Почему для летучих мышей эхолокатор лучше, чем Max/MSP

Русский репортерКультура

Культура / Саунд-арт

Музыка и революция

Почему для летучих мышей эхолокатор лучше, чем Max/MSP

В год столетия революции в Москву впервые приехал американский музыкальный революционер, пионер саунд-арта Элвин Люсье. А в конце ноября отметил 80-летие пионер и одновременно патриарх российской электроники Эдуард Артемьев. Корреспондент «РР» поговорил с двумя гениями, российским и американским, о мирной революции в работе со звуком

Текст : Елена Смородинова при участии Леонида Именных

Эдуард Артемьев, классик российской электронной музыки

Справка «РР». Окончил консерваторию, изучал радиоэлектронику в секретном оборонном институте, написал музыку для фильмов «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Утомленные солнцем», «Неоконченная пьеса для механического пианино». Десятилетия писал оперу «Преступление и наказание». Обладатель «Золотой Маски — 2016» как лучший композитор в музыкальном театре (за мюзикл «Преступление и наказание» Московского театра мюзикла)

Про жанровые рамки

Где-то больше десяти лет назад я пришел к мысли, что ограничивать себя одним жанром или идеей продуктивно, но при этом сильно сужает рамки бытия. Меня интересовала работа со звуком, и технологии позволили решать любые задачи — включать в музыкальную ткань шумы, звуки природы… Произошло раскрытие звукового мира. Я пишу оркестровую музыку, но там могут использоваться синтезаторы, фонограммы с шумами, компьютеры — для меня это единое звуковое поле, которое нас окружает.

Про серьезные и несерьезные жанры

Нет плохих жанров — есть скверное исполнение, скверная реализация идей. На самом деле это все разговоры академических заносчивых музыкантов. Мне кажется, уже прошло время таких разговоров. Появился рок, появилась электронная музыка, новый мир уже наступил.

Что касается мюзикла «Преступление и наказание», то я уже привык к этой версии. Сначала, когда позвонил Андрон (Кончаловский. — «РР»), я отказался. Потом позвонил Швыдкой, позвал посмотреть, что получается… Сейчас я уже принял эту версию, хотя сначала все время внутри что-то свербило. Но потом я нескромно подумал: «А может, я повторяю судьбу Мусоргского, у которого Борис Годунов и Хованщина живут в нескольких вариантах?» Эта мысль меня успокоила.

Эдуард Артемьев широко известен как автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского

Про оперу «Раскольников» и мюзикл «Преступление и наказание»

Опера написана в жанре полистилистики. Там есть не только рок, но и симфоническая, народная, религиозная музыка, есть детские песни. Я долго думал, как располагать материал, пока не понял, что вся полистилистика написана Федором Михайловичем.

В «Преступлении и наказании» все переведено в рок-историю. Ушло большое количество музыки, но специально для этой версии я сочинял два или три номера. Это другая стилистика — чистый рок. Энергия тут переведена в ритмы. Но она доказала, что может жить и в таком виде. Конечно, я мечтаю, если доживу, услышать со сцены именно оперу «Раскольников». Вообще у меня есть ощущение, что она выйдет на сцену, но не думаю, что скоро. Потому что получается дорогое и противоречивое мероприятие. В музыкальных театрах есть практика приглашать на роли одну или двух звезд, но нет практики пригласить весь актерский состав. А мне нужны все исполнители из рок-культуры. Вот эта проблема может быть неразрешимой.

Про поиски нового звука

Я не искал новый звук, а пытался сочинения писать. Вообще мне кажется, что академическая электронная музыка застряла в экспериментах с математикой и способами управления звуковым миром. Я не знаю в этих экспериментах, начиная с 1948 года, сочинений, соизмеримых по значению с теми, что были в сфере академической и симфонической музыки. Но те сочинения, которые появились на заре электронной музыки, были существенными открытиями! Оратория «Жанна д’Арк на костре» Артюра Онеггера для электронного звука с хором, «Электронная поэма» Эдгара Вареза, «Покрывало Орфея» Пьера Шеффера были колоссальными прорывами — они так и остались великими произведениями.

Про Кейджа

Я окончил консерваторию в 1960-м году, Кейджа знал с 1956–1957-го. Авангардная музыка, особенно Кейдж, очень меня привлекали. Помню, как меня поразили пьесы для подготовленного рояля. Но никаких мечтаний, вроде мечты услышать звук грибов, как у Кейджа, у меня не было. Сейчас это возможно, кстати, — если поймать частоту, можно услышать многие вещи… Все задачи решаемы.

Про математику и чувства

Я думаю, что электронная музыка стала, с одной стороны, открытием и возможностью оперировать всем звуковым миром свободно и без ограничений, а с другой стороны, в ней есть потеря некой глобальной идеи художественности, идея создания масштабных сочинений.

Лично я сторонник чувства в первую очередь. Мне важно сначала наполнение душой и уже потом решение технических задач — как сделать оркестровку, как попасть в кадр… Музыка без чувства для меня не существует. Музыка ведь — это волна, все в мире — волны разной длины, по волнам передается сумма волн наших душ. В живом волновом мире есть возможность воздействовать друг на друга. Я считаю, что и у обывателей есть возможность попасть в резонанс, прикоснуться к самому Господу через музыку. Это каждый испытывал, когда вдруг начинал плакать, или у него руки холодели — это и есть момент прорыва в небеса, в глубины Создателя мира.

Про рождение музыки для кино

Когда я в первый раз сыграл главную тему «Своего среди чужих», то просто не мог понять, откуда я это взял, не мог понять, что это я сыграл… И это я сразу записал. Такая же история была с «Рабой любви». Но вообще я не верю в откровения. Если музыка долго не приходит, я себя мучаю, пытаюсь преодолеть это. Вообще обычно без преодоления ничего не делаю.

Элвин Люсье, американский композитор, пионер экспериментальной музыки и саунд-арта

Справка «РР». Первопроходец во многих областях музыкальной композиции, перформанса, звуковой инсталляции. Исследовал акустику пространств, физическую природу звука, траекторию его движения, психологию и физиологию его восприятия

Про Россию и Америку

Знаете, много лет назад много лет назад Тихон Хренников приехал в Соединенные Штаты с несколькими советскими композиторами. Кажется, в то время он уже занимал высокую должность в своей сфере. (Тихон Хренников — генеральный секретарь Союза композиторов СССР в 1948—1957 годах и первый секретарь в 1957—1991 годах. — «РР»). Для многих композиторов это были тяжелые времена, Прокофьеву было нелегко. В Америке же все было по-другому. Но теперь я приезжаю сюда, и все иначе. Вот Арман (Арман Гущян, организатор фестиваля Люсье в Москве. — «РР») собрал вместе людей, ходил по инстанциям, чтобы сыграть мою музыку, а американское посольство потеряло деньги из-за Трампа! Денег, чтобы меня привезти сюда, не оказалось, поэтому я предложил приехать в Москву за свой счет.

В 1965 году Элвин Люсье присоединил к своей голове электроды и превратил энцефалограмму головного мозга в пьесу Music for solo performer

Про революцию в музыке и в жизни

Не думаю, что революционные повороты в искусстве и политике действительно синхронизированы. Моя революция состоялась в 1960-х. Мортон Фелдман, Джон Кейдж — появилась совсем другая музыка. Нам очень повезло, потому что у нас не было синтезаторов. Ничего определенного. Нам приходилось самим находить звучание. Сегодня же есть Max/MSP, суперколлайдер, компьютеры… А мы делали динамики из мыльниц! Однажды я читал книжку о летучих мышах, дельфинах и эхолокации. А потом пошел в бар и разговорился за пивом с одним парнем, сказал, что хотел бы сымитировать летучих мышей, эхо. Он мне и говорит: я работаю на компанию, которая делает эхолокаторы. И я купил у них несколько штук и сделал эту пьесу («Vespers». — «РР»). Эхолокатор — совершенно другой инструмент. Не кларнет, не фагот — он использует апериодичные квадратные волны.

Моя пьеса для альфа-ритмов («Музыка для исполнителя соло». — «РР») появилась так: один ученый предложил мне усилитель для мозговых волн. А вот к синтезатору РСА (RCA) в академии Милтона Бэббита нам не дали приблизиться. Но у него и звук очень скучный. Поэтому я лучше использую чайник или то, что найду под ногами, чем сделаю пьесу в студии с генерацией звука на компьютере! Кстати, у меня чайник исполняет «Битлз» и делает звук нереальным. Мне нравится, что это вовлекает слушателей, создает контекст. Многие мои друзья писали сложную электронику, но мне кажется, что это больше про науку, чем... (Люсье замолкает — не может подобрать слово. — «РР»). В любом случае мне очень повезло найти все эти вещи в музыке.

Про собственную музыку

У меня другая музыка. Без мелодий. Без контраста. Помню, Ла Монте Янг сказал мне однажды: паузы для контраста сочинять не очень трудно. Пьеса для терменвокса, которую я написал для фестиваля, — на одной громкости, в ней ничего не происходит, все одинаковое… Я думаю, что нужно просто вслушиваться. Сложно это объяснить.

Вы понимаете, о чем я?

Про успех и коммерциализацию музыки Когда я говорю: «Я должен это сделать», — моя жена всегда отвечает: «Элвин, забудь про все эти “должен”. Мы не всегда что-то должны». Некоторые люди занимаются коммерческой музыкой. Стив Райх хотел выйти на более широкую аудиторию, поэтому он замедлил свою музыку и говорил, что его музыка — это танец для пальцев ног, а Кейдж — это танцевальная музыка, но никто не хочет ее танцевать. Под мою музыку люди хотят танцевать, и я им отвечаю: «Что ж, если хочется, то можно». В каком-то смысле я бы хотел этого, но не уверен, насколько это совместимо с моими идеями… Знаете, я до сих пор шокирован тем, что чем старше я становился, тем больше меня начинали принимать и приглашать в мои 60, 70, 80 лет (Люсье родился в 1931 году. — «РР»). Однажды я исполнял «Я сижу в комнате» в Массачусетском технологическом институте, и когда я спускался со сцены, мальчишка 11 лет сказал: «Это так клево!». А потом он сделал свою версию. Представьте, детский голос говорит: «Я сижу в комнате…» Это же прекрасно! Думаю, чудесно, что дети уже в таком возрасте любят мою музыку. Как правило, в 11 лет дети не любят того, что делают старики.

Элвин Люсье: «Когда я говорю: “Я должен это сделать”, — моя жена всегда отвечает: “Элвин, забудь про все эти «должен». Мы не всегда что-то должны”»

Про музыку слов и прямолинейность

Одна исполнительница из Германии изменила текст «Я сижу в комнате» (партитура этого произведения состоит из текста. — «РР»). Это нормально. Я сказал ей тогда: «Ты можешь использовать любой текст. Но это же текстовая партитура, она проясняет то, в чем ты можешь быть не уверена. Ты можешь переводить на другой язык. Я так уже делал, Кейдж тоже. Но придерживайся моей идеи, используй этот текст. Это хороший текст. Я написал его в реальном времени в ту ночь. Я не хотел использовать высокую форму: стихи, поэзию». И еще вот что я хочу сказать. Однажды я написал рецензию на книгу «Песнь Кита» (Whale Song) — и заметил: мы можем учиться у дельфинов, китов, летучих мышей. Звуки, которые они производят, не лгут. Когда они отправляют сигнал и получают ответ, то могут решить сделать что-нибудь прекрасное. Это захватывающе. Поэтому и в моей музыке, когда я инициирую процесс, я не вклиниваюсь посередине и не говорю: «Лучше сделаю что-нибудь другое». Похоже, мне важно про это было сказать из-за политической ситуации в Америке. Повсюду ложь! Лгут все. Это ужасно! Полагаю, сегодня мы должны не думать о языке, но быть очень прямолинейными.

Про важные музыкальные произведения

Каждый учебный год я начинаю с того, что прихожу в аудиторию и включаю пьесу Джона Кейджа Aria (Fontana Mix). Вообще каждый раз, включая одну и ту же запись Бетховена, я всегда слышу изменения. По моей теории, он сделал эти звуки неопределенными. То есть даже несмотря на то, что в записи звук зафиксирован, каждый год я слышу его совсем по-другому. И мне нравится, как это происходит на моих уроках. 18-летние ребята думают, что знают всю музыку в мире: Брюс Спрингстин, «Металлика»… А тут я включаю им Кейджа — и они, конечно, в шоке. Еще Стравинский. Очень люблю его более поздние балеты, последние. Люблю балет «Орфей», это моя любимая вещь у него. Я написал о ней пьесу «Вариации на Орфея» (Orpheus Variations). И — «Орфей» Монтеверди. Я изучал его на первом курсе и все еще помню. Чудесная музыка! 

Фотографии: Елена Пальм/Интерпресс/ТАСС; из личного архива Элвина Люсье

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рефлекс Рефлекс

Георгий Васильев о том, почему он вошел в зал «Норд-Оста» во время теракта

Русский репортер
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Под ветвями вишни... Под ветвями вишни...

Рассказ для любителей фантастики «Под ветвями вишни...»

Наука и жизнь
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу» Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу»

Вдруг все мои достижения, все мои роли — это лишь случайность?

Коллекция. Караван историй
Детектор дипфейков Детектор дипфейков

В России появится сервис для маркировки ИИ-контента и его выявления

Ведомости
Инвесторы стали избирательнее и осторожнее Инвесторы стали избирательнее и осторожнее

Агробизнес продолжает планировать инвестиции в развитие

Агроинвестор
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
Матери шимпанзе научили потомков общению Матери шимпанзе научили потомков общению

Этологи обнаружили, что коммуникация шимпанзе формируется под влиянием матери

N+1
Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций

Социальное дистанцирование не защищает от инфекций. А что защищает?

ТехИнсайдер
«Тест на старика»: а вы сможете его пройти? «Тест на старика»: а вы сможете его пройти?

Если у вас есть пять минут, предлагаем испытать свои силы в тесте на старика

Maxim
Не боги горшки обжигают: за что мы благодарны Михаилу Горшеневу из «Короля и Шута» Не боги горшки обжигают: за что мы благодарны Михаилу Горшеневу из «Короля и Шута»

Семь вещей, за которые стоит поблагодарить Михаила Горшенева

Правила жизни
«Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича «Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича

История успеха наследия художника Казимира Малевича

Forbes
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом

Как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

Forbes
Зубы динозавров «рассказали», какой была земная атмосфера 70 миллионов лет назад Зубы динозавров «рассказали», какой была земная атмосфера 70 миллионов лет назад

Ученые разработали новый метод изучения древней атмосферы

ТехИнсайдер
Быстрые и буйные Быстрые и буйные

Как фристайл-мотокросс появился в России?

Men Today
Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании

Можно ли плавать в Apple Watch? Давайте разбираться. Нюансов здесь хватает

ТехИнсайдер
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать

Как работодателям правильно воспринимать новые тенденции мотивации сотрудников

Forbes
Без паники Без паники

Как не дать гиперответственности превратить жизнь в постоянный стресс

Лиза
Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии

Рассказываем об азиатских странах, в которых вам точно нужно побывать

ТехИнсайдер
Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли

Рассказываем о самых таинственных уголках нашей планеты

ТехИнсайдер
Звезда не родилась Звезда не родилась

Почему планета Голливуд больше не может создавать кумиров

Men Today
Ингредиент, который необходим для приготовления бургеров, чтобы сократить количество калорий и жиров Ингредиент, который необходим для приготовления бургеров, чтобы сократить количество калорий и жиров

Диетолог рассказал, как бургеры можно приготовить с пользой для организма

ТехИнсайдер
Почему «пищевой шум», а не сила воли, может быть ключом к снижению веса Почему «пищевой шум», а не сила воли, может быть ключом к снижению веса

Могли бы мы найти регулятор громкости, чтобы заглушить навязчивые мысли о еде?

ТехИнсайдер
Хоббиномика: походы как способ перезагрузиться, вспомнить детство и победить страхи Хоббиномика: походы как способ перезагрузиться, вспомнить детство и победить страхи

Поход: сколько стоит ночевка в лесу и как избежать бытового дискомфорта в пути?

Forbes
Почему ругать собаку бесполезно: эту ошибку допускает каждый второй хозяин Почему ругать собаку бесполезно: эту ошибку допускает каждый второй хозяин

Как себя вести, если ваша собака в чем-то провинилась?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении