, думают, что это компьютерная игра! Они думают, американцы сюда придут, арестуют Николаса Мадуро и все на этом закончится. Даже не догадываются, что после этого только все и начнется: ужасы гражданской войны, кровопролитие. Они даже не читают историю, например, Панамы, где погибли тысячи людей.

Как обстановка в Каракасе и регионах: цены, продукты, интернет?

Интернет плохой. Продукты в магазинах есть. Можно найти и купить почти все. Но все очень дорого для обычных людей. И у людей элементарно нет денег. Три-четыре года назад государство субсидировало продукты, бензин — они были очень дешевые, сейчас — нет. Субсидии для всех людей, в том числе и богатых… Зачем субсидии для богатых?! Такое странное представление о равенстве. Я этого не понимаю.

Есть перебои с электричеством? Говорят, вечером не погуляешь — опасно?

На самом деле перебоев немного. Хуже в небольших городах. А в Каракасе некритично. Преступность есть. Но в центре и в восточном районе Каракаса ситуация лучше. Гулять вечером можно, но осторожно. А днем нормально.

Обычная зарплата сейчас какая?

Крошечная, ужасная. 20 долларов в среднем.

К примеру, кто столько получает?

Это минимальная зарплата, зависит от квалификации и места работы. Если учитель получает 20 долларов — это низкий уровень, обычная школа. Но есть у нас и международные школы, там платят больше: 40–50 долларов. Из-за гиперинфляции сложно вообще что-то посчитать. В этом году на 500 долларов покупают столько же, сколько на 100 год назад.

А сколько стоит хлеб — это чтобы понять, долго ли можно протянуть на эти деньги?

20–30 центов — один большой хлеб.

Понятно, почему люди уезжают из страны…

Главная проблема Мадуро — экономика. Мы с 2013 года в кризисе, и он усиливается каждый день. У Мадуро были шансы улучшить положение. Но надо помнить, что команда Мадуро не поддерживает частный сектор, бизнес; они просто не понимают друг друга, потому и ненавидят.

Кредитные карточки обслуживаются, банки кредиты выдают?

Это пока еще работает. Но в банковской системе тоже кризис, как и везде. Оппозиция заявляет, что у нас в данный момент фактически происходит национализация банковской системы.

Кто поддерживает Гуайдо, какая социальная база?

Либералы, частный бизнес, крупные бизнесмены, например Лоренсо Мендоса — это один из самых богатых людей в стране, преподаватели центрального университета, профессура.

А военные с кем?

С военными очень сложно. Оппозиция говорит, а западные страны с ними соглашаются, об амнистии для военных в случае своего прихода к власти. Но амнистии избирательной — потому что есть, по их словам, генералы, которые замешаны в криминале, связанном, например, с наркотрафиком. Кроме того, у многих высокопоставленных военных есть крупный эксклюзивный бизнес, и они осторожничают, понимая, что приход оппозиции к власти поставит их бизнес под удар.

А насчет Мадуро запрета на амнистию нет?

Нет. Он и его команда могут свободно уехать из Венесуэлы.

В Москву, в конце концов.

Да, это будет прекрасно.

Как люди реагируют на американские санкции?

Люди не протестуют, потому что думают, что это не вина США, а у нас плохое правительство — как пишут в интернете, криминальное государство. Поэтому и санкции — верный шаг, говорят они. Я схожу с ума, когда такое слышу! Ведь санкции против нашей нефтяной компании PDVSA — это санкции против каждого человека в Венесуэле. 97 процентов всех долларов, которые мы получаем, дает PDVSA. А еще люди думают, что ты сторонник Мадуро, если говоришь, что санкции направлены еще и против людей, а не только правительства. Это ужасно. Я понимаю, когда люди его не поддерживают, и это нормально, мнения у всех разные. Но это же очевидная вещь.

Уго Чавеса вспоминают как-то в связи с кризисом?

Лет пять назад многие говорили, что Чавес как Иисус Христос. А сейчас даже среди сторонников Мадуро есть такие, которые считают, что кризис — следствие его политики, его вина.

А о России говорят?

Да, и это большая проблема — например, для меня. Я учился в России, у меня много русских друзей. А мне говорят: наверняка ты сторонник Мадуро, если говоришь на русском. Я просто думаю, что они глупые. Тем более что я и моя семья никогда не поддерживали Николаса Мадуро. Я учил русский, потому что мне нравится Россия. А что?!

Прогноз дадите?

Я надеюсь, что будут переговоры и они успешно завершатся. Но есть люди, которым все равно. И есть такие, которые хотят воевать. Мне приходится регулярно слышать такое. Кто-то говорит: чтобы ситуация улучшилась, надо, чтобы пролилась кровь, чтобы два миллиона человек погибли здесь, в стране. Я им говорю: что за чушь вы несете?! Из-за кризиса стало много сумасшедших — такое можно услышать и в лагере правых, и левых, и консерваторов… Это часто бывает теперь. В «Твиттере» читаешь, что пишет человек — думаешь, он нормальный, а он хочет убить Мадуро на площади Боливара! Но есть и сторонники Мадуро, которые примерно то же самое пишут о Гуайдо. Хотя я их понимаю, конечно, — такие времена настали.

Фотографии: Natacha Pisarenko/AP/TASS; Vicente Quintero

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Плюс-минус одинаковые люди Плюс-минус одинаковые люди

Как Елена Погребижская поняла, что ПНИ — это она

Русский репортер
Десять номинаций на «Оскар». Фильм недели: «Фаворитка» Десять номинаций на «Оскар». Фильм недели: «Фаворитка»

В прокат вышла картина греческого режиссера Йоргоса Лантимоса «Фаворитка»

Forbes
Наталья Павленкова: «Может, я артистка не самая лучшая, но так, как я, не сыграет никто» Наталья Павленкова: «Может, я артистка не самая лучшая, но так, как я, не сыграет никто»

Чтобы не отсвечивали рядом, лучше буду один в темном царстве? Не-е-ет!

Коллекция. Караван историй
Игорь Чапурин и София Никитчук: Да будет цвет! Игорь Чапурин и София Никитчук: Да будет цвет!

Интервью с дизайнером Игорем Чапуриным и его клиенткой Софией Никитчук

Караван историй
Их разыскивает… Их разыскивает…

Кто, по мнению несогласных с официальной версией, мог убить Кеннеди?

Дилетант
Закон противоположностей Закон противоположностей

Сравнительный тест Mazda CX-5 и Ford Kuga

АвтоМир
Коуч — профессия будущего? Коуч — профессия будущего?

Кому обучиться коучингу и какие плюсы это принесет

Psychologies
«Шедевр» — душевная аргентинская комедия о сумасшедших художниках «Шедевр» — душевная аргентинская комедия о сумасшедших художниках

«Шедевр» — не наша оценка, а название фильма (хотя воспринимай как хочешь)

Maxim
Закат евро. Какая судьба ждет единую европейскую валюту Закат евро. Какая судьба ждет единую европейскую валюту

Перспективы евро весьма расплывчаты

Forbes
Когда любовь сильнее смерти: беда, которая не разбила семью Когда любовь сильнее смерти: беда, которая не разбила семью

Подопечная Фонда борьбы с лейкемией была на грани жизни и смерти больше года

Cosmopolitan
Вставать, кататься! Вставать, кататься!

Куда поехать этой весной покататься?

Домашний Очаг
Гостевой брак. Почему не стоит вкладывать в развитие сотрудников Гостевой брак. Почему не стоит вкладывать в развитие сотрудников

Отношения «работник — работодатель» претерпели изменения

Forbes
Революция Риз Революция Риз

От блондинки в законе — до многодетной матери, активистки и бизнес-леди

Vogue
Какие варочные панели лучше: электрические или индукционные? Какие варочные панели лучше: электрические или индукционные?

Какие варочные панели лучше: электрические или индукционные?

CHIP
Почему современные женщины хотят замуж? Почему современные женщины хотят замуж?

Чего женщины ждут от штампа в паспорте?

Psychologies
Несезонная охота Несезонная охота

Конец зимы – отличное время для поездки: цены ниже, туристов мало, море рядом

Лиза
Пенсионный фонд «Газпрома» заработал для своих клиентов по минимуму Пенсионный фонд «Газпрома» заработал для своих клиентов по минимуму

Негосударственный пенсионный фонд «Газфонд» оказался среди аутсайдеров

Forbes
Как выбрать вино для глинтвейна? Подробная инструкция (белое тоже здесь) Как выбрать вино для глинтвейна? Подробная инструкция (белое тоже здесь)

«Возьмите бутылку вина»... Это понятно, но какого именно?

Playboy
20 главных книг 2019 года: лауреаты «Букера» и ямайский Толкин 20 главных книг 2019 года: лауреаты «Букера» и ямайский Толкин

Forbes Life составил календарь выхода главных книжных новинок этого года

Forbes
Кристина Хендрикс. Натуральная величина Кристина Хендрикс. Натуральная величина

Где бы Кристина Хендрикс ни появлялась, мужчины забывали о приличиях

Караван историй
Лекарство для здоровых Лекарство для здоровых

Компании мечтают продавать препараты от старения, но их пока не изобрели

Forbes
Будущее йоги Будущее йоги

10 преподавателей о том, как будет развиваться йога

Yoga Journal
Можно ли построить станцию на астероиде: мнение ученых Можно ли построить станцию на астероиде: мнение ученых

Новая идея ученых звучит как сюжет научно-фантастического фильма

Популярная механика
Портфель Шредингера. Что делать осторожному инвестору в 2019 году Портфель Шредингера. Что делать осторожному инвестору в 2019 году

Владельцы крупного капитала ищут возможности для выгодных инвестиций

Forbes
7 признаков, что партнер начинает терять к вам интерес 7 признаков, что партнер начинает терять к вам интерес

Как понять, что любимый человек отстраняется?

Psychologies
Самый полный гид по вежливому использованию фар Самый полный гид по вежливому использованию фар

Самый полный гид по вежливому использованию фар

Maxim
Глава «Победы» пожаловался властям на несостоятельность Utair Глава «Победы» пожаловался властям на несостоятельность Utair

Гендиректор «дочки» «Аэрофлота» указывает на риски остановки деятельности Utair

Forbes
Porsche Panamera Sport Turismo Porsche Panamera Sport Turismo

Porsche Panamera Sport Turismo. Какой из него универсал?

Quattroruote
От ММА до муай-тая: каким боевым искусством лучше заняться для самообороны От ММА до муай-тая: каким боевым искусством лучше заняться для самообороны

Ну что, хочешь быть самым крутым парнем на районе?

Playboy
Александр Шохин: «Токсичность российского бизнеса стала очевидной» Александр Шохин: «Токсичность российского бизнеса стала очевидной»

Глава РСПП — о том, как крупный бизнес воспринимает санкции США

Forbes
Открыть в приложении