О том, чему может научить особый театр актеров и зрителей

Русский репортерКультура

7 вопросов Наталье Поповой, режиссеру и психологу. Об инклюзивном театре

Мария Пази

21–23 февраля в Центре им. Вс. Мейерхольда прошел «ПроТеатр» — VI международный фестиваль особых театров, в которых играют люди с такими диагнозами, как глухота, слепота, синдром Дауна, аутизм, ДЦП. Эти постановки рассказывают о том, о чем мы не имеем представления: как видит мир и что ощущает человек с инвалидностью. «РР» поговорил с куратором фестиваля, руководителем театра «Круг» и клиническим психологом Натальей Поповой об инклюзивном театре в России и о том, чему может научить особый театр актеров и зрителей.

1В чем сверхзадача фестиваля «ПроТеатр»?

До появления «ПроТеатра» в России не существовало инклюзивных театральных фестивалей. «ПроТеатр» за время существования стал одним из самых значимых культурных событий в сфере инклюзии. Наш фестиваль — это не только спектакли, это лаборатория, дискуссии, лекции, мастер-классы. Это площадка для развития, популяризации и изучения инклюзивного театра. Ведь у особого театра особая миссия в культурной жизни: он заставляет задуматься об истоках культуры, ее ценностях, о роли театра в развитии человека.

2Почему «ПроТеатр» проводится только раз в три года?

Такая регулярность неслучайна: в России довольно медленно развивается инклюзивный театр. Ведь любой театр — это комплекс социально-экономических проблем и вопросов, которые еще сложнее решать силами инклюзивного коллектива. За три года успевают развалиться случайные проекты и обновить репертуар стабильные коллективы. Кроме того, мало специалистов в области, а требования к их компетентности высоки. И нет языка театральной критики, чтобы писать об особом театре.

3Вы сталкивались с тем, что в сторону особенных театров посматривают с жалостью или, хуже, — с нездоровым любопытством?

Все сильно зависит от конкретной постановки режиссера, игры актеров. Если мы не видим реальности присутствия актера, его собственного труда, — это печально. К сожалению, иногда бывает, что человек с ментальной инвалидностью даже не понимает, что находится на сцене. В этом случае остается только жалеть режиссера и испытывать обиду за конкретного человека с инвалидностью. Но на наших фестивалях умный, доброжелательный, готовый к экспериментам зритель. И мы стараемся его не разочаровывать. Показываем только лучшие постановки инклюзивного театра. Я думаю, в нашем обществе начинают привыкать к людям с инвалидностью, а значит, со временем придет понимание, что и им необходимо символизировать свою телесность и способы существования. Социальное и культурное разнообразие будет восприниматься как благо, а не как повод для противоречий. Фестиваль работает на это: чтобы все мы пробовали быть вместе.

4Кто актеры вашей студии?

Спектр, который охватывает студия «Круг», очень широк — от актеров с тяжелыми расстройствами до актеров с психологическими проблемами, но без инвалидности, и обычных профессиональных актеров. В нашем коллективе работа с разными актерами практически не отличается, ведь «Круг» — это пластический театр. Основной язык наших постановок — язык выразительного тела. А все тела выразительны по-своему, и задача режиссера — обнаружить эту уникальность. Поэтому все в «Круге» проходят одинаковую подготовку: глубокую работу с телом, развитие телесной эмпатии, импровизации. Это позволяет наладить общение не только на сцене, но и в жизни. Поэтому «Круг» — это театр для жизни. И я бы не делила актеров на тех, кто «с особенностями» и «без», поскольку актеров без особенностей не встречала. В наших проектах участвуют и профессиональные актеры, для которых это пространство тоже становится мощной развивающей средой.

5Как строится особый театр, в чем его отличие?

В инклюзивном театре главное лицо — актер, человек каков он есть. Ведь особый театр исходит из психофизики актера с инвалидностью. Режиссер не должен ограничиваться придумыванием «упаковки» для участия в действе человека с инвалидностью. Режиссерские идеи и сюжет должны работать на открытие аутентичности и подлинности существования актера на сцене. Это и есть самое интересное в особом театре.

6Что бы вы хотели показать своему зрителю?

Прежде всего то, что человек — это не только интеллект. Разнообразны формы его существования, его восприятия, ценностей, способов общения. Все это огромные ресурсные области культуры, а не незначительные ее уголки.

7Как меняется отношение к инклюзивным театрам?

Из года в год «ПроТеатр» проходит с аншлагами. Каждый год обновляется аудитория. Все больше на постановки приходит молодежи и людей, любящих театр. Зрителям становится очевидно, что этот театр решает не только социальные, но и эстетические задачи. Кроме того, на фестивале много молодых волонтеров — они переводят, сопровождают группы, снимают, помогают с организацией. Без них фестиваль не состоялся бы. Это открытые творческие люди, специалисты нового поколения, для которых инклюзия — норма.

Фотографии: из личного архива Натальи Поповой

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Все в дом Все в дом

Благотворительный фонд Владимира Потанина более 20 лет помогает Эрмитажу

Forbes
4 способа подкатить, которые пугают женщин (не делай так, бро) 4 способа подкатить, которые пугают женщин (не делай так, бро)

Показаться криповым иногда проще, чем кажется

Playboy
Сальвадор Дали в Москве: сюр, очередь и Бог Сальвадор Дали в Москве: сюр, очередь и Бог

Что важнее — шедевры искусства или фончики для «Инстаграма»

Русский репортер
«ПМ» тестирует легендарный Desert Eagle «ПМ» тестирует легендарный Desert Eagle

«ПМ» не используют ни в одном подразделении ни одной силовой структуры мира

Популярная механика
Ия Майбук: «Мы не настолько обеспечены, чтобы быть меценатами» Ия Майбук: «Мы не настолько обеспечены, чтобы быть меценатами»

Интернет-магазин прочитанных книг — это и благотворительная история, и бизнес

Русский репортер
Выходим на защиту Выходим на защиту

Своего воображаемого спутника жизни мы наделяем идеальными качествами

Лиза
Не в игры играют Не в игры играют

Гейминг — это не только развлечение, но и большой спорт и бизнес

GQ
Ваш выход! Ваш выход!

Сезон наград длится практически всю зиму, завершаясь вручением «Оскара»

OK!
15 главных битв 1939–1945 15 главных битв 1939–1945

Первая часть списка самых крупных сражений и операций Второй мировой войны

Дилетант
Зачем Джеффри Вирсинг портил одежду Стива Бушеми? Зачем Джеффри Вирсинг портил одежду Стива Бушеми?

Вирсинг – не вандал, а художник-реставратор

GQ
Звезда родилась Звезда родилась

Всегда ли альтернативные роды — это лучшее решение для мамы и ребенка

Vogue
Почему мужчины изменяют Почему мужчины изменяют

Разобрали наиболее частые оправдания неверности

GQ
Как секс влияет на успех в бизнесе Как секс влияет на успех в бизнесе

На ваше поведение в постели влияют те же факторы, что и на мотивацию на работе

Forbes
Милош Бикович — о BadComedian, детстве в Белграде и девяностых Милош Бикович — о BadComedian, детстве в Белграде и девяностых

Милош Бикович вспоминает о лихих девяностых и рассуждает, почему стал знаменит

РБК
Renault Arkana. Сидя на диване, её не понять Renault Arkana. Сидя на диване, её не понять

Купе-кроссовер Renault Arkana создавался специально для России

4x4 Club
«После «Триггера» я ушел из театра»: актер Матвеев о том, как его изменил сериал, созданный на кейсах бизнес-коуча «После «Триггера» я ушел из театра»: актер Матвеев о том, как его изменил сериал, созданный на кейсах бизнес-коуча

В феврале «Первый канал» начал показывать сериал «Триггер»

Forbes
Чем женский японский язык отличается от мужского Чем женский японский язык отличается от мужского

Отрывок из книги Гастона Доррена о языках «Вавилон: Вокруг света за 20 языков»

СНОБ
Эмоциональная трезвость. Как грамотно оценить свои силы в работе Эмоциональная трезвость. Как грамотно оценить свои силы в работе

В бизнесе женщине довольно часто приходится защищать свою правду и интересы

Forbes
Похищение, катастрофа и суицид: трагедии детей советских экстрасенсов Похищение, катастрофа и суицид: трагедии детей советских экстрасенсов

Как складываются отношения с партнерами и детьми, экстрасенсы не раскрывали

Cosmopolitan
Как стать обладателем костюма Джеймса Бонда Как стать обладателем костюма Джеймса Бонда

Трейлер новой части бондианы «Не время умирать» набрал более 13 млн просмотров

GQ
Эпизод восьмой: мертвый кенгуру и путешествие папы в Африку Эпизод восьмой: мертвый кенгуру и путешествие папы в Африку

Молодой папа отправляется в путешествие, а зло будет наказано

Esquire
Безопасный онлайн-шопинг Безопасный онлайн-шопинг

Как не стать жертвой мошенников?

Домашний Очаг
Заработать на лени: как российский издатель создал в США прибыльный с первого года стартап Заработать на лени: как российский издатель создал в США прибыльный с первого года стартап

Сооснователь издательства МИФ о проблемах и перспективах издательского рынка

Forbes
Владислав Миллер: «Терпеть не могу безделье» Владислав Миллер: «Терпеть не могу безделье»

Владислав Миллер объяснил, почему не любит выходные

Grazia
Google начнет блокировать рекламу. Даже собственную Google начнет блокировать рекламу. Даже собственную

Невыносимо омерзительное количество рекламы в интернете утомило даже Google

Популярная механика
Дольше века: Дуглас, Рокфеллер, Моисеев и другие, отметившие 100-летний юбилей Дольше века: Дуглас, Рокфеллер, Моисеев и другие, отметившие 100-летний юбилей

Вспоминаем, каким знаменитостям удалось отметить 100-летний юбилей

Cosmopolitan
«Подлинная история банды Келли»: все хорошо, вот только даже главный герой не знает, зачем постоянно убивает «Подлинная история банды Келли»: все хорошо, вот только даже главный герой не знает, зачем постоянно убивает

К сожалению, режиссер Джастин Курзель не определился в своем отношении к герою

GQ
С правилом «2-2-2» ваша пара станет еще счастливее С правилом «2-2-2» ваша пара станет еще счастливее

С правилом «2-2-2» вы сможете превратить время, проведенное вместе, в праздник

Psychologies
Невидимая рука рынка: как анонимы в Telegram научились двигать котировки и почему это опасно Невидимая рука рынка: как анонимы в Telegram научились двигать котировки и почему это опасно

Телеграм-каналы научились «двигать рынки» и влиять на стоимость акций

Forbes
Как работает светозвуковое оружие Как работает светозвуковое оружие

Зло ничего не видит, зло ничего не слышит — и поэтому я защищен от него

Популярная механика
Открыть в приложении