Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортерКультура

Театр

Везение Греминой

— Лена, спасибо большое, не забывайте про нас и впредь)))

Смайлики. Цветочки.

Я листаю историю переписки в Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и пытаюсь вспомнить, слышала ли я такое еще от кого-то очевидно великого в масштабе российского театра и — одновременно — невероятно теплого и простого. Нет. Не слышала, не получала, да и вряд ли уже получу. Это сообщение прислала мне, начинающему критику, драматург, режиссер, основатель и директор Театра.doc Елена Гремина. Такое сообщение могла прислать только Елена Гремина, которая не только основала вместе с Михаилом Угаровым самый независимый театр — Театр.doc, но и стала мамой всей доковской семье.

Удивительное дело: на понятие театра-дома давно перестали молиться, в его возможности стали все чаще сомневаться как раз в нулевые — тогда, когда родился Док. Док, который стал Домом.

Он, Док, конечно, об этом едва ли задумывался — просто рос, звучал все сильнее и увереннее. Не боялся говорить ни про дело Магнитского («Час 18»), ни про болотные посадки («Болотное дело»), ни про бесланских матерей («Новая Антигона»). Все эти спектакли поставила мягкая и теплая, но стальная в своей творческой бескомпромиссности Елена Гремина. Она придумала «Театр.doc на гастролях в Москве» — когда Док, выселенный с Трехпрудного, бесконечно менял дом. Она звала «посмотреть репетиции» полицейских с собакой, дежуривших возле театра до премьеры «Болотного дела».

Она написала после смерти мужа и соратника Михаила Угарова: «Не надо соболезнований. Мне очень и очень повезло, что мы встретились — этого могло и не быть».

Она могла прийти в комментарии на Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и дать внятный совет на дурацкий вопрос вроде того, какой ноутбук купить, или трогательно извиняться: «Лена, это вы что, сидя на крыше ждете, когда я свое интервью посмотрю?! Ой, как неловко».

Эта способность быть на равных как будто становилась божественным пенделем и ускорителем, потому что и вниманию, и похвале Греминой было жизненно необходимо соответствовать.

Почти никогда ничего не правила. Однажды попросила: «Лена, с вашего позволения, если вам несложно, можно убрать про “маленький и гордый театр”? Но вы, конечно, сами решайте».

Те, кто работают в культурной журналистике, знают, как дорог такой тон, как он вымирающе редок. И цену этой гордости и независимости выдали только два не выдержавших с разницей в 46 дней сердца ровесников — Греминой и Угарова.

Театр.doc не отменил спектаклей. Ни 46 дней назад, когда ушел Угаров, ни сейчас. Доковские дети обещают устоять и удержать театр. А мы можем просто прийти в Театр.doc, купить билет и так помянуть Елену Анатольевну — на «Новой Антигоне», на «150 причинах не защищать Родину», на «Простить измену», на «Война близко», на «Краткой истории русского инакомыслия», на «Безумном путешествии за святыми дарами» — да и вообще на любом спектакле.

Диджей Павел

Авторы — театр post
Санкт-Петербург, Студия перформативных искусств СДВИГ

02.06

Для интеллектуалов, для людей

На десятом спектакле по пьесе минского драматурга Павла Пряжко известные умники-эстеты-минималисты от театра решили уйти в отрыв. Известно, что в основе текста Пряжко — популярные песни советской эстрады 1980-х, для работы над этим текстом был привлечен один из ведущих молодых российских хореографов Максим Петров. Кажется, есть основания предполагать танцы.

Взрослые снаружи

Постановка — Михаил Угаров, режиссеры — Варвара Фаэр и Александр Кудряшов
Москва, Театр.doc

30.05

Для людей

«Подхожу я к преподавательскому столу, ставлю портфель, поправляю костюм. “Здравствуйте, меня зовут Виктория Петровна”. А сама думаю — ну какая же я Виктория Петровна. Я же Вика, Вичка! — непридуманные истории взрослых людей о несовпадении паспортного возраста с внутренним. Последний спектакль, который поставил худрук Театра.doc Михаил Угаров с непрофессиональными актерами, выпускниками доковской «Антишколы».

Я говорю, что люблю тебя

Режиссер — Владислав Наставшев
Москва, Новое пространство Театра Наций

24, 05, 25.05, 26.05, 29.05, 30.05

Для людей, для романтиков

Музыкальный перформанс латыша Владислава Наставшева определяют как «медленные танцы». Режиссер тонких и при этом хитовых спектаклей в «Гоголь-центре» (на «Митину любовь» уже который сезон перед премьерой солд-аут) исполняет узнаваемые советские песни в современной авторской аранжировке, превращая любовную лирику в гражданскую. Возлюбленной может стать родина, и безответная любовь и невозможность расстаться — это сегодня тоже про родину. Наставшев впервые в России создает и исполняет перформанс, а зрители смогут не только услышать его пение под аккомпанемент рояля и гитар, но и потанцевать на сооруженной в Новом пространстве танцплощадке.

Приговоренный к смерти бежал

Режиссер — Дмитрий Волкострелов
Санкт-Петербург, ТЮЗ им. А. А. Брянцева

21.05, 22.05, 25.05

Для людей, для интеллектуалов

За прошлый спектакль в питерском ТЮЗе, «Розенкранц и Гильденстерн», где Дмитрий Волкострелов напоминает про шахматный поединок-легенду с 40 ничьими между Карповым и Каспаровым, российские критики вручили Дмитрию Волкострелову приз журнала Театр. В новой работе на этой же сцене Волкострелов идет от одноименного фильма французского режиссера и сценариста Робера Брессона 1956 года по мемуарам Андре Девиньи, бывшего узника тюрьмы Монлюк во время Второй мировой. Обещают рефлексию о творческом методе Брессона. Но можно предположить, что будет еще и мудрое и немного печальное размышление про эпоху, которое станет ключом к нам сегодняшним. Так, как умеет в нашем театре только Волкострелов.

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Фотографии: ТЮЗ им. Брянцева; Новое пространство Театра Наций; из архива Театр.doc (2); театр post

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Для души можно в теннис играть»: как иммерсивный театр стал успешным бизнесом «Для души можно в теннис играть»: как иммерсивный театр стал успешным бизнесом

Главные действующие лица иммерсивного театра Москвы — о секретах своего успеха

Forbes
Можно ли съесть слишком «много» белка Можно ли съесть слишком «много» белка

Задумывались ли вы когда-нибудь, не может ли избыток белка стать проблемой?

ТехИнсайдер
Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры

Как компилятор помогает человек и компьютеру понять друг друга

Цифровой океан
Как проверить стартер на работоспособность в домашних условиях Как проверить стартер на работоспособность в домашних условиях

Все о проверке стартера: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Как навсегда избавиться от запаха в посудомоечной машине: советы профессиональных клинеров Как навсегда избавиться от запаха в посудомоечной машине: советы профессиональных клинеров

Что делать, чтобы в посудомоечной машине не появлялся неприятный запах?

VOICE
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
«У меня нет контакта со всеми. У меня есть контакт с каждым». Отрывок из книги о детском спорте «У меня нет контакта со всеми. У меня есть контакт с каждым». Отрывок из книги о детском спорте

Как избежать физических и психологических травм в детском спорте

СНОБ
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино

Как образ мужчины в российском кино отражал динамику общественных событий?

Maxim
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
Невеста на вырост: как в Китае похищают девочек, чтобы выдавать их замуж Невеста на вырост: как в Китае похищают девочек, чтобы выдавать их замуж

Что происходит с продажей женщин в Китае и как женщины борются за свободу?

Forbes
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Российские физики объединили флаксониумы и трансмон в трехкубитный вентиль Российские физики объединили флаксониумы и трансмон в трехкубитный вентиль

Ученые предложили новый способ реализации быстрой трехкубитной операции

N+1
Как сделать сайт бесплатно: без программистов и дизайнеров Как сделать сайт бесплатно: без программистов и дизайнеров

Как сделать сайт бесплатно, даже если у вас нет никаких навыков в кодинге

CHIP
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Источники энергии Источники энергии

Почему кетодиета подходит не всем?

Лиза
Оксана Даровская: «Москва. Квартирная симфония». Коммунальный быт столицы Оксана Даровская: «Москва. Квартирная симфония». Коммунальный быт столицы

О быте и нравах, царящих в московской коммуналке в конца 1980-х

СНОБ
Все альбомы «Сектора Газа» — от худшего к лучшему Все альбомы «Сектора Газа» — от худшего к лучшему

У группы «Сектор Газа» нет плохих альбомов

Maxim
Сказка о гендерном равенстве: почему женщины в России зарабатывают меньше мужчин Сказка о гендерном равенстве: почему женщины в России зарабатывают меньше мужчин

Откуда берется гендерное неравенство в зарплате?

Forbes
Интегратор и предвосхищатель: как Эль Лисицкий предопределил архитектуру Интегратор и предвосхищатель: как Эль Лисицкий предопределил архитектуру

Как художнику Элю Лисицкому удалось заложить основы современного искусства

РБК
9 легендарных спортивных арен: от театра для снукера до королевского гольф-поля 9 легендарных спортивных арен: от театра для снукера до королевского гольф-поля

Уникальные локациях, которые стали точкой притяжения популярных видов спорта

Forbes
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
Самая большая черная дыра и конец бэби-бума на Земле: новости науки Самая большая черная дыра и конец бэби-бума на Земле: новости науки

Кто из животных обладает сознанием и в чем ошибались демографы?

Forbes
6 признаков того, что в вашем рационе слишком много соли 6 признаков того, что в вашем рационе слишком много соли

Определить, что вы едите слишком много соли, можно по нескольким признакам

ТехИнсайдер
Еще по одной: 10 мини-сериалов, которые можно посмотреть за вечер Еще по одной: 10 мини-сериалов, которые можно посмотреть за вечер

Необычные мини-сериалы, которые вы могли пропустить

Правила жизни
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
Открыть в приложении