Кинообзор. Рекомендации и оценки

Русский репортерСобытия

Собачье сердце

Дмитрий Карпюк, кинообозреватель «РР»

Догмэн. Режиссер Маттео Гарроне. С 15 ноября. Для интеллектуалов, для людей, 95 мин

Щуплый маленький Марчелло (Марчелло Фонте) с добрыми глазами больше всего на свете любит собак и свою дочку. Для первых он содержит крошечный груминг-салон, со второй бывшая жена периодически дает ему видеться. В целом жизнь Марчелло была бы сносной, если б не сомнительная дружба с Симоне (Эдоардо Пеше), здоровенным агрессивным гопником в спорткостюме, который держит в страхе весь район. Чего не сделаешь ради «друга» — приходится доставать ему кокаин и стоять на шухере во время ночных квартирных краж. Слабохарактерный, но имеющий представления о чести Марчелло просто не может сказать «нет», даже когда ситуация угрожает его свободе — поэтому однажды он оказывается в тюрьме вместо Симоне. После отсидки срока любитель собак понимает, что все от него отвернулись, а подельник, которого он не стал сдавать, ни в чем не раскаивается, и тогда в голове Марчелло возникают вполне понятные мысли о справедливости. Дело даже не в мести — просто Симоне должен перед ним извиниться.

Надо сказать, весь актерский состав фильма прекрасен — Эдоардо Пеше, Франческо Аквароли, снимавшийся в «Пазолини» Абеля Феррары, Адамо Дионизи (тот же «Пазолини», «Субура»). Но особого упоминания стоит замечательный Марчелло Фонте, открытый Гарроне и получивший приз за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале. Режиссер сам признается, что без этого актера не было бы и кино. В его герое удивительным образом сочетается убогость и внутреннее достоинство, трусость и благородство. «Догмэн» — тот случай, когда никому не известный актер делает весь фильм. Однако тут есть что сказать и про режиссуру.

После красочной фантасмагории «Страшных сказок» Маттео Гарроне вернулся на территорию чуть гротескового реализма, в духе его «Таксидермиста», «Гоморры» и «Реальности». Его герои вновь живут в сегодняшней Италии, но благодаря обилию крупных и общих планов мир кажется неузнаваемым, словно Гарроне приоткрывает проход в новое измерение. Из-за этого неявного зазора между реальностями фильм приобретает интонации притчи. Проще всего здесь увидеть политические коннотации. Симоне олицетворяет грубую свирепую силу — по сути, государственные механизмы подавления; Марчелло — типичный «маленький человек», верный и послушный как пес, который вынужден терпеть гнет и подстраиваться, чтобы выжить. Это толкование, что называется, лежит на поверхности. Однако за первым слоем скрывается нечто, что делает фильм чем-то большим, нежели социальная драма или политическая аллегория. Марчелло хочет вернуться в мир, который его отверг. Он зовет своих вчерашних друзей, но никто не отвечает — весь район как будто вымер. И в этой звенящей тишине и пустоте кроется метафора одиночества современного человека, емкая и исчерпывающая.

Холодная война

Для романтиков, для людей

Режиссер Павел Павликовский

С 15 ноября

История любви двух совсем не похожих людей, интеллигентного темноволосого дирижера Виктора (Томаш Кот) и экспрессивной певицы-блондинки Зулы (Иоанна Кулиг), начинается в Польше 1949 года и заканчивается там же 15 лет спустя. За этот срок между влюбленными встает «железный занавес», границы и лагеря, они будут встречаться в Югославии и Париже, но счастья найти так и не смогут. Зато их чувства останутся такими же сильными. Красиво снятая в ч/б мелодрама не сводится к констатации невозможности любви в удушающей несвободе Польши — за границей героям не становится легче. Павлу Павликовскому, пять лет назад награжденному «Оскаром» за фильм «Ида», удалось показать глобальное (см. название) через частное и получить приз в Каннах за режиссуру. Как поет в начале фильма Зула, «сердце, тебе не хочется покоя». Жаль только, что в этой истории много искусственности — как будто ее сочиняли в расчете на фестивальные награды.

Вдовы

Для любителей острых ощущений

Режиссер Стив Маккуин

Банда грабителей гибнет во время налета и оставляет после себя несколько безутешных вдов. К одной из них, Веронике (Виола Дэвис), заглядывает в гости криминальный авторитет и объясняет, что ее покойный муж, главарь Гарри (Лиам Нисон), позарился на деньги не того человека. Теперь Веронике придется собрать команду из вдов и провернуть новое ограбление, чтобы рассчитаться с долгами. Якобы феминистский фильм про ограбление от режиссера «12 лет рабства» любопытен хотя бы тем, что здесь вообще нет ни одного положительного белого мужчины — все сплошь расисты и подонки, от Нисона до Колина Фаррелла и Роберта Дюваля. Единственная светлокожая женщина в команде — полька Элис (Элизабет Дебики), работающая в эскорт-услугах, терпевшая от мужа побои и этим более-менее искупающая свое «бремя белого человека». Кино, следующее актуальной повестке дня и вызывающее как минимум недоумение, но при этом интересное как явление.

Спитак

Для людей

Режиссер Александр Котт

С 29 ноября

98 мин

Кино-реконструкция последствий самого разрушительного землетрясения, случившегося в Армении в 1988 году. Гор (Лерник Арутюнян) узнает про катаклизм и мчится из Москвы к брошенным жене и дочке, чтобы искать их среди развалин. Без пафоса снять фильм про такие события, наверное, невозможно, но режиссер франшизы «Елки» и «Брестской крепости» перемежает кадры с трупами детей за школьными партами с пошлыми киношными красивостями, от которых делается неловко. Все периодически падают в обморок. Говорящий по-французски русский солдат сидит на горе книг и читает «Войну и мир», а потом ломает очки, чтобы не видеть окружающего его ужаса. Девочка на глазах совы превращается в кролика, чтобы пролезть через щель в завале. В небольшой роли появляется хороший молодой актер Александр Кузнецов из «Кислоты» и «Лета», хотя играть ему здесь особенно нечего.

Суспирия

Для людей

Режиссер Лука Гуаданьино

С 29 ноября

Ремейк классического хоррора Дарио Ардженто про девушку, попавшую в бальную школу ведьм, вызвал смешанные, но в целом положительные чувства у поклонников оригинального фильма. Тем интересней их сравнить. Если в фильме 1977 года местом действия был полусказочный условный Фрайбург, то в новой картине — вполне реальный Берлин 77-го года, где Лакан дает лекции в университете, а РАФовцы захватили самолет. У Ардженто царил разноцветный сюрреалистический морок, лишенный логики. У Гуаданьино — холодные кадры, разбитые на главы, как «Нимфоманка», соседствуют с чеканным клиповым монтажом кошмарных снов, а ведьмы вслух обсуждают за ужином свои планы. Дакота Джонсон в главной роли хороша, но особенно хочется отметить замечательную Ангелу Винклер из «Жестяного барабана». Подытоживая, нельзя сказать, что ремейк смотрится совсем уж бесталанно. Тем более жаль, что к финалу все превращается в убогое трэш-шапито в духе фильмов студии The Asylum.

Фотографии: A-One Films; Централ Партнершип (2) ; Волга; Двадцатый Век Фокс СНГ; Russian World Vision (2)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мяу по-русски Мяу по-русски

Налаживая связь с человеком, кошки изменили тональность мяуканья

Популярная механика
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Открыть в приложении