Фильмы. Рыцарь печального зрелища

Русский репортерСобытия

Рыцарь печального зрелища

Дмитрий Карпюк, кинообозреватель «РР»

Сначала немного предыстории. Терри Гиллиам мечтал об экранизации бессмертного романа Сервантеса «Дон Кихот» с конца 80-х годов. Съемки начались лишь в 2000 году. В фильме должны были быть путешествия во времени и Джонни Депп, но все планы сорвались через неделю, когда игравший заглавную роль великий французский актер Жан Рошфор заработал грыжу из-за езды верхом. Для более глубокого погружения в бездны страдания Гиллиама стоит посмотреть документальную историю провалившихся съемок «Затерянные в Ла-Манче». С ее выхода прошло 16 лет, и вот наконец фильм увидел свет. Сказать, что роды были мучительными, было бы преуменьшением — сначала разгорелся конфликт с португальским продюсером Паоло Бранко, не профинансировавшим съемки, но по договору имевшим на картину права. Бранко даже хотел помешать Гиллиаму показывать фильм в Каннах, а потом отсудил у него 11 600 000 долларов. Затем последовал скандал с работником компании Amazon Роем Прайсом, обвиненным в сексуальных домогательствах. Прайс заключал с Гиллиамом договор о дистрибуции «Дона Кихота». В итоге у картины сейчас вообще нет американского прокатчика — сотрудники Amazon решили отказаться от «дурной рекламы», а заодно и сотрудничества с режиссером. Ощущение, что над проектом все эти годы висит страшное проклятье, тем более вызывало желание поздравить создателя «Страны приливов» и «12 обезьян» с выходом в свет его многострадального детища.

За пару прошедших десятилетий сюжет претерпел серьезные изменения: фильм стал историей крикливого горе-режиссера Тоби (Адам Драйвер), снимающего рекламу водки в Испании и там же встречающего героя своего студенческого фильма «Дон Кихот», пожилого сапожника Хавьера (любимчик Гиллиама Джонатан Прайс). Вот только Хавьер действительно считает себя Дон Кихотом и начинает затягивать Тоби в водоворот своего безумия.

Да, «Человек, который убил Дон Кихота» — это фирменное кино Гиллиама с четко срежиссированным хаосом, цветастыми вечеринками, юмором и абсурдинкой. Увы, это далеко не шедевр. Режиссеру всегда удавалось ловко мешать фантазию и реальность и заглядывать в голову чудакам и безумным мечтателям — вспомним хотя бы героев «Бразилии», «Короля-рыбака» и, конечно, барона Мюнхгаузена. Однако ощущение карнавальности, присущее большинству работ мастера, здесь сменяется тягостно суетливой невнятицей, вызывающей только смертельную скуку. К тому же обычно естественный Драйвер здесь играет настолько эксцентрично, как будто все время повторяет про себя: «Я снимаюсь в фильме Гиллиама!» Нельзя сказать, что картина полна только лишь кривляниями и суетой. Режиссер помимо прочего касается темы ответственности творца за свое детище и насмешливо перечисляет препятствия на пути человека искусства, в числе которых вечно недовольный продюсер (Стеллан Скарсгард) и его жена-нимфоманка (Ольга Куриленко). Однако становится ясно одно: то, что Гиллиам хотел выразить в 1989 году, когда задумал этот проект, очень сильно отличается от финального результата. Его предыдущая картина «Теорема Зеро» тоже была скорее проходной, но тогда ведь речи не шло о проекте всей жизни — разочарование от «Человека, который убил Дон Кихота», значительно сильнее. Конечно, киноязык, придуманный бывшим участником группы «Монти Пайтон», которому, кстати, уже 77 лет, успел здорово устареть. Но достаточно пересмотреть хотя бы замечательный «Воображариум доктора Парнаса», чтобы убедиться, что дело не в киноязыке. От фантазии на тему Сервантеса веет усталостью, желанием Гиллиама поскорее сбросить с плеч надоевший груз. Жаль только, что принять этот груз придется ни в чем не повинному зрителю.

Человек, который убил Дон Кихота

Режиссер Терри Гиллиам
С 27 сентября

Для людей
132 мин

Бои без правил

Режиссер — Жан-Стефан Совер
С 20 сентября
Для любителей острыхо щущений

Молодой британский боксер Билли Мур (Джо Коул из «Острых козырьков» и «Зеленой комнаты») попадает за продажу героина в липкий, вонючий ад тайской тюрьмы. Ситуацию еще больше осложняет то, что он не знает тайского и сам плотно сидит на опиатах. Атмосфера жаркой клаустрофобичной темницы, как и витающий там дух насилия и героиновых приходов, переданы отменно, да и Коул очень постарался. Те, кто ностальгирует по «Полуночному экспрессу» и «Мотыльку», не уйдут обиженными, но длинноты и излишняя обстоятельность неизбежно напоминают во время просмотра о пользе монтажных ножниц.

Игрушки для взрослых

Режиссер — Брайан Хенсон
С 27 сентября
Для людей; для желающих поржать

Действие фильма происходит в воображаемом Лос-Анджелесе, где будто бы сбежавшие из «Маппет-шоу» игрушки живут рядом с людьми, но воспринимаются ими как существа второго сорта. Игрушечный частный детектив Фил Филлипс расследует убийства звезд очередного клона сериала «Женаты… с детьми», и для него это личное дело: одной из жертв стал его брат. Беда в том, что Фил вынужден работать с бывшей напарницей (привычно комикующая Мелисса Маккарти), из-за которой его когда-то с позором выгнали из полиции. Полицейский бадди-муви в духе «Чужой нации» и «Яркости» снят сыном Джима Хенсона, создателя «Маппетов» и «Лабиринта», и полон грубоватого, дурацкого, но местами вполне удачного юмора.

Профессионал

Режиссер — Мэттью М. Росс
С 27 сентября
Для людей

Киану Ривз играет трейдера бриллиантов, который приезжает на свою беду в Россию, где его ждут не только сомнительные клубы Санкт-Петербурга, но и поездка в Сибирь с обязательным избиением пьяными мужиками, походом на охоту и любовью. Бывший кинокритик Мэттью М. Росс неплохо стартовал с фильмом «Фрэнк и Лола», но здесь залез куда-то на территорию позднего Ван Дамма. Оригинальное название «Сибирь» вполне можно было локализовать более интригующе, чем «Профессионал» — например, «Джон Уик: в аду».

Сердце мира

Режиссер — Наталья Мещанинова
С 27 сентября
Для людей; для романтиков

Молодой ветеринар Егор (Степан Девонин) работает на притравочной станции, где кормит козлят молоком из бутылки и ухаживает за раненой собакой Белкой. Это человек с тяжелым грузом прошлого; ему явно проще живется с животными, чем с людьми. И все же Егор очень хотел бы найти свое место в семье хозяина станции (Дмитрий Поднозов). Сценаристка «Аритмии» и режиссер «Комбината “Надежда”» сняла не трогательное, а именно трогающее за живое, полное нежности и отчаяния кино, с потерянным «героем нашего времени» и выдающейся операторской работой Евгения Цветкова.

Фотографии: Cinema Prestige; Экспонента (2); Вольга; Наше Кино
bf.sistema.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дитя цветов Дитя цветов

Все люди делятся на тех, кто знает, и тех, кто не знает Лизу Шатилову

Maxim
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Камни не для всех Камни не для всех

Алмазы подорожают более чем на 50% к 2027 году: надо ли в них инвестировать

Ведомости
Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете

Штормы и смертельные течения — воды каких морей особенно коварны

ТехИнсайдер
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много

Почему авиакомпании используют самолеты, которые можно называть пожилыми?

Maxim
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Ударная волна Ударная волна

Что такое падел и почему его называют «новым гольфом»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Тихоходное транспортное средство: что такое и каким знаком обозначается Тихоходное транспортное средство: что такое и каким знаком обозначается

Что именно считается тихоходом и какие правила обгона действуют?

РБК
Миссия – «чудо-женщина»: как, думая обо всём на свете, не забыть о себе? Миссия – «чудо-женщина»: как, думая обо всём на свете, не забыть о себе?

Женщины XXI века: как выдержать нагрузку и сохранить здоровье?

Здоровье
«Думающие» ИИ-спутники сами выбирают момент съемки Земли «Думающие» ИИ-спутники сами выбирают момент съемки Земли

Как работает система, позволяющая спутникам анализировать обстановку

ТехИнсайдер
Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего» Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего»

Татьяна Андреева о том, как поймать неуловимое и о новом большом проекте

РБК
Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру

Как фестиваль Live Aid стал поворотной точкой для благотворительности в музыке

Forbes
Как уйти от экономических парадоксов Как уйти от экономических парадоксов

Ресурс прежней экономической модели исчерпан — на повестке новые вызовы

Ведомости
От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина

Вспоминаем главные роли Константина Райкина

Правила жизни
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Червивое яблоко Червивое яблоко

Все оказалось просто. Иллюзорно просто. И это усыпило внимание большинства

Правила жизни
Как фотограф Рино Бариллари снимал Одри Хепберн, принцессу Диану и 12 раз ломал ребра Как фотограф Рино Бариллари снимал Одри Хепберн, принцессу Диану и 12 раз ломал ребра

О том, почему профессия папарацци все еще жива и востребована

Forbes
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
«Пройтись по городу в ботинках местного жителя». Почему аудиоэкскурсии — это про любовь, а не про деньги «Пройтись по городу в ботинках местного жителя». Почему аудиоэкскурсии — это про любовь, а не про деньги

Как швейцарская идея превратилась в российский edutainment-проект

Inc.
Открыть в приложении