Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортерКультура

Театр

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Мнение: Поезд для Толстого, Платонова и Достоевского

Ярославский вокзал, поезд Москва-Владимир. Вагоны не пронумерованы, а проименованы. В штабном, имени Льва Толстого, в одном купе с травами да сеном, Аксинья ждет Левушку, в другом — гроб, куда предлагает заглянуть дама в черном (Софья Андреевна). В третьем — батюшка думает, отпевать ли отлученного от церкви графа («А вы что думаете?»). В вагоне имени Достоевского — играют ФриФедорМузыкаМихайловичДостоевскийДжаз. Среди исполнителей, например, квартет Юрия Яремчука, одного из ведущих представителей неакадемической музыки последних двадцати лет. В вагоне имени Владимира Ивановича Даля в одном из купе и вовсе баня — паришься себе под попытки растолковать Толковый словарь. Всего 12 вагонов, 12 точек зрения на современный театр; в одном, салоне, поет Псой Короленко. Между вагонами курсируют почтальон с синими ладошками (раздает письма о чем-то важном) и коммивояжеры — актеры театра Июльансамбль, предлагающие познакомиться с аппаратом Антисексус, изобретенном в одном из рассказов Платонова.

Все это — Состав мира, часть фестиваля «Человек мира», который несколько лет назад придумали энтузиасты Андрей Попов и Евгения Казарновская. В этом году обязанности начальника поезда исполнял режиссер и художник Павел Семченко, один из основателей театра АХЕ, а кондуктором букв, слов и смыслов был драматург Вячеслав Дурненков.

И было бы это путешествие для меня в чем-то экзистенциальным, но все же приключением и опытом, если б не вагон Платонова. Там в тамбуре актриса питерского Театро Ди Капуа Илона Маркарова читала «Возвращение» Платонова. А в пустом вагоне вместе с платоновским Ивановым ехали когда-то реальные Татьяна, Зоя, Лидия, Наташа, Елена, Анна, Мария и мама. Этих женщин не было ни в одном из СВ-купе, куда по очереди предстояло заходить зрителю. Зато висело женское платье, на столе и полке — инсталляция. Детские ли игрушки, шелковый ли лифчик, брошенный рядом с передовицей «Правды»… Мужская шинель у входа — в каждом. И мужской же голос читает письма. Эти письма, как и все предметы для инсталляций, художник Юрий Селиванов нашел на петербургских помойках в районе Советских улиц. Среди всех находок были письма с фронта — женщинам, дочерям, возлюбленным. Этой историей Селиванов поделился с другом, актером Александром Машановым (он и был проводником этого вагона), Машанов рассказал Маркаровой… И ничего не осталось, кроме как обмереть от нежности, звучащей в этих купе без людей. И вздрогнуть, прочитав в первом же купе вагона на зеркале потекшее «Любимая Леночка». Генезис загадочной русской души — литература, война и дорога.

Фестиваль-путешествие «Человек мира» Санкт-Петербург — Москва — Суздаль

Мушкетеры 40 лет спустя

24/08

Режиссер Филипп Григорьян

Москва, музей-заповедник «Царицыно»

В ночь с 24 на 25 августа в Москве пройдет Ночь кино, но главным событием этой ночи обещает стать кинотеатральный перформанс, посвященный юбилею знаменитого советского телефильма «Д’Артаньян и три мушкетера», снятого Георгием Юнгвальд-Хилькевичем в 1979 году.

Говорят, что в работе Филиппа Григорьяна будет микс времен — рядом окажутся эпоха Людовика ХIII, СССР 1970-х годов и современность. Сначала, двигаясь по залам Большого дворца и Хлебного дома, зрители побывают на иммерсивном перформансе «Мушкетеры.монтаж», после станут участниками кинопроб, увидят сцены из первой серии и ознакомятся с историей создания фильма, затем пройдут церемонию посвящения в мушкетеры или гвардейцы, которая планируется как дискотека.

Вечером на поляне у Большого дворца прозвучат песни из фильма — их исполнит ансамбль актеров «Гоголь-центра» Gramophonics. А в финале перформанса состоится показ первой серии телефильма, которую можно будет посмотреть под открытым небом.

Со-отношения

До 31/08

Куратор Вера Мартынов

Санкт-Петербург, Wynwood Hotel

Одна из самых интересных и заметных театральных художников, Вера Мартынов, сделала в Петербурге две выставки. Иммерсивно-выставочный проект «Хранить вечно» уже закрылся, а вот на маленькую, но неожиданную выставку с видом на крышу и обещанием меняться до самого финисажа все еще можно успеть.

На пяти этажах отеля расположились 50 работ 25 художников. Официально выставка задается вопросом, может ли искусство выйти за пределы музейного и галерейного пространства, не утратив качества и актуальности. Но фактически посетителям, которых так и хочется назвать зрителями, предлагается взгляд на Петербург — белые ночи, близость моря, античные каноны, противоречия… Город-музей и город-театр одновременно. Среди имен — звезды неофициального советского искусства Евгений Михнов-Войтенко и Иван Сотников; работающая в том числе и в театре Марина Алексеева; Хаим Сокол… Работы для выставки предоставили галереи Anna Nova, Marina Gisich Gallery, FotoDepartament.Gallery, 11.12 Gallery, Myth Gallery и обладатели частных коллекций. Но самое интересное тут — возможность свободного входа в режиме 24/7: ночное путешествие по отелю на канале Грибоедова с финишем на крыше. Совет театрального критика — отправиться в это путешествие в одиночку или парой: тогда наверняка получите променад с городом в роли собеседника.

Invisible Moscow

Сеансы каждый день до 30/09

Режиссер Егор Матвеев

Москва, точка старта — ГУМ, лестница наверх у бутика Breguet

Спектакль-прогулка по Невидимой Москве от независимой команды (креативный директор Катрин Решетникова, режиссер Егор Матвеев) называется синема-променадом. А все потому, что вам, как будто в кино, предстоит пройти маршрут вслед за героиней Сашей — журналисткой, оказавшейся на день в родной Москве. У Сашиных подруг дела и редакционные летучки, и вот Саша отправляется в путешествие одна. Дворики Китай-города, высотка на Котельнической набережной, Москва и москвичи вокруг, наушники с эффектом полного погружения — и актриса, ваш проводник к Невидимой Москве и вам самим. Прекрасный повод пройтись по городу, который не спит никогда, и узнать о нем массу интересных фактов. Важно: в непогоду выдают дождевики, а спектакль доступен на четырех языках: русском, английском, немецком и французском.

Зобеида

29/08-31/08

Режиссер Олег Долин

Москва, РАМТ

«Зобеиду» стоит увидеть сразу по нескольким причинам: во-первых, играют ее во дворе РАМТа, куда раньше попасть могли только сотрудники театра. Настоящий двор-колодец, прячущийся в минуте от Дмитровки, превращается в стены города Самандаля. Во-вторых, это образцовая комедия дель арте по сказке Гоцци. Тут тебе и маски, и буффонада. И — шутки, ставшие к августу благодаря новостной повестке еще актуальнее (обойдемся без спойлеров). В-третьих, это чистая театральная радость как она есть: с луной — огромным шаром, переодеваниями, сменой масок на глазах у зрителя и актерами, которые так кайфуют от происходящего, что противостоять этой волне невозможно.

Фотографии: Ксения Плотникова/ facebook.com/chelovekmirafestival; cinemanight.culture.ru; invisiblemoscow.com; polina poludkina; Сергей Петров

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ружье вместо конспекта Ружье вместо конспекта

Зачем юные убивают друг друга на уроках

Русский репортер
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Варя Семак Варя Семак

Зин по сверхновому искусству Петербурга от художницы Вари Семак

Собака.ru
Моя история Моя история

Александр Галич смог увидеть даже не завтрашний, а послезавтрашний день

Дилетант
Ох уж эти детки Ох уж эти детки

Звездные мамы и папы рассказали, чему научились у своих детей

Grazia
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
Футбольный бог из машины Футбольный бог из машины

О работе ИИ, который подбирает потенциальных новичков в футболе

Ведомости
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
Кто живет на чердаке Кто живет на чердаке

Как оформить квартиру в стиле лофт, не ломая стены

Лиза
Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать

Как работодателям правильно воспринимать новые тенденции мотивации сотрудников

Forbes
«Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно» «Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно»

Карл Густав Юнг о том, что он узнал о людях

Weekend
Курьеры остались без работы Курьеры остались без работы

Почему снижается спрос на курьеров в ритейле

Ведомости
Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций

Социальное дистанцирование не защищает от инфекций. А что защищает?

ТехИнсайдер
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Евгения Осипова: «Закон бумеранга существует» Евгения Осипова: «Закон бумеранга существует»

Мы все равно из разных поколений, у нас все равно разная энергия

Коллекция. Караван историй
Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать

Бесплатные приложения-планировщики: чем отличаются и какое стоит попробовать?

Inc.
«Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье «Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье

Отрывок из книги «Когда-нибудь, возможно» — как говорить о потере близкого

Forbes
«Дикое» государство: 7 фактов о жизни на Аляске «Дикое» государство: 7 фактов о жизни на Аляске

Вечная мерзлота, действующие вулканы, множество диких животных — все это Аляска

ТехИнсайдер
«Девушка эконом-класса»: почему женщин критикуют за отказ от лишних трат на себя «Девушка эконом-класса»: почему женщин критикуют за отказ от лишних трат на себя

Почему экономных девушек критикуют, что провоцирует внимание к женским тратам

Forbes
Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии» Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии»

Отрывок из истории объединения фотохудожников второй половины 1980-х годов

Правила жизни
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
Не всякая поганка — гриб Не всякая поганка — гриб

Почему красивых и изящных водоплавающих птиц назвали поганками?

Наука и жизнь
«Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой «Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой

Несколько важных причин подавать сигналы рукой, когда едешь на велосипеде

ТехИнсайдер
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Масляное коварство Масляное коварство

Как масло для дерева может стать причиной пожара?

Наука и жизнь
Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы

Как эволюция помогла тарантулам спасаться от самок при спаривании

ТехИнсайдер
Генно-модифицированные островковые клетки прижились у пациента без иммуносупрессии Генно-модифицированные островковые клетки прижились у пациента без иммуносупрессии

Успех эксперимента по пересадке генно-модифицированных аллогенных бета-клеток

N+1
Открыть в приложении