Почему так сложно выбросить столичный мусор за 1000 километров

Русский репортерОбщество

Шиес: мы защищаем Родину от Родины

Почему так сложно выбросить столичный мусор за 1000 километров

Юлия Невская

Вход на полигон Шиес со стороны дороги, ведущей к Мадмасу. Стройка находится за этим забором. Юрий Дежин — экоактивист из Урдомы

В Архангельской области, несмотря на крупные штрафы и задержания активистов, бушуют протесты против строительства полигона для захоронения мусора из Москвы на железнодорожной станции Шиес. Так мусорный кризис в Подмосковье вызвал цепную реакцию более чем в 1000 километрах от столицы. Официальное название проекта — Экотехнопарк «Шиес», а местные его называют полигоном смерти.

Ночь, горит костер, около него стоят жители Урдомы, Мадмаса, Сыктывкара, Яренска. Люди перешучиваются, смеются, но видно, что нервничают. Для них непривычно быть на военном положении. Небольшой группой на одном из постов активистов собрались учителя, представители местной администрации, пенсионеры, работники «Газпрома» и железнодорожники. Последние просят их не фотографировать — а то вдруг на работе узнают, что они здесь были, и выговор сделают или даже уволят. Но, по словам собравшихся, не прийти они не могли.

— Мы здесь Родину защищаем, — говорит один.

А другой добавляет:

— Родину от Родины защищаем. Вообще москвичам тоже подумать стоит. Тарифы на мусор их будут. А еще здесь же «легкие» средней полосы России: Коми и Архангельская область.

Пост экоактивистов на полигоне Шиес. Люди дежурят на объекте круглыми сутками

Услышав наш разговор, вливается в общий хор бойкая пенсионерка Ирина Васильевна:

— От мусора мы Родину защищаем. Я вообще на диване должна сидеть и сериалы смотреть, а я на Шиесе ночами сижу!

Вечером 30 марта на станции Шиес был объявлен сбор экоактивистов. Дежурившие на строительной площадке жители жаловались на грубое поведение со стороны сотрудников ЧОП «Гарант Безопасности», недавно приехавших на усиление. Вот люди и решили сказать свое ответное слово. Кроме того, накануне активистам перекрыли доступ на строительную площадку. По их словам, никакие документы и разрешения на строительство ООО «Технопарк» не предоставило ни местной администрации, ни экологам, ни даже представителям Союза по правам человека (СПЧ) при Президенте РФ. А это значит, что территория вокруг железнодорожной станции — общественное место, и никто не вправе препятствовать нахождению на объекте посторонних людей.

На общий сбор суммарно приехало около 70 человек — мужчины и женщины разных возрастов. Около 22 часов активисты во главе с жителями Сыктывкара Виктором Вишневецким и Михаилом Габовым выдвинулись в сторону оцепления. Путь им преградила пара десятков сотрудников ЧОПа, потом подтянулось еще столько же. Встали друг напротив друга, перекинулись несколькими фразами в темноте, при свете карманных фонариков. Кто-то из активистов на первой линии прокричал: «Вперед!». И все пошли. Сотрудники ЧОПа явно не ожидали такого поворота, но реального противодействия не оказали. Кому-то попытались заломить руки, кого-то стали толкать, но не более того. В итоге охранники, взявшись за руки, встали на последнем рубеже — перед входом в большой ангар в центре площадки. По их словам, там находится общежитие, где хранятся их личные вещи.

Все действия экоактивистов после прорыва свелись к попытке убедить сотрудников ЧОПа и рабочих полигона в том, что они способствуют осуществлению противоправных действий, и к призыву уважать людей, которые защищают свою землю.

Указатель, который сделали экоактивисты на посту «3-й километр». Он находится на дороге, по поводу которой были наиболее острые конфликты между активистами и работниками Шиес

— Эта акция была нужна для того, чтобы охранники поняли: нас не два человека и не пять. Нас много, и мы своих людей в обиду не дадим, — говорит один из руководителей Комитета по защите Вычегды Виктор Вишневецкий.

Местные жители узнали о стройке на станции Шиес случайно — от охотников, заметивших масштабную вырубку леса. Вскоре пошел слух о том, что будут строить полигон для захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) из Москвы.

— Мы понимаем, чем это нам грозит. У нас у всех вода из колодца. Многих лес кормит. А если в 18 километрах от нас будут закапывать мусор прямо в болото, здесь очень скоро никто не сможет жить, — говорит Александр Нейман, уроженец поселка Мадмас. — Ладно бы завод с сортировкой и переработкой строили — это другое дело! А просто закапывать, чтобы оно у нас гнило, не нужно. Нам уезжать некуда, да и не хотим мы.

С осени на полигоне начали дежурить добровольцы, чтобы следить за соблюдением экологических норм. Они быстро нашли ряд нарушений, первое из которых — категорический отказ предоставить проектную документацию или разрешения на строительство со стороны ООО «Технопарк». А с января на территории вокруг станции Шиес началась в прямом и переносном смысле «холодная война». В начале февраля экоактивисты полностью перекрыли подъезды к полигону со стороны Урдомы и Мадмаса. Сначала люди просто грелись у костров и в нужный момент вставали на пути строительной техники. Потом кто-то пожертвовал им два строительных вагончика; туда подвели электричество с помощью генераторов, установили спутниковую связь. Такая ситуация сохраняется до настоящего момента.

— Когда они поняли, что мы не уйдем, то попробовали привезти топливо по железной дороге. Но это же вообще незаконно, здесь пассажирские поезда ходят, это взрывоопасно,— говорит Юрий Дежин, экоактивист из Урдомы, который дежурит на полигоне с самого начала. — Потом три раза по 15 бочек привезли вертолетом. Это около девяти тонн. Золотое топливо получается!

Вид на строительную площадку мусорного полигона Шиес. Слева на фото белый ангар, который особенно рьяно защищали сотрудники ЧОП

На эти девять тонн топлива возобновилась работа (фото сделаны как раз в этот момент: вертолет привез бочки. — «РР»). Сотрудники ЧОПа после акции 30 марта вежливо сопровождают посторонних, которые заходят на объект, и не пускают только в тот самый ангар в центре стройплощадки. И рабочие, и охранники старательно прячутся от камер. Местным жителям хочется верить, что им просто стало стыдно быть причастными к строительству «полигона смерти».

На данный момент строительная площадка занимает приблизительно 50 гектаров. Около путей расположены две постройки, относящиеся к железнодорожной станции. Вместо всего остального еще год назад были лес и остатки нескольких разрушенных домов. Поселок Шиес закрылся еще в 1970-х годах. Сейчас же прямо от станции тянутся новые хозяйственные постройки, ангар для техники, общежитие и строения непонятного назначения. По слухам, которые здесь активно циркулируют, под полигон отдали 300 гектаров, а потом эта цифра возрастет до 5 000. Все для того, чтобы в ближайшие 20 лет привозить сюда по полмиллиона тонн ТБО в год. Мусор будет поступать в брикетах, упакованных в целлофановую пленку, надежность которой вызывает сомнения и у местных жителей, и у экологов.

Сейчас активисты дежурят на четырех постах. Два находятся на самом полигоне по разные стороны от железнодорожных путей. Для того чтобы спать и греться, там поставили большие армейские палатки с печкой внутри. Еще два на выезде: один — в сторону Урдомы, другой — на лесной дороге в трех километрах от Мадмаса. Основной подвоз осуществлялся как раз по этой дороге, через пост «3-й километр», но правоохранительные органы не освобождают ее для техники, потому что на картах она обозначена как лесная тропинка. Получается, строительные машины здесь проезжали незаконно.

— Земля уже оттаивает, и скоро откроются болота, колея будет по колено. Им здесь больше не проехать до следующей зимы. А там посмотрим — но сколько нужно, столько и будем стоять на посту, — усмехается Александр Нейман.

Сотрудники ЧОП «Гарант безопасности» комментарии давать отказались

Люди не знают, что будет дальше; они просто сменяют друг друга в строительных вагончиках и армейских палатках, многие смеются, что «вышли на вторую работу». Слухи о том, что им платят, все отрицают. Говорят, что платят им благодарностью, едой и письмами со словами поддержки. Письма действительно висят на стенах вагончиков, а продуктов питания на постах более чем достаточно. В любом случае люди искренне верят, что защищают свою землю. А строители на полигоне в последние дни с тревогой смотрят на траншеи, медленно заполняющиеся водой, потому что снег в далеких архангельских лесах начал таять и скоро поднимутся болота.

Фотографии: Юлия Невская

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Свидетели Зеленского Свидетели Зеленского

Почему Майдан — это происки Голливуда

Русский репортер
Человек-амфибия: 9 мифов о Жак-Иве Кусто Человек-амфибия: 9 мифов о Жак-Иве Кусто

Исследователю, показавшему миру подводную жизнь, было чем удивить аудиторию

Вокруг света
Новые способы читать послания своей души Новые способы читать послания своей души

Как расшифровать символический язык снов

Psychologies
Все могут короли Все могут короли

Коллеги Примадонны о том, какова она в работе и за ее пределами

StarHit
Новый мир Джулиана Ассанжа Новый мир Джулиана Ассанжа

Что узнал и понял о Джулиане Ассанже «РР» за годы партнерства

Русский репортер
9 типов автомобилистов, которые всех раздражают (и нас тоже) 9 типов автомобилистов, которые всех раздражают (и нас тоже)

Убедись, что ты не один из этих парней

Playboy
Философия кайдзен: 5 шагов к совершенству Философия кайдзен: 5 шагов к совершенству

Бывает, полные энтузиазма, мы строим планы, но бросаем их выполнение на полпути

Psychologies
Неверность партнера: какие могут быть причины? Неверность партнера: какие могут быть причины?

Какие невидимые причины могут скрываться за неверностью партнера

Psychologies
«Из ничего истерику закатили, балаболы»: Виктор Линник и Вадим Дымов о запрете на ввоз хамона и пармезана в Россию «Из ничего истерику закатили, балаболы»: Виктор Линник и Вадим Дымов о запрете на ввоз хамона и пармезана в Россию

Виктор Линник и Вадим Дымов о запрете на ввоз мясо-молочной продукции

Forbes
В Центробанке сменился лидер по доходам В Центробанке сменился лидер по доходам

Самый высокий доход среди руководителей ЦБ получил глава департамента

Forbes
Я здесь босс! Как быть, если ваш начальник не прав Я здесь босс! Как быть, если ваш начальник не прав

Как быть, если вы — подчиненный, и считаете решение руководителя неверным?

Forbes
Бренд «Обама»: почему (и как) Мишель и Барак Обама стали только популярнее, уйдя из Белого дома Бренд «Обама»: почему (и как) Мишель и Барак Обама стали только популярнее, уйдя из Белого дома

Среди американцев Барак и Мишель Обама — самая популярная пара. Как так вышло?

Esquire
Nissan Murano: Флагманское бремя Nissan Murano: Флагманское бремя

От хорошей ли жизни роль флагмана в линейке Nissan занял Murano?

АвтоМир
Почему в XXI веке, когда люди летают в космос, соборы все еще горят (и что ждет Нотр-Дам теперь) Почему в XXI веке, когда люди летают в космос, соборы все еще горят (и что ждет Нотр-Дам теперь)

Почему полеты в космос не помогают человечеству тушить пылающие памятники

Esquire
Поздно их воспитывать! Поздно их воспитывать!

Звездный статус от ссор с родителями не спасает

Лиза
В горах мое сердце В горах мое сердце

На чем держится райская красота в горах

Вокруг света
Сергей Абрамов: Владение оружием надо популяризировать Сергей Абрамов: Владение оружием надо популяризировать

В Ростехе призвали популяризировать владение оружием, чтобы увеличить продажи

СНОБ
Тачанка XXI века: бронеавтомобиль «Самум» Тачанка XXI века: бронеавтомобиль «Самум»

Бронеавтомобиль «Самум» был рожден в результате осмысления боевого опыта

Популярная механика
Это же другое дело! Это же другое дело!

Практические советы тем, кто всё чаще заглядывает на «хедхантер»

Cosmopolitan
«Сейчас я счастлива!» «Сейчас я счастлива!»

Телеведущая и просто красивая женщина Арина Шарапова

OK!
Смертельное ожирение: истории людей, сбросивших сотни килограммов Смертельное ожирение: истории людей, сбросивших сотни килограммов

Рассказываем, как разные люди с экстремальным весом ведут борьбу за жизнь

Cosmopolitan
Грузовик за восемь миллионов Грузовик за восемь миллионов

Тема тюнинга автомобилей не теряет своей актуальности

4x4 Club
«Я целый год не покупала одежду. Как это меня изменило?» «Я целый год не покупала одежду. Как это меня изменило?»

Мы покупаем, чтобы развеяться, но иногда это перерастает в зависимость

Psychologies
Как выбрать ИБП для компьютера: в чем отличия и рейтинг лучших Как выбрать ИБП для компьютера: в чем отличия и рейтинг лучших

Как выбрать блок бесперебойного питания для компьютера и домашней техники

CHIP
Изобретения под запретом: как режим санкций ведет к дефициту технологий Изобретения под запретом: как режим санкций ведет к дефициту технологий

Санкции против России отразились и на сфере патентных отношений

Forbes
Прийти в сознание Прийти в сознание

Уве­рен­ны­ми в се­бе не рож­да­ют­ся, а ста­но­вят­ся

Glamour
Что будет, если есть авокадо каждый день? 5 последствий для твоего организма Что будет, если есть авокадо каждый день? 5 последствий для твоего организма

Маленький, зеленый и жутко полезный

Playboy
Тест Audio-Technica QuietPoint 40BT: автономные так себе шумодавы Тест Audio-Technica QuietPoint 40BT: автономные так себе шумодавы

Легкие In-Ear-наушники с приемлемой системой активного шумоподавления

CHIP
Как говорить с подростком о контрацепции Как говорить с подростком о контрацепции

Как говорить с ребенком о его личной контрацепции, не вмешиваясь в личную жизнь

Домашний Очаг
Зарядка для ума Зарядка для ума

Audi продолжает работать над созданием линейки полностью электрических моделей

АвтоМир
Открыть в приложении