7 вопросов Анне Старобинец, писателю о бобре и зле

Русский репортерКультура

7 вопросов Анне Старобинец, писателю

О бобре и зле

Анна Старобинец удостоилась международной премии «Еврокон» в номинации «Лучший писатель-фантаст Европы». При этом она не то чтобы фантаст, а одна из ее недавних книг «Посмотри на него» — вообще документальная, вызвавшая реальные перемены в обществе. Как сочетаются фантастика и реализм?

1. Насколько ты сама считаешь себя фантастом?

Я не считаю себя прямо-таки фантастом, хотя признаю, что использую некоторую оптику и инструментарий этого жанра. Мы же не будем называть фантастом Булгакова? Я не имею в виду, что я такая же крутая, мы сейчас говорим только о дефинициях. Ведь «Собачье сердце» можно считать вполне себе научной фантастикой — вымышленная операция на собачке — но к фантастике книга не сводится. То есть и да, и нет.

2. Почему началась шумиха в связи с тем, что ты получила эту премию?

В России есть плотная тусовка писателей-фантастов, в которую я и не пыталась попасть. Это как по приезде в чужой город — можно забиться в маленькую гостиницу, а можно гулять по всем улицам. Мне с самого начала хотелось гулять по всем улицам. Вероятно, участники сообщества почувствовали себя ущемленными, что вполне объяснимо: там, должно быть, есть свои иерархии, достижения, системы ценностей, а тут приходит нахалка, ногой открывает двери и берет главный приз.

3. Восторгов и поздравлений тоже было немало. Есть причины для гордости?

Эту премию уже давали раньше отечественным фантастам, я не первая из тех, кто вошел в так называемый «Зал славы». Эта премия — кочующая, она каждый год присуждается в новом городе и стране. И обычно ее получает автор той страны, где премию присуждают, поскольку учитываются мнения и местного жюри. До меня наши получали эту премию, когда она присуждалась в одной из стран СНГ. На этот раз все происходило во Франции, то есть за меня проголосовало международное жюри. А это дело редкое, потому что российскую фантастику, увы, очень плохо знают за рубежом, ее не издают и не переводят.

4. Ты в последнее время часто находишься в центре довольно жестких общественных дискуссий. Одна из них очень важная — по поводу книги «Посмотри на него» (документальная книга о неродившемся ребенке, жестокости и гуманизме). Что-то изменилось в обществе по итогам полемики?

Я добилась той цели, которую преследовала, но немного большей кровью, чем надеялась. Мне казалось, что я воюю со «средневековой», традиционной жестокостью и негуманностью советской медицины. А на практике оказалось, что с медициной и с медиками оказалось гораздо проще взаимодействовать, чем с общественным настроем. Произошли реальные изменения! В одной из клиник, описанных в книге, ввели курсы (это широко распространенная на Западе практика) для врачей с участием актеров, которые изображают потерянных людей, и врачи учатся, как с ними говорить, чтобы не нанести вреда. Мне написало очень много медиков, и от них я получила более адекватную и человечную реакцию, чем от людей в несчастье, которым я пыталась этой книгой помочь. Медики признали, что есть проблемы, и уже пытаются что-то изменить. Кроме того, в Москве открывается хоспис для беременных женщин, которые выращивают нежизнеспособного ребенка, но не хотят искусственно прерывать беременность (по религиозным или другим причинам), хотят доносить его и по-человечески с ним попрощаться.

5. Как соотносится твоя роль социального прогрессиста и позиция автора страшных фантастических антиутопий? Есть ли у тебя утопия — или только антиутопии?

Жанр утопии я не люблю, он мне кажется постным. Для хорошей истории нужен конфликт. Конфликт, грубо говоря, строится на столкновении «бобра со злом». Утопия предусматривает только «бобра». На самом деле при написании и антиутопий, и нон-фикшна я преследую одну цель: предупредить. Курт Воннегут как-то сказал, что писатель на этой земле подобен канарейке в шахте. Раньше в шахты брали канарейку — они очень тонко чувствуют начало выброса газа и тем самым предупреждают, что надо уходить. Задача фантаста в жанре антиутопии — тоже истошно вопить о том, что возможен взрыв. Но и в случае «Посмотри на него», пусть и не заранее, как в антиутопии, я, демонстрируя что-то плохое, стремлюсь добиться хорошего.

6. Ты придумала в последнее время целый ряд обучающих игровых форматов, в том числе для детей и подростков, о том, как рассказывать истории. Например, «Литературную мафию». Ты правда думаешь, что все должны уметь рассказывать истории?

Я с некоторой осторожностью отношусь к обучению взрослых. В моей мастерской занятия проходили с детьми и подростками. Я абсолютно уверена, что любой ребенок и подросток, который придет ко мне в мастерскую (а это ведь изначально мотивированные дети), способен сочинить историю. По опыту дети, которые ко мне приходят, либо круто пишут, либо умеют сочинить сюжет, либо и то и другое, и я вполне могу помочь им сделать следующий шаг. На осень у меня запланирована мастерская коротких текстов, эссе — для всех возрастов. Думаю, что пусть не роман поколения, но короткий текст может написать любой, даже взрослый. Сторителлинг — умение рассказывать истории — вошел в нашу жизнь мощно; чем бы вы ни занимались, это полезно. В том числе для соцсетей.

7. Не думаешь ли ты, что антиутопия Брэдбери, в которой сожгли книги и все уставились на «стены», уже победила? Будет ли человек вообще уметь читать сколько-нибудь протяженные истории?

В какой-то мере победила. Но всегда, когда человечество теряло способность к восприятию прежних нарративов, у него находились дополнительные ресурсы. Сейчас большинство людей не может читать традиционные, в духе XIX века, романы — с медленным темпом повествования. Современные люди привыкли к быстрому темпу восприятия информации: клиповое сознание. Но способность рассказывать и воспринимать истории все равно присуща человеку. Истории найдут, как себя рассказать. Сейчас истории, например, рассказывают себя в форме больших сериалов (не в смысле «мыла», а таких, как делает канал HBO). По функции сериалы в современном обществе — это то же, что романы в XIX веке. Кроме того, современные истории часто предстают в коротких формах, клипах-историях, именно поэтому я сейчас затеяла курс по эссе.

Обязательно прочесть: три книги Анны Старобинец

«Посмотри на него»
Автобиографический документальный роман

«Икарова железа. Книга метаморфоз»
Сборник фантастических рассказов и повестей

«Зверский детектив»
Детектив для детей; все герои — звери, место действия — лес. Готовится книга четвертая, «Щипач», и издание всех частей под одной обложкой.

Сайт и курсы: starobinets.ru

Фотографии: Dmitry Rozhkov/CC BY-SA 3.0; Veronika Kuznetcova/Youtube; Конно-драматический театр ВелесО/ velesokolo.ru; Приют роялей/oldpiano.ru; Фонд «Точка опоры»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сон о Соне Сон о Соне

Самая сексуальная солистка самой популярной группы дала нам интервью!

Maxim
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен? Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен?

Откуда взялся яркий, насыщенный синий цвет в Древнем Египте

Inc.
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать? HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать?

HDD и SSD: надежный винтаж против скорости света и цены космоса

ТехИнсайдер
Активный сезон Активный сезон

Самые классные и полезные летние развлечения

Лиза
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор

Как неосторожные слова и поступки мужчин могут подрывать нашу самооценку

VOICE
Лучшие игры в жанре постапокалипсис Лучшие игры в жанре постапокалипсис

Подборка видеоигр, в которых конец света стал поводом для великих историй

Maxim
Объединяя народы Объединяя народы

Летний уикенд в Казани — что посмотреть в столице Татарстана?

Отдых в России
Динозавры за Полярным кругом Динозавры за Полярным кругом

Как жили динозавры и их соседи в условиях крайнего Севера или Юга

Наука и техника
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Сбежать от рутины Сбежать от рутины

С потеплением всё больше людей сбегают от забот — в прямом и переносном смысле

Отдых в России
Постельный режим Постельный режим

Мифы о сексе, которые пора забыть

Лиза
«Позеленение» Арктики: как его оценить и о чём оно свидетельствует «Позеленение» Арктики: как его оценить и о чём оно свидетельствует

Как арктические экосистемы приспосабливаются к изменениям климатических условий

Наука и жизнь
Экологическая модернизация Экологическая модернизация

Как разные страны переосмысливают управление органическими отходами

Агроинвестор
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
«Мадагаскару» — 20! Как создавалась мультфраншиза, заработавшая миллиарды и разлетевшаяся на мемы «Мадагаскару» — 20! Как создавалась мультфраншиза, заработавшая миллиарды и разлетевшаяся на мемы

«Мадагаскар»: след в истории и головокружительный успех

Правила жизни
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности» Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности»

Группа SEREBRO об амбициях и музыкальных экспериментах

ЖАРА Magazine
Открыть в приложении