Почему так сложно выбросить столичный мусор за 1000 километров

Русский репортерОбщество

Шиес: мы защищаем Родину от Родины

Почему так сложно выбросить столичный мусор за 1000 километров

Юлия Невская

Вход на полигон Шиес со стороны дороги, ведущей к Мадмасу. Стройка находится за этим забором. Юрий Дежин — экоактивист из Урдомы

В Архангельской области, несмотря на крупные штрафы и задержания активистов, бушуют протесты против строительства полигона для захоронения мусора из Москвы на железнодорожной станции Шиес. Так мусорный кризис в Подмосковье вызвал цепную реакцию более чем в 1000 километрах от столицы. Официальное название проекта — Экотехнопарк «Шиес», а местные его называют полигоном смерти.

Ночь, горит костер, около него стоят жители Урдомы, Мадмаса, Сыктывкара, Яренска. Люди перешучиваются, смеются, но видно, что нервничают. Для них непривычно быть на военном положении. Небольшой группой на одном из постов активистов собрались учителя, представители местной администрации, пенсионеры, работники «Газпрома» и железнодорожники. Последние просят их не фотографировать — а то вдруг на работе узнают, что они здесь были, и выговор сделают или даже уволят. Но, по словам собравшихся, не прийти они не могли.

— Мы здесь Родину защищаем, — говорит один.

А другой добавляет:

— Родину от Родины защищаем. Вообще москвичам тоже подумать стоит. Тарифы на мусор их будут. А еще здесь же «легкие» средней полосы России: Коми и Архангельская область.

Пост экоактивистов на полигоне Шиес. Люди дежурят на объекте круглыми сутками

Услышав наш разговор, вливается в общий хор бойкая пенсионерка Ирина Васильевна:

— От мусора мы Родину защищаем. Я вообще на диване должна сидеть и сериалы смотреть, а я на Шиесе ночами сижу!

Вечером 30 марта на станции Шиес был объявлен сбор экоактивистов. Дежурившие на строительной площадке жители жаловались на грубое поведение со стороны сотрудников ЧОП «Гарант Безопасности», недавно приехавших на усиление. Вот люди и решили сказать свое ответное слово. Кроме того, накануне активистам перекрыли доступ на строительную площадку. По их словам, никакие документы и разрешения на строительство ООО «Технопарк» не предоставило ни местной администрации, ни экологам, ни даже представителям Союза по правам человека (СПЧ) при Президенте РФ. А это значит, что территория вокруг железнодорожной станции — общественное место, и никто не вправе препятствовать нахождению на объекте посторонних людей.

На общий сбор суммарно приехало около 70 человек — мужчины и женщины разных возрастов. Около 22 часов активисты во главе с жителями Сыктывкара Виктором Вишневецким и Михаилом Габовым выдвинулись в сторону оцепления. Путь им преградила пара десятков сотрудников ЧОПа, потом подтянулось еще столько же. Встали друг напротив друга, перекинулись несколькими фразами в темноте, при свете карманных фонариков. Кто-то из активистов на первой линии прокричал: «Вперед!». И все пошли. Сотрудники ЧОПа явно не ожидали такого поворота, но реального противодействия не оказали. Кому-то попытались заломить руки, кого-то стали толкать, но не более того. В итоге охранники, взявшись за руки, встали на последнем рубеже — перед входом в большой ангар в центре площадки. По их словам, там находится общежитие, где хранятся их личные вещи.

Все действия экоактивистов после прорыва свелись к попытке убедить сотрудников ЧОПа и рабочих полигона в том, что они способствуют осуществлению противоправных действий, и к призыву уважать людей, которые защищают свою землю.

Указатель, который сделали экоактивисты на посту «3-й километр». Он находится на дороге, по поводу которой были наиболее острые конфликты между активистами и работниками Шиес

— Эта акция была нужна для того, чтобы охранники поняли: нас не два человека и не пять. Нас много, и мы своих людей в обиду не дадим, — говорит один из руководителей Комитета по защите Вычегды Виктор Вишневецкий.

Местные жители узнали о стройке на станции Шиес случайно — от охотников, заметивших масштабную вырубку леса. Вскоре пошел слух о том, что будут строить полигон для захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) из Москвы.

— Мы понимаем, чем это нам грозит. У нас у всех вода из колодца. Многих лес кормит. А если в 18 километрах от нас будут закапывать мусор прямо в болото, здесь очень скоро никто не сможет жить, — говорит Александр Нейман, уроженец поселка Мадмас. — Ладно бы завод с сортировкой и переработкой строили — это другое дело! А просто закапывать, чтобы оно у нас гнило, не нужно. Нам уезжать некуда, да и не хотим мы.

С осени на полигоне начали дежурить добровольцы, чтобы следить за соблюдением экологических норм. Они быстро нашли ряд нарушений, первое из которых — категорический отказ предоставить проектную документацию или разрешения на строительство со стороны ООО «Технопарк». А с января на территории вокруг станции Шиес началась в прямом и переносном смысле «холодная война». В начале февраля экоактивисты полностью перекрыли подъезды к полигону со стороны Урдомы и Мадмаса. Сначала люди просто грелись у костров и в нужный момент вставали на пути строительной техники. Потом кто-то пожертвовал им два строительных вагончика; туда подвели электричество с помощью генераторов, установили спутниковую связь. Такая ситуация сохраняется до настоящего момента.

— Когда они поняли, что мы не уйдем, то попробовали привезти топливо по железной дороге. Но это же вообще незаконно, здесь пассажирские поезда ходят, это взрывоопасно,— говорит Юрий Дежин, экоактивист из Урдомы, который дежурит на полигоне с самого начала. — Потом три раза по 15 бочек привезли вертолетом. Это около девяти тонн. Золотое топливо получается!

Вид на строительную площадку мусорного полигона Шиес. Слева на фото белый ангар, который особенно рьяно защищали сотрудники ЧОП

На эти девять тонн топлива возобновилась работа (фото сделаны как раз в этот момент: вертолет привез бочки. — «РР»). Сотрудники ЧОПа после акции 30 марта вежливо сопровождают посторонних, которые заходят на объект, и не пускают только в тот самый ангар в центре стройплощадки. И рабочие, и охранники старательно прячутся от камер. Местным жителям хочется верить, что им просто стало стыдно быть причастными к строительству «полигона смерти».

На данный момент строительная площадка занимает приблизительно 50 гектаров. Около путей расположены две постройки, относящиеся к железнодорожной станции. Вместо всего остального еще год назад были лес и остатки нескольких разрушенных домов. Поселок Шиес закрылся еще в 1970-х годах. Сейчас же прямо от станции тянутся новые хозяйственные постройки, ангар для техники, общежитие и строения непонятного назначения. По слухам, которые здесь активно циркулируют, под полигон отдали 300 гектаров, а потом эта цифра возрастет до 5 000. Все для того, чтобы в ближайшие 20 лет привозить сюда по полмиллиона тонн ТБО в год. Мусор будет поступать в брикетах, упакованных в целлофановую пленку, надежность которой вызывает сомнения и у местных жителей, и у экологов.

Сейчас активисты дежурят на четырех постах. Два находятся на самом полигоне по разные стороны от железнодорожных путей. Для того чтобы спать и греться, там поставили большие армейские палатки с печкой внутри. Еще два на выезде: один — в сторону Урдомы, другой — на лесной дороге в трех километрах от Мадмаса. Основной подвоз осуществлялся как раз по этой дороге, через пост «3-й километр», но правоохранительные органы не освобождают ее для техники, потому что на картах она обозначена как лесная тропинка. Получается, строительные машины здесь проезжали незаконно.

— Земля уже оттаивает, и скоро откроются болота, колея будет по колено. Им здесь больше не проехать до следующей зимы. А там посмотрим — но сколько нужно, столько и будем стоять на посту, — усмехается Александр Нейман.

Сотрудники ЧОП «Гарант безопасности» комментарии давать отказались

Люди не знают, что будет дальше; они просто сменяют друг друга в строительных вагончиках и армейских палатках, многие смеются, что «вышли на вторую работу». Слухи о том, что им платят, все отрицают. Говорят, что платят им благодарностью, едой и письмами со словами поддержки. Письма действительно висят на стенах вагончиков, а продуктов питания на постах более чем достаточно. В любом случае люди искренне верят, что защищают свою землю. А строители на полигоне в последние дни с тревогой смотрят на траншеи, медленно заполняющиеся водой, потому что снег в далеких архангельских лесах начал таять и скоро поднимутся болота.

Фотографии: Юлия Невская

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Поднять цены и умереть Поднять цены и умереть

Обострившаяся конкуренция приведет к сокращению числа игроков на рынках

Эксперт
Мой ласковый и нежный Мой ласковый и нежный

Другого Карла Лагерфельда — милого друга — вспоминает Сати Спивакова

Tatler
Новый мир Джулиана Ассанжа Новый мир Джулиана Ассанжа

Что узнал и понял о Джулиане Ассанже «РР» за годы партнерства

Русский репортер
Никаких «Фокусов» Никаких «Фокусов»

Ford уходит из РФ со всей легковой линейкой. Чем это чревато для автовладельцев?

АвтоМир
К кому на Каму К кому на Каму

Хореограф Алексей Мирошниченко превращает Пермь в новую Мекку для балетоманов

Vogue
Айзек Хэмпстед-Райт: Айзек Хэмпстед-Райт:

Айзек Хэмпстед-Райт о том, каково это — взрослеть на съемочной площадке

Esquire
Костюм Адама: звезды, которые не стесняются демонстрировать мужское достоинство Костюм Адама: звезды, которые не стесняются демонстрировать мужское достоинство

Герои нашей подборки не видят ничего плохого в том, чтобы позировать обнаженными

Cosmopolitan
«Отход от табу совершается в шесть шагов» «Отход от табу совершается в шесть шагов»

Какое место фейки и деструкция занимают в современной политике

Огонёк
Что нужно знать о Никите Кучерове Что нужно знать о Никите Кучерове

Семь фактов о самом обсуждаемом российском хоккеисте сезона

GQ
Выбить глаз Лондону… Выбить глаз Лондону…

При первом знакомстве с Jaguar E-PACE возникают крайне реакционные мысли

4x4 Club
BMW X7 BMW X7

Здесь даже пассажиры третьего ряда отнюдь не обделены комфортом

Quattroruote
С Божьей помощью: звезды, которые вымолили своих детей С Божьей помощью: звезды, которые вымолили своих детей

Для многих женщин один из главных страхов в жизни – невозможность иметь детей

Cosmopolitan
«Бизнес-план семейной жизни провалился, и я этому рад» «Бизнес-план семейной жизни провалился, и я этому рад»

Успешные бизнесмены работают и в офисе, и дома, и в отпуске

Psychologies
7 моментов во второй серии «Игры престолов», которые ты скорее всего пропустил 7 моментов во второй серии «Игры престолов», которые ты скорее всего пропустил

Валар моргулис, маленькие любители спойлеров и фанатских теорий!

Maxim
Такие же, как мы. Почему люди боятся человекоподобных роботов Такие же, как мы. Почему люди боятся человекоподобных роботов

Люди сначала симпатизируют человекоподобным роботам, а потом начинают бояться их

СНОБ
Журнал Минобороны рассказал о том, что российские военные владеют боевой парапсихологией Журнал Минобороны рассказал о том, что российские военные владеют боевой парапсихологией

Спецназ тренируется телепатии на дельфинах и взламывает компьютеры силой мысли

Maxim
Самые странные вещи, конфискованные у путешественников в США (фотоподборка) Самые странные вещи, конфискованные у путешественников в США (фотоподборка)

Странные вещи, которые люди пытались незаметно провести с собой

Maxim
Усинский тракт Усинский тракт

Дорожная часть обычно остаётся за кадром, но так бывает не всегда…

4x4 Club
Сила мысли Сила мысли

Как можно работать с мыслями — и почему стоит это делать

Yoga Journal
В ожидании чуда В ожидании чуда

Хайди Клум снова беременна!

Grazia
Три сезона красоты Три сезона красоты

Весна, лето, осень: календарь важных дел в саду

Домашний Очаг
Ваша остановка Ваша остановка

Нужен повод, чтобы поехать в Париж? Grazia нашла даже несколько

Grazia
9 признаков того, что ты ей не абсолютно не интересен (извини, это правда конец) 9 признаков того, что ты ей не абсолютно не интересен (извини, это правда конец)

Это просто нужно признать, быстрее пережить трагедию и быстрее переключиться

Playboy
Киборги среди нас: для чего биохакеры вживляют микросхемы под кожу Киборги среди нас: для чего биохакеры вживляют микросхемы под кожу

Британский биохакер хочет подарить человечеству новое чувство

Популярная механика
Андрей Лях: Челтенхэм Андрей Лях: Челтенхэм

У писателя-фантаста Андрея Ляха вышла новая книга «Челтенхэм»

СНОБ
Статус засекречен Статус засекречен

Скарлетт Йоханссон снова можно поздравить с обретением статуса невесты

Grazia
Олимпийский резерв Олимпийский резерв

В Афины стоит ехать за современным искусством и дизайнерскими магазинчиками

AD
Разнообразие пропорций Разнообразие пропорций

Сравнительный тест Renault Koleos и Hyundai Santa Fe

АвтоМир
Светлана Смирнова-Марцинкевич. Путешествие во времени Светлана Смирнова-Марцинкевич. Путешествие во времени

Интервью со Светланой Смирновой-Марцинкевич

Караван историй
Человек и ледокол Человек и ледокол

Зачем Олегу Тинькову яхта, способная плавать в Антарктике

Forbes
Открыть в приложении