Интервью с продюсером Андреем Клюкиным

Русский репортерРепортаж

Культура / Фестиваль

Монетизировать любовь

Продюсер Андрей Клюкин о том, почему музыкальные фестивали невозможны без души и сердца

Текст: Елена Смородинова

Когда-то Андрей Клюкин ушел с «Нашего радио» и организовал фестиваль «Дикая Мята», который в этом году пройдет в десятый раз. Проект, начинавшийся в городском парке, вырос в крупнейший в России openair. Корреспондент «РР» встретился с Андреем Клюкиным и выяснил, как из фестиваля дикорастущей музыки вырастить целый музыкальный город и почему без любви вкладываться в музыкальные фестивали нерентабельно

Андрей Клюкин: «“Дикая Мята” — это место, куда классно поехать с друзьями, место, где можно нормально общаться, выключившись из городской суеты, место, куда можно отправиться всей семьей»

Фестиваль как досуг 

Начнем с неоригинального вопроса. Что нового в этом году ждать от «Дикой Мяты»?

Мы все больше расширяем формат. Хотя в принципе стараемся избавиться от слова «формат». Просто есть некие границы, которые нам не хочется переходить. Например, мы не хотим работать с шансоном, с эстрадной поп-музыкой, хотя вернее говорить, что линия водораздела проходит не по жанрам — скорее, отметаются такие вещи, как фальшь, пошлость, глупость, в конце концов. На нашем музыкальном фестивале представлена интересная, яркая и талантливая музыка. Мы не адресуем «Дикую Мяту» узкосегментированным поклонникам некого конкретного жанра. Поэтому будет и электронная музыка, и регги, джаз, рок, world-мьюзик… Будут и трендовые музыканты со специальными программами; так, например, Manizha готовит специальный сет с расширенным составом музыкантов, а Иван Дорн везет свой Фанк-Джаз оркестр. Честно говоря, мы собираем программу, основываясь исключительно на собственных музыкальных предпочтениях. За нами нет какой-либо радиостанции или телеканала, который мог бы диктовать фестивалю формат: мол, этих музыкантов надо взять — они у нас в эфире и т. д. У нас все строго по любви. А еще наш фестиваль — калейдоскоп хорошего настроения, и мы смотрим, от какой музыки люди получают удовольствие, какая музыка делает их счастливыми. Вот это и есть «формат»! Что касается нововведений помимо музыки, добавится настоящая паркетная баскетбольная площадка, арт-гамачная, еще одна сцена, и, конечно, мы расширим зоны комфорта. 

В прошлом году вы, видимо, устав от дождей, которые преследовали фестиваль, выстроили какую-то невероятную инфраструктуру с большой крытой сценой, возможностью заряжать гаджеты и так далее. Этого всего ждать? 

Да, и более того, мы усилим эту составляющую. В прошлом году фестиваль был готов к абсолютно любой погоде: одна из сцен была полностью крытая, и в условиях дождя там могли разместиться три тысячи человек. В этом году крытая сцена станет еще больше. Вообще я могу сказать без ложной скромности, что с точки зрения инфраструктуры мы сейчас лучший фестиваль страны. В прошлом году мы построили дороги, провели освещение в палаточный лагерь, поставили столбы, на столбах были розетки, от которых можно было заряжать телефоны и гаджеты. Работал потрясающий инфоцентр с кондиционером, вай-фаем и холодной водой. Из инфоцентра можно было наблюдать концерты, которые проходили в километре от него; со сцен фестиваля велась трансляция. Была бесперебойная подача кипятка сразу в двух точках, то есть у тех, кто хотел сэкономить на еде, была возможность заваривать каши и лапшу. Работали душевые кабины. Все это будет и в этом году. Правда, еще заработает квест-зона, в два раза больше станет комната матери и ребенка, где люди смогут помыть ребенка в теплой воде или постирать вещи в стиральной машинке. «Дикая Мята» — это фестиваль комфорта, к нам приезжают не «накидаться и валяться», а слушать музыку и с удовольствием проводить досуг. И мы должны обеспечить инфраструктуру для этого досуга. 

На год инфраструктура замораживается? 

Нет, все это собирается на три дня и разбирается потом. Деревянные конструкции мы передали организациям, которые в этом нуждались, бесплатно. Но вообще вариант, что мы заморозили что-то, отвезли на склад и затем использовали на следующем фестивале, не работает. Хранить, оказывается, дороже, чем заново создавать. 

Фестиваль как эксперимент 

А какой он, ваш идеальный фестиваль? 

Фестиваль для меня — всегда нечто большее, чем просто сцена, забор, туалет и погода. Самое главное — атмосфера самого фестиваля. Мы хотели и всегда старались создавать некое пространство, выстроить на три дня город, в котором хорошие люди получают удовольствие. Главное именно это. «Дикая Мята» — это место, куда классно поехать с друзьями, место, где можно нормально общаться, выключившись из городской суеты, место, куда можно отправиться всей семьей. Кроме того, у нас есть некая миссионерская функция: знакомить аудиторию с новой музыкой. По сути, мы работаем как фильтр, как сито золотоискателя: в течение года отслушиваем терабайты музыки, чтобы представить зрителям самое интересное. Было забавно, я недавно говорил с руководителем крупного эвент-агентства и задал ему вопрос: «А как вы музыкантов на мероприятия выбираете?» И он сказал: «Заходим на сайт “Дикой Мяты” и смотрим, кто у вас играл». Хорошая музыка задает настроение всему фестивалю! Прошлым фестивалем я очень доволен, потому что тысячи людей приехали из разных уголков страны и вместе получили огромный заряд позитивных эмоций. Это то, ради чего мы вообще занимаемся фестивалем «Дикая Мята». Самое ценное, что есть у фестиваля, — это аудитория. Тысячи абсолютно светлых, добрых, позитивных людей, и им очень хорошо вместе.

На позапрошлом фестивале вы ушли в минус три миллиона, на прошлом, наверное, в плюс? Как работает этот механизм? Как вы покрываете минусы? 

Здесь заработали, там потеряли. Так и работает. Фестивальный бизнес очень трудный. Очень энергозатратный. Это бизнес для крепких духом и влюбленных в свое дело. Но при этом он очень эмоционально заряженный, с ним очень интересно работать. Никогда ведь не знаешь, какая будет погода, какие артисты привлекут публику, какие будут партнеры. Много неизвестных, поэтому, на мой взгляд, таким делом можно заниматься только по любви. Но когда все складывается, это абсолютный, ни с чем не сравнимый восторг. 

«Часто у далеких от фестивального бизнеса промоутеров возникает идея копировать понравившуюся концепцию в надежде на легкие заработки. Но всегда остается первоисточник, некий эталон, с которым будут сравнивать»

То есть потянуть фестивальный бизнес можно, только если у тебя есть какая-то поддержка в виде других проектов?

Я не знаю. У всех же свои исходные данные. Например, существуют фестивали, за которыми стоит радиостанция. Например, «Нашествие». Радиостанция в течение года рекламирует этот фестиваль, музыкантов. Есть фестивали, за которыми стоят банки, например Alfa Future People. Есть фестивали, за которыми большие социальные сети, — фестиваль «ВКонтакте». В конце концов, есть фестивали, за которыми стоят олигархи. У каждого своя схема существования. Я знаю только нашу. И она такова, что нам надо все делать самим. Но при этом у нас есть хорошее имя, есть партнеры вроде вас, с которыми круто работать. Есть спонсоры. Фестиваль ведь — это не одна и не две тысячи людей, это десять тысяч, и они приезжают, видят эту брендовую историю. Если спонсоры учитывают потребности людей, то брендовая история складывается. 

Понятно, что с момента, когда «Дикая Мята» придумывалась, механизм создания фестиваля изменился. Но все-таки, что требовалось тогда и без чего невозможен фестиваль сейчас? 

Без души и сердца. Вопрос только в том, насколько ты любишь делать то, что ты делаешь. Если ты относишься к этому как сухому бизнесу, то, скорее всего, у тебя ничего не получится. Потому что в каждом конкретном элементе фестиваля ты должен понимать, что ты делаешь, для чего, для кого это делаешь. Нужно жить этими людьми, жить этой музыкой… Если ты просто собираешь фестиваль и хочешь заработать денег, то вряд ли получишь что-то хорошее. Я много таких историй видел. 

В прошлом году фестиваль «Дикая Мята» посетили более 15 000 человек

Люди прогорали? 

Да. Людей не обманешь. Человек, приезжающий на фестиваль, понимает, что этот фестиваль существует в некой финансовой схеме. Плюс он понимает, что и сколько приблизительно стоит. И если люди уяснили для себя, что это просто обдиралово, в следующем году они уже не поедут.

Но вот смотрите, вы построили инфраструктуру, но не поднимали цены на билеты. Плюс курс.

Ну у нас и партнеров стало больше. Просто для нас фестиваль «Дикая Мята» — это не тот проект, про который мы думаем: «сейчас заработаем все деньги». Для нас это скорее флаг, который мы несем.

И все-таки, насколько вы от курса, например, зависимы? 

Сильно зависимы! Многие даже российские музыканты измеряют свои гонорары, например, в евро. Не говоря уже о западных. Понятно, что если курс повысился в два раза, то и все наши затраты увеличились вдвое. 

Но это такой бизнес. 

Фестиваль как идеология 

Фестивалей стало очень много, но по большому счету в одной нише все равно есть один главный. У рокеров — «Нашествие», у хипстеров — «Пикник “Афиши”», условно говоря… 

Я бы сказал так: в одной нише есть один оригинальный фестиваль. Часто у далеких от фестивального бизнеса промоутеров возникает идея копировать понравившуюся концепцию в надежде на легкие заработки на уже раскрученной идее. Но все равно всегда остается первоисточник, некий эталон, с которым всегда будут сравнивать. Пробовали же другие фестивали делать новое «Нашествие» — ну и где они все? Когда мы только начинали «Дикую Мяту», еще девять фестивалей хотели занять эту нишу: копировали лайн-ап, организовывали заказные и очень забавные статьи, доходило до того, что использовали символику с афиш «Дикой Мяты». И все они растворились. Мне кажется, идея не создать что-то свое, а забрать чужое в конечном счете не работает. 

Но все равно мы живем вроде бы в кризисе, а фестивалей с каждым годом все больше и больше, от музыкальных до «Русского варенья». 

Мы в свое время, кстати, отвечали за музыкальную часть «Дня варенья»: тогда выступили собранные вместе музыканты группы «Секрет», Пелагея, Крис де Бург и AKON. Я не вижу в этом ничего плохого. Нам предложили отвечать за музыку, мы согласились. И могу сказать честно: мне понравилось. 

Было, конечно, сложно, так как у городского праздника своя специфика: тут нужно учитывать, что смешиваются зрители всех возрастов и абсолютно разных музыкальных предпочтений. Я не вижу ничего плохого в «Дне варенья» или «Дне рыбы», если это делается хорошо. Возникает, конечно, в профессиональном сообществе недовольство: мы, мол, музыку продаем, а тут ее бесплатно раздают. 

Демпинг? 

Конечно. Сейчас очень много городских праздников, поэтому я не очень понимаю, как выживают городские фестивали. Горожане, если следят за московскими новостями, могут каждую неделю организовывать себе досуг. Даже сайты и группы в соцсетях есть специализированные — о том, как интересно можно жить в Москве и не тратить при этом деньги.

А на вас это отражается? 

Мы — это совсем другое: «Дикая Мята» — фестиваль, а не городской концерт, который назвали опен-эйр. Вот ты в городе, ты проснулся, позавтракал на кухне, сел в метро, доехал до некоторого места, походил там, сел в метро и поехал домой спать, вот и весь «фестиваль». А тут ты на три дня уезжаешь из города, общаешься с друзьями, на которых обычно не хватает времени. Утром бегаешь на реку, днем слушаешь музыку и ходишь по вкуснейшим ресторанчикам, вечером танцуешь под звездным небом. Ты начинаешь жить своей, настоящей жизнью. И самое главное, сюда приезжают люди, которые похожи на тебя. За 10 лет ни одного правонарушения или драки — все на одной волне. 

Но повторюсь, я не вижу ничего плохого в сего дняшних городских мероприятиях. Это в тысячу раз лучше того, что происходило, когда я был маленьким. Тогда были убогие сцены, а на них кривлялись какие-то размалеванные бабы в кокошниках под фонограмму а-ля русские народные песни. Это было ужасно. Сейчас на городской праздник приезжает вполне интеллигентная музыка, интересные артисты.

Фестиваль как любовь 

И все-таки, почему сегодня столько фестивалей? Еды, музыки, «ВКонтакте», в конце концов? 

Фестиваль — это интересно, здесь ты за два-три дня можешь увидеть и услышать больше, чем за весь концертный год. И я бы не сказал, что крупных фестивалей много. Я не смогу насчитать больше десяти, и это очень мало, учитывая, что мы живем в огромной стране! Конечно, появляется много однодневок, но фактически как было пять-шесть компаний, способных сделать значимое событие, так и есть. Потому что фестиваль — это не только музыкальная история, это больше идеологическая ниша. Музыкантов можно увидеть и на бесплатных музыкальных праздниках, и на сольных концертах. Несмотря на то что фестиваль дает возможность посетить 50–70 концертов за три дня, это не главное. Главное — химия взаимодействия организаторов и посетителей, атмосфера. Например, журнал «Афиша», еще когда был бумажным, сформировал поколение хипстеров, у которых совершенно другая идеология, другое отношение к моде, еде, работе. И эта аудитория едет на «Пикник “Афиши”» не потому, что там звучит та или иная музыка, а потому, что в зрителях откликается сама идея. «Дикая Мята» тоже нашла отклик у определенных людей — свободных, светлых, позитивных, тех, кто чуть взрослее посетителей панк-рок или рок-фестивалей. Они с удовольствием слушают разножанровую музыку, так как не являются узкоформатными потребителями некого жанра, ходят на лекции, творческие встречи на фестивале, они с удовольствием смотрят фильмы в нашем кинотеатре, играют в волейбол, катаются на серфах, летают на воздушном шаре. У «Нашествия» есть аудитория «Нашего радио», это люди, которые любят русский рок, для них он — целая религия, поэтому они ездят на «Нашествие». 

Андрей Клюкин с солистом группы Mgzavrebi Гиги Дедаламазишвили

Кроме «Дикой Мяты» в прошлом году вы делали Резиденцию Stand Up в Зеленом театре. В этом году продолжите? 

Да, как только закончим «Дикую Мяту», весь июль и август будем этим заниматься. Причем не только стендапом. Сейчас на ВДНХ монтируют уникальную сцену: и зрительный зал, и сцена будут стоять прямо на воде. Это проект «Зеленый театр ВДНХ на воде». По пятницам там будет стендап, по субботам мы будем приглашать сонграйтеров, людей, которые пишут песни, а по воскресеньям запланированы выступления неоклассиков. Короче, красота нереальная — уверен, эта площадка будет самой модной в нынешнем летнем сезоне. Я четко понимаю, что в этом цикле концертов два хедлайнера: один — артист, второй — сцена сама по себе. Вода, парк, лодки, концерт.

А есть принципиальная разница в организации музыкального или юмористического проекта? 

Я про разницу как-то не думал… Для меня просто важно заниматься тем, что ты любишь. Если ты что-то реально любишь, то будешь это хорошо делать! В первую очередь потому, что понимаешь зрителя, так как сам им являешься. В какой-то момент мы с супругой стали постоянно смотреть стендап по телевизору. Это не так «сыто», как «Камеди клаб», где стоят столики, шампанское и так далее. Здесь у микрофона стоят реальные пацаны и очень смешно рассказывают истории из своей жизни. Тогда я подумал, что было бы неплохо сделать такой фестиваль; два года назад мы нашли площадку и провели три таких мероприятия. Прошлым летом стали это делать каждую пятницу. А этим летом будем делать в «Зеленом театре ВДНХ на воде» и на фестивале «Дикая Мята». Да, будут там и такие выступления. Любить так любить! 

Ну и все-таки не про любовь, а про деньги. На фестивальном бизнесе в нашей стране вообще можно зарабатывать? Или это пороховая бочка? 

Трудно сказать: очень много переменных. Можно делать несколько фестивалей, где-то зарабатывать, где-то терять. Мы так и делаем. Я не испытываю дискомфорта от того, чтобы делать те же городские мероприятия, — я на них с удовольствием работаю. Я испытываю дискомфорт, когда заставляют делать то, что мне не нравится, или работать с артистами, которых не люблю: мне плохо от этого. Мне вообще кажется, что после 45 возникают и новые горизонты, и новые барьеры. Я понимаю, что я не стал и не стану, наверное, богатым человеком, миллионером в широком понимании этого слова. Но зато я могу заниматься тем, чем мне хочется заниматься. У меня нет босса, который рассказывал бы мне, как и что нужно делать, зато есть друзья, с которыми я работаю. Они на меня влияют, я на них влияю… Так мы работаем и живем, и меня это устраивает. 

Фотографии: из архива пресс-службы фестиваля «Дикая Мята»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Теплое местечко Теплое местечко

Топ 8 южных курортов, где можно прекрасно отдохнуть на море

Лиза
«Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах» «Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах»

Почему Анатолий Кони не стал математиком

Санкт-Петербургский университет
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту

Кто такой фуд-стилист и чем он занимается

СНОБ
«Тайные безумцы Российской империи XVIII века» «Тайные безумцы Российской империи XVIII века»

Как органы политического сыска ставили диагнозы

N+1
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Как получать магний из продуктов питания Как получать магний из продуктов питания

Магний — еще один важный элемент для здоровья ваших костей. Как его получать?

ТехИнсайдер
Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям

Что такое темная эмпатия? Как распознать нарциссического эмпата?

Forbes
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом

Помогают ли антистресс-игрушки обрести спокойствие?

Psychologies
15 способов получить повышение на работе 15 способов получить повышение на работе

Берите эти советы на заметку, если засиделись на своей должности

Maxim
Вдохновленные превосходством Вдохновленные превосходством

Квантовая гонка: за что борется Россия и какие имеет шансы на победу?

Монокль
Хозяин порта Хозяин порта

Фантастический рассказ Роберта Чамберса «Хозяин порта»

Наука и жизнь
На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами

Как человечество научилось жить рядом с источниками опасности?

Forbes
Get ready with me: в чем смысл тренда и почему люди показывают, как готовятся выйти из дома Get ready with me: в чем смысл тренда и почему люди показывают, как готовятся выйти из дома

Почему видеоролики, в которых блогеры одеваются, становятся вирусными?

Psychologies
Уют по-мужски Уют по-мужски

Элегантный и сдержанный интерьер для бизнесмена

SALON-Interior
Honda представила кроссовер Passport четвертого поколения, сделав акцент на внедорожные характеристики и сохранив 3.5V6 Honda представила кроссовер Passport четвертого поколения, сделав акцент на внедорожные характеристики и сохранив 3.5V6

Новый Passort от Honda: смесь классического SUV и копия Isuzu Rodeo

4x4 Club
Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером

Как не потерять китайского партнера?

Forbes
Дальнобойщики 2:0 Дальнобойщики 2:0

Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика?

ТехИнсайдер
Давление ниже плинтуса Давление ниже плинтуса

Простые и эффективные способы привести его в норму без таблеток

Лиза
Как вернуть голос Как вернуть голос

Можно ли восстановить голос без помощи врача?

Лиза
Сергей Снежкин: «Режиссерский голос над всем пространством съемочной площадки должен звучать как гром небесный» Сергей Снежкин: «Режиссерский голос над всем пространством съемочной площадки должен звучать как гром небесный»

Я взошел на трибуну и водрузил диктофон прямо у микрофона. Повисла пауза

Коллекция. Караван историй
Степени сна Степени сна

Тест-драйв кубика для улучшения качества сна

ТехИнсайдер
Открыть в приложении