Фильмы. Рыцарь печального зрелища

Русский репортерСобытия

Рыцарь печального зрелища

Дмитрий Карпюк, кинообозреватель «РР»

Сначала немного предыстории. Терри Гиллиам мечтал об экранизации бессмертного романа Сервантеса «Дон Кихот» с конца 80-х годов. Съемки начались лишь в 2000 году. В фильме должны были быть путешествия во времени и Джонни Депп, но все планы сорвались через неделю, когда игравший заглавную роль великий французский актер Жан Рошфор заработал грыжу из-за езды верхом. Для более глубокого погружения в бездны страдания Гиллиама стоит посмотреть документальную историю провалившихся съемок «Затерянные в Ла-Манче». С ее выхода прошло 16 лет, и вот наконец фильм увидел свет. Сказать, что роды были мучительными, было бы преуменьшением — сначала разгорелся конфликт с португальским продюсером Паоло Бранко, не профинансировавшим съемки, но по договору имевшим на картину права. Бранко даже хотел помешать Гиллиаму показывать фильм в Каннах, а потом отсудил у него 11 600 000 долларов. Затем последовал скандал с работником компании Amazon Роем Прайсом, обвиненным в сексуальных домогательствах. Прайс заключал с Гиллиамом договор о дистрибуции «Дона Кихота». В итоге у картины сейчас вообще нет американского прокатчика — сотрудники Amazon решили отказаться от «дурной рекламы», а заодно и сотрудничества с режиссером. Ощущение, что над проектом все эти годы висит страшное проклятье, тем более вызывало желание поздравить создателя «Страны приливов» и «12 обезьян» с выходом в свет его многострадального детища.

За пару прошедших десятилетий сюжет претерпел серьезные изменения: фильм стал историей крикливого горе-режиссера Тоби (Адам Драйвер), снимающего рекламу водки в Испании и там же встречающего героя своего студенческого фильма «Дон Кихот», пожилого сапожника Хавьера (любимчик Гиллиама Джонатан Прайс). Вот только Хавьер действительно считает себя Дон Кихотом и начинает затягивать Тоби в водоворот своего безумия.

Да, «Человек, который убил Дон Кихота» — это фирменное кино Гиллиама с четко срежиссированным хаосом, цветастыми вечеринками, юмором и абсурдинкой. Увы, это далеко не шедевр. Режиссеру всегда удавалось ловко мешать фантазию и реальность и заглядывать в голову чудакам и безумным мечтателям — вспомним хотя бы героев «Бразилии», «Короля-рыбака» и, конечно, барона Мюнхгаузена. Однако ощущение карнавальности, присущее большинству работ мастера, здесь сменяется тягостно суетливой невнятицей, вызывающей только смертельную скуку. К тому же обычно естественный Драйвер здесь играет настолько эксцентрично, как будто все время повторяет про себя: «Я снимаюсь в фильме Гиллиама!» Нельзя сказать, что картина полна только лишь кривляниями и суетой. Режиссер помимо прочего касается темы ответственности творца за свое детище и насмешливо перечисляет препятствия на пути человека искусства, в числе которых вечно недовольный продюсер (Стеллан Скарсгард) и его жена-нимфоманка (Ольга Куриленко). Однако становится ясно одно: то, что Гиллиам хотел выразить в 1989 году, когда задумал этот проект, очень сильно отличается от финального результата. Его предыдущая картина «Теорема Зеро» тоже была скорее проходной, но тогда ведь речи не шло о проекте всей жизни — разочарование от «Человека, который убил Дон Кихота», значительно сильнее. Конечно, киноязык, придуманный бывшим участником группы «Монти Пайтон», которому, кстати, уже 77 лет, успел здорово устареть. Но достаточно пересмотреть хотя бы замечательный «Воображариум доктора Парнаса», чтобы убедиться, что дело не в киноязыке. От фантазии на тему Сервантеса веет усталостью, желанием Гиллиама поскорее сбросить с плеч надоевший груз. Жаль только, что принять этот груз придется ни в чем не повинному зрителю.

Человек, который убил Дон Кихота

Режиссер Терри Гиллиам
С 27 сентября

Для людей
132 мин

Бои без правил

Режиссер — Жан-Стефан Совер
С 20 сентября
Для любителей острыхо щущений

Молодой британский боксер Билли Мур (Джо Коул из «Острых козырьков» и «Зеленой комнаты») попадает за продажу героина в липкий, вонючий ад тайской тюрьмы. Ситуацию еще больше осложняет то, что он не знает тайского и сам плотно сидит на опиатах. Атмосфера жаркой клаустрофобичной темницы, как и витающий там дух насилия и героиновых приходов, переданы отменно, да и Коул очень постарался. Те, кто ностальгирует по «Полуночному экспрессу» и «Мотыльку», не уйдут обиженными, но длинноты и излишняя обстоятельность неизбежно напоминают во время просмотра о пользе монтажных ножниц.

Игрушки для взрослых

Режиссер — Брайан Хенсон
С 27 сентября
Для людей; для желающих поржать

Действие фильма происходит в воображаемом Лос-Анджелесе, где будто бы сбежавшие из «Маппет-шоу» игрушки живут рядом с людьми, но воспринимаются ими как существа второго сорта. Игрушечный частный детектив Фил Филлипс расследует убийства звезд очередного клона сериала «Женаты… с детьми», и для него это личное дело: одной из жертв стал его брат. Беда в том, что Фил вынужден работать с бывшей напарницей (привычно комикующая Мелисса Маккарти), из-за которой его когда-то с позором выгнали из полиции. Полицейский бадди-муви в духе «Чужой нации» и «Яркости» снят сыном Джима Хенсона, создателя «Маппетов» и «Лабиринта», и полон грубоватого, дурацкого, но местами вполне удачного юмора.

Профессионал

Режиссер — Мэттью М. Росс
С 27 сентября
Для людей

Киану Ривз играет трейдера бриллиантов, который приезжает на свою беду в Россию, где его ждут не только сомнительные клубы Санкт-Петербурга, но и поездка в Сибирь с обязательным избиением пьяными мужиками, походом на охоту и любовью. Бывший кинокритик Мэттью М. Росс неплохо стартовал с фильмом «Фрэнк и Лола», но здесь залез куда-то на территорию позднего Ван Дамма. Оригинальное название «Сибирь» вполне можно было локализовать более интригующе, чем «Профессионал» — например, «Джон Уик: в аду».

Сердце мира

Режиссер — Наталья Мещанинова
С 27 сентября
Для людей; для романтиков

Молодой ветеринар Егор (Степан Девонин) работает на притравочной станции, где кормит козлят молоком из бутылки и ухаживает за раненой собакой Белкой. Это человек с тяжелым грузом прошлого; ему явно проще живется с животными, чем с людьми. И все же Егор очень хотел бы найти свое место в семье хозяина станции (Дмитрий Поднозов). Сценаристка «Аритмии» и режиссер «Комбината “Надежда”» сняла не трогательное, а именно трогающее за живое, полное нежности и отчаяния кино, с потерянным «героем нашего времени» и выдающейся операторской работой Евгения Цветкова.

Фотографии: Cinema Prestige; Экспонента (2); Вольга; Наше Кино
bf.sistema.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Я нашла свое дело и любовь» «Я нашла свое дело и любовь»

Наша героиня упорно искала настоящую любовь годами

Psychologies
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Ветряки, солнечные панели и декарбонизация бизнеса: какой будет энергетика будущего Ветряки, солнечные панели и декарбонизация бизнеса: какой будет энергетика будущего

Есть ли у человечества возможность отказаться от грязных ресурсов?

Forbes
Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается

В чем кроется секрет пунктуальности японских поездов?

ТехИнсайдер
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как палеонтология вдохновляла фантастов и ученых еще с XIX века

Наука и жизнь
Хватит есть! Хватит есть!

8 неочевидных причин, почему мы переедаем

Лиза
Река невидимой мощи – контактная сеть Река невидимой мощи – контактная сеть

На железной дороге не обойтись без систем СЦБ и рельсовых цепей

Наука и техника
Важный показатель Важный показатель

Что такое гликированный гемоглобин, кому и зачем его стоит сдавать

Лиза
Порто-франко на Суэце Порто-франко на Суэце

Какие возможности открывает российская производственная зона в Египте

Монокль
Что такое черри-пикинг и как понять, что собеседник использует его против вас Что такое черри-пикинг и как понять, что собеседник использует его против вас

По каким признакам можно распознать черри-пикинг, что ему можно противопоставить

Psychologies
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Площадь свободы Площадь свободы

Что такое мастер-спальня и где можно ночью играть на пианино?

VOICE
Сделаем секс снова великим Сделаем секс снова великим

Как приложить усилия к тому, чтобы разжечь пламя страсти в паре с новой силой?

Men Today
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
Ван Эйк: в раме оптической революции Ван Эйк: в раме оптической революции

Дерево – универсальная метафора ван Эйка, основа его картин

Знание – сила
Улыбайтесь! Это раздражает Улыбайтесь! Это раздражает

Попросили стоматологов-ортопедов объяснить, как получить ослепительную улыбку

Собака.ru
Открыть в приложении