Давайте говорить друг другу: «Графоманы»

Русский репортерОбщество

Сделайте мне больно

Давайте говорить друг другу: «Графоманы»

Игорь Найденов, репортер
Иллюстрация: Ольга Аршавская

Это счастье, когда на твоем жизненном пути встречается человек, который способен аргументированно и тактично доказать тебе, что ты занимаешься не своим делом и почти ничего, кроме пресной овсянки, у тебя не выходит.

Важность такого человека преуменьшена в той же степени, в какой преувеличена важность вдохновителя, мотиватора и прочих деятелей, побуждающих к личностному росту.

В юности я занимался футболом, учился в спортивном классе и не видел себя никем кроме профессионального спортсмена. Я был убежден, что родился футболистом, лучше меня играет разве что Марадона и еще, может быть, Федор Черенков. А ближе к выпуску из школы, когда нас стали распределять по командам мастеров, меня подозвал наш тренер Борис Николаевич и сказал: «Не обижайся, парень, но для тебя самого будет лучше, если ты бросишь это дело и пойдешь в институт. Ты же и сам знаешь, что одноногий, что левая нога у тебя не для футбола, а для ходьбы».

Я не знал. И он, конечно, говорил больше и долго. Но это главное, что запомнилось.

Я был зол и надолго обиделся, очень сильно обиделся. И только лет через пятнадцать понял, какой услугой одарил меня тренер на развилке моей жизни. Он не указал мне мой путь, зато он указал мне путь не мой.

Не возьми он на себя смелость быть со мной жестко откровенным, я бы, вероятнее всего, пропал, как и многие наши: перебивался бы в какой-нибудь второй лиге, завидуя своим талантливым одноклассникам, играющим в высшей, потихоньку спивался и затем к сорока годам повесил бы бутсы на гвоздь — без профессии, работы и, главное, полный сожаления о неудавшейся жизни.

Я стал разыскивать Бориса Николаевича, чтобы поблагодарить за своевременную утрату иллюзий. Но он уже умер.

Мне вообще всегда везло на правильных демотиваторов, делавших мне больно с пользой для меня.

Помню, поступив в технический вуз, я возомнил себя программистом. Сдавал модный тогда язык программирования «Фортран». Сдавал и никак не мог. Раз, третий, пятый. Когда я пришел на зачет в восьмой раз, пожилая еврейская преподавательница скорбно, как умеют только еврейские преподавательницы, посмотрела на меня и произнесла: «Молодой человек, у вас же на лице написано, что вы гуманитарий».

Будто нарочно в это время я увлекся Горьким и прочел в «Климе Самгине»:

«В наших университетах по-настоящему учатся только немцы, поляки и евреи. А из русских — только дети попов. Все остальные россияне не учатся, а увлекаются поэзией безотчетных поступков. И страдают внезапными приступами испанской гордости».

Это было про меня — слава богу, хватило ума догадаться.

Тотальная политкорректность, поработившая наши пределы, не позволяет сказать: «Эй, старик, никакой ты не рокер, займись столяркой, ты же в детстве так любил возиться с деревом!» Или: «Хреновый из тебя архитектор. А в школе помнишь как здорово писал сочинения?»

И дело тут не столько в развале системы профориентации. Сколько бы судеб сложилось иначе, честнее, насколько было бы больше счастливых людей, умей мы сказать друг другу без стеснения и обиды эти слова.

И вот откуда теперь столько низкоквалифицированных высокомотивированных людей, иначе говоря — графоманов в широком смысле слова. Не творящих, а повторяющих, не делающих, а имитирующих дело. Не имеющих ни своего стиля, ни своей мысли.

Ирина Антонова, бывший директор Пушкинского музея, прямо говорит, что наступило время репродукций.

Художник Михаил Шемякин прямо говорит, что классическое образование и профессионалы стали не нужны. А что нужно, спрашивают его. Динамика, секс и все, что связано с новыми технологиями, отвечает он, цитируя директрису музея Американского искусства Уитни в Нью-Йорке.

Почему художник Павленский вторичен со своими арт-поджогами по отношению к тому же Шемякину? Да потому что Шемякин в свое время уже все, что хотел, поджег. Помню сюжет многолетней давности, как он, хулиганя в эмиграции, взял обычный стул, опалил его и заявляет: «Теперь он стоит тысячи долларов». Это было круто. Тогда. А сейчас — пресная овсянка.

На первый план выходят интерпретаторы.

Иэн Макьюэн, британский писатель, лауреат Букеровской премии, помог своему младшему сыну Грегу написать эссе по собственному роману «Невыносимая любовь».

Но преподаватель принципиально не согласился с выводами, сделанными в эссе, и поставил Грегу тройку. Позже Иэн Макьюэн отметил, что история была бы красивее, если бы сын получил двойку.

Ошибочно считается, что графоманы безвредны. Их много, они шумные, и их поэтому слышно. В отличие от авторов, работающих в тишине. Графоманы формируют атмосферу, опускают планку, и молодым кажется, что это и есть профессиональный уровень.

Между тем определить графомана несложно. Такие люди сбиваются в стаи, где хвалят друг друга, в соцсетях, кружках — там к ним приходит уверенность в себе. Они не признают авторитетов. Они ведут курсы, всякие семинары-вебинары, словом — обучают. Они по-звериному серьезны и, как правило, у них туго с чувством юмора. Они превозносят статус и им кичатся: член Союза журналистов с такого-то года, наипочетный член Союза писателей, советник президента Академии информационных наук и все в таком роде.

Если подобная запись имеется в резюме, это точно — графоман.

Людям дела такое сообщать о себе по крайней мере неловко, многие презирают профессиональные союзы как раз за засилье графоманов, а если и вступают в них, то по слабости кошелька: журналисты, например, — чтобы по западным музеям бесплатно ходить.

А еще графоманы, и это основной их признак, не сомневаются, в отличие от авторов, в своем таланте и бесцеремонном праве называться профессионалом.

Был у меня главный редактор в газете «Утро России», а потом в газете «Культура» — Юрий Исаакович Белявский. Мудрый журналист. За годы редакторской деятельности он выработал свой принцип отбора текстов. Если, учил он, приходит к тебе человек с текстом и заявляет, что написал нетленку и надо срочно публиковать, это означает, что текст — говно. Если же к тебе приходит человек с текстом и сообщает, что написал тут какое-то говно, но ты посмотри, может, на что-то сгодится, — это означает, что текст — нетленка. 

Система сбоя не дала ни разу.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Театр Театр

Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортер
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
Спасательный круг Спасательный круг

Пособие по безработице в 2024 году: сколько кому положено и как получить

Лиза
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
Фабрика запасных органов Фабрика запасных органов

Свиньи могут решить проблему нехватки органов для пересадки

Наука
«У меня нет контакта со всеми. У меня есть контакт с каждым». Отрывок из книги о детском спорте «У меня нет контакта со всеми. У меня есть контакт с каждым». Отрывок из книги о детском спорте

Как избежать физических и психологических травм в детском спорте

СНОБ
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
Как сделать сайт бесплатно: без программистов и дизайнеров Как сделать сайт бесплатно: без программистов и дизайнеров

Как сделать сайт бесплатно, даже если у вас нет никаких навыков в кодинге

CHIP
Невеста на вырост: как в Китае похищают девочек, чтобы выдавать их замуж Невеста на вырост: как в Китае похищают девочек, чтобы выдавать их замуж

Что происходит с продажей женщин в Китае и как женщины борются за свободу?

Forbes
От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино

Как образ мужчины в российском кино отражал динамику общественных событий?

Maxim
Как навсегда избавиться от запаха в посудомоечной машине: советы профессиональных клинеров Как навсегда избавиться от запаха в посудомоечной машине: советы профессиональных клинеров

Что делать, чтобы в посудомоечной машине не появлялся неприятный запах?

VOICE
Как проверить стартер на работоспособность в домашних условиях Как проверить стартер на работоспособность в домашних условиях

Все о проверке стартера: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Российские физики объединили флаксониумы и трансмон в трехкубитный вентиль Российские физики объединили флаксониумы и трансмон в трехкубитный вентиль

Ученые предложили новый способ реализации быстрой трехкубитной операции

N+1
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
Невозможный человек! Невозможный человек!

7 советских актеров, чей характер оказался слишком тяжелым в работе

Лиза
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
Ресторатор Александр Сысоев — о пьянстве в барах и том, как с ним бороться Ресторатор Александр Сысоев — о пьянстве в барах и том, как с ним бороться

Почему люди в барах напиваются и пристают к гостям и как этого избежать

СНОБ
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
Что такое цукэмэн и как его есть Что такое цукэмэн и как его есть

Как готовят японское блюдо цукэмэн, чем оно похоже на рамен и как его едят.

СНОБ
На пути к единой форме: нас ждет эра импакт-предпринимательства? На пути к единой форме: нас ждет эра импакт-предпринимательства?

Импакт-предпринимательство: лучшие аспекты социальных проектов и бизнеса

Позитивные изменения
Зерно раскладывают на фракции Зерно раскладывают на фракции

Компании увеличивают производство и экспорт продуктов глубокой переработки зерна

Агроинвестор
Аксенова Любовь Аксенова Любовь

Люба Аксенова — о том, почему она не «девушка Бонда»

Собака.ru
Узнайте правила мафиози! «Омерта»: кодекс молчания, которым пользуется мафия Италии Узнайте правила мафиози! «Омерта»: кодекс молчания, которым пользуется мафия Италии

Что такое «омерта»? Почему её так отчаянно эксплуатирует мафия?

ТехИнсайдер
11 подсказок для общения с пожилыми родителями 11 подсказок для общения с пожилыми родителями

Как выстроить отношения взрослым детям со взрослыми родителями?

Psychologies
Жизнь после измены: как восстановить доверие Жизнь после измены: как восстановить доверие

Как можно восстановить доверие после того, как партнер изменил

Psychologies
Пикап Dongfeng DF6. Navara для российского рынка Пикап Dongfeng DF6. Navara для российского рынка

Китайский пикап Dongfeng DF6 будит самые приятные воспоминания

4x4 Club
Подводные лодки с воздухонезависимыми силовыми установками в российском и советском флоте Подводные лодки с воздухонезависимыми силовыми установками в российском и советском флоте

Подводные лодки с двигателями внутреннего сгорания замкнутого цикла

Наука и Техника
Открыть в приложении