Русские композиторы: о Второй мировой и неуверенной в себе музыке

СНОБРепортаж

Русская музыка: подкаст о главных именах современной академической сцены. Интервью с композиторами Олегом Крохалевым и Александрой Филоненко

687a13ec1d1173991fde9557ea587fb88871e09529b225829701610851d2e863.jpg
Олег Крохалев. Фото: предоставлено героем

«Сноб» запустил подкаст-реалити «Русская музыка» — о главных фигурах современной академической сцены. Пять выпусков посвящены российским композиторам и музыкантам. Вектор развития современной академической музыки журналистка Полина Милушкова и музыкант Дмитрий Шугайкин обсудили с финалистами второго сезона проекта Aksenov Family Foundation, созданного с целью поддержки отечественных музыкантов. Героями четвертого выпуска стали композиторы Олег Крохалев и Александра Филоненко. Публикуем самые интересные моменты беседы.

Олег Крохалев выглядит так, будто он не академический композитор с европейским именем, а участник тикток-дома. Достаточно взглянуть на его аккаунт в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Олегу 29 лет, он окончил Пермский музыкальный колледж по классу «теория музыки» и Московскую государственную консерваторию имени Чайковского по специальности «композиция». Учился у известного и уважаемого в профессиональном мире педагога Владимира Тарнопольского. В послужном списке Олега Крохалева — работа с ведущими площадками Москвы, Берлина и Штутгарта. А среди названий его сочинений можно встретить, например, такое — «Хомяк танцует фокстрот в салате».

Полина Милушкова: Свое произведение, написанное для концерта «Русская музыка 2.1», ты охарактеризовал как «неуверенная в себе музыка». Меня это очень впечатлило. Расскажи, что это такое — неуверенная в себе музыка?

Олег Крохалев: Я не описывал само произведение, а, скорее, охарактеризовал то, что получается у меня вне зависимости от того, что я пытаюсь писать. Любая пьеса, любая композиторская работа — это череда принятий решений. Что происходит в музыке до того момента, как композитор начинает ее писать, как композитор просто ставит первую ноту в самом первом такте. Выбрать звук, выбрать инструмент, который играет этот звук в самом начале, — очень важное решение. Все они даются очень тяжело. Наверное, неуверенность моей музыки заключается в том, что я каждое решение прокручиваю очень-очень долго и очень медленно.

Дмитрий Шугайкин: А в жизни так же? Это твоя общечеловеческая черта характера или так происходит только с музыкой, потому что это интимный процесс?

Крохалев: В жизни немного проще, потому что есть готовые варианты, которые можно обсудить с другими людьми, например, если что-то неизвестно, непонятно. В жизни проблем с выбором не возникает. Возникают художественные, наблюдательские вопросы относительно того, действительно ли то, что я вижу, — это то, что я вижу.

Милушкова: Я вот не частый ходок в филармонию. Хотя, конечно, академическая музыка — это что-то про школьное посещение филармонии и консерватории. И ужасное сольфеджио. Сидишь, страдаешь, и неловко уснуть… Мы в предыдущих выпусках много обсуждали, что все-таки есть отделение академического сообщества: там какие-то очень умные, очень серьезные, интеллигентные, интеллектуальные люди. Поэтому слушателю к ним, возможно, чуть сложнее подключиться. Но вот появляется новое поколение, которое уже ведет соцсети, и как будто этот барьер начинает стираться. Скажи, ты этот барьер намеренно стираешь или ты просто проявляешь себя как автор и как человек, и этот барьер стирается автоматически? Думаешь ли ты об этом?

Крохалев: По поводу серьезности, которая окутывает академическую музыку: я как человек, который общается с композиторами, естественно, уже довольно давно, знаю, что это за ребята — что это люди совершенно разного возраста. Я просто понимаю, что это какая-то очень странная вещь, навеянная, действительно, детскими походами в филармонии. Мы все жертвы стереотипов и жертвы конферанса.

Милушкова: Как я понимаю, у вас были репетиции. Но не супермного, чтобы услышать то, что ты написал, в исполнении оркестра. Как тебе то, что получилось?

Крохалев: У меня несколько впечатлений. На самом деле, я уже пережил один опыт с оркестром, потому что на пятом курсе, как и все композиторы Московской консерватории, писал диплом. Диплом — это не текст, а оркестровое сочинение. И защита диплома выглядит как концерт, ради которого приглашается оркестр, и он играет партитуры. Допустим, нас десять композиторов, и это большой симфонический концерт из десяти сочинений. Никто из композиторов-пятикурсников не выходит за рамки: работа над каждой минутой настолько много времени занимает, что ты просто скорее напишешь меньше, чем больше. В основном и чаще всего работа направлена просто на то, чтобы прозвучали начало, середина и конец, плюс-минус в нужной динамике.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней

Дизайнер Павел Стародубцев — про Артемия Лебедева и русский визуальный код

СНОБ
Проклятье лошади и биологическая война: странные теории заговора об американском аэропорте Проклятье лошади и биологическая война: странные теории заговора об американском аэропорте

Иногда вокруг аэропортов ходит столько слухов, что пора писать об этом книги

Популярная механика
Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка

Как превратить детское увлечение кулинарией в профессию?

РБК
Планетологи отказались от модели экстремального испарения океана магмы на молодом Меркурии Планетологи отказались от модели экстремального испарения океана магмы на молодом Меркурии

Модель эволюции магматического океана и первичной атмосферы на молодом Меркурии

N+1
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Ошибка Google Play: как исправить проблему Ошибка Google Play: как исправить проблему

Как избавиться от ошибки Google Play без особых усилий

CHIP
Чтобы найти время на саморазвитие, начните следовать «правилу 20%». Оно популярно среди сотрудников Google Чтобы найти время на саморазвитие, начните следовать «правилу 20%». Оно популярно среди сотрудников Google

Что такое «правиле 20%» и как оно поможет найти время на учебу?

Inc.
Аресты, обыски и «дворец Путина»: главные события года для российских миллиардеров Аресты, обыски и «дворец Путина»: главные события года для российских миллиардеров

О ком из российских миллиардеров писала отечественная пресса в 2021 году

Forbes
Продолжаем мотосезон Продолжаем мотосезон

Зимой мотосезон не заканчивается!

Men’s Health
Яркая жизнь в стиле каваии: 4 шага, которые стоит сделать до конца года Яркая жизнь в стиле каваии: 4 шага, которые стоит сделать до конца года

Как сделать свою жизнь ярче, добавить позитивных эмоций?

Psychologies
Зачем fashion-индустрии машинное обучение Зачем fashion-индустрии машинное обучение

От персонализации до предсказания трендов: машинное обучение в fashion-индустрии

Популярная механика
Неореализм Неореализм

Киану Ривз, человек в Голливуде, который нравится абсолютно всем

Esquire
Сергей Рулев: «Я не диктую публике вкусы, это слишком высокомерно» Сергей Рулев: «Я не диктую публике вкусы, это слишком высокомерно»

Сергей Рулев — бренд-шеф-кондитер по разработке концептуальных десертов

Bones
Технология быстрой зарядки: просто о важном Технология быстрой зарядки: просто о важном

Разбираемся в технологиях быстрой зарядки и их ключевых особенностях

CHIP
Секрет скорости: как бегает гепард? Секрет скорости: как бегает гепард?

Почему гепард так быстро бегает

Популярная механика
Аллергия на алкоголь: что это такое и как ее лечить Аллергия на алкоголь: что это такое и как ее лечить

Что такое аллергия на алкоголь и как с ней жить

РБК
5 технологий, которые ты видел в «Черном зеркале»: теперь это реально 5 технологий, которые ты видел в «Черном зеркале»: теперь это реально

Какие технологии предугадал сериал «Черное зеркало»?

Playboy
Средства борьбы с дронами: как истребляют механических птиц Средства борьбы с дронами: как истребляют механических птиц

Какие современные методы могут помочь справиться с дронами

ТехИнсайдер
Не для инвесторов, а для рабочего класса: почему в Китае растёт рынок дешёвых мини-электрокаров Не для инвесторов, а для рабочего класса: почему в Китае растёт рынок дешёвых мини-электрокаров

Пенсионеры, мигранты и малообеспеченные выбирают миниатюрный электротранспорт

VC.RU
«Да кому мы нужны»: почему люди в возрасте 56-65 лет — самые несчастные в России «Да кому мы нужны»: почему люди в возрасте 56-65 лет — самые несчастные в России

Как бороться с тем, что люди 56-65 лет — самые несчастные в России

Forbes
Что такое йога: советы для начинающих Что такое йога: советы для начинающих

Развенчиваем мифы о йоге и рассказываем, с чего начать

РБК
Собиратели древних тайн Собиратели древних тайн

Где еще искать древние легенды и обычаи народа, как не на рязанской земле?

Отдых в России
«У сильных желаний нет обстоятельств». Как люди с ограниченными возможностями исполняют свои мечты «У сильных желаний нет обстоятельств». Как люди с ограниченными возможностями исполняют свои мечты

Что помогает людям с ограниченными возможностями добиваться желаемого

СНОБ
5 пунктов из ПДД, которые не помнит почти никто: самые сложные вопросы 5 пунктов из ПДД, которые не помнит почти никто: самые сложные вопросы

5 самых сложных дорожных ситуаций, правильные действия в которых помнят единицы

Популярная механика
Факты о норвежской лесной кошке Факты о норвежской лесной кошке

Пушистые, социальные, похожие на рысь — что мы знаем о норвежских лесных кошках?

Популярная механика
3 эффективных способа отказаться от вредных привычек 3 эффективных способа отказаться от вредных привычек

Какие факторы влияют на формирование полезных привычек?

Inc.
Самый странный бал: месть императрицы Марии Федоровны австрийскому двору Самый странный бал: месть императрицы Марии Федоровны австрийскому двору

Этот бал был местью за обиду, нанесенную бывшей принцессе

Cosmopolitan
Антрополог Кристен Годси о том, как капитализм стал главным врагом рождаемости Антрополог Кристен Годси о том, как капитализм стал главным врагом рождаемости

Как отсутствие социалистического наследия вычеркивает женщин из экономики

Forbes
Как Билли Айлиш в 20 лет пережила эйджизм и бодишейминг Как Билли Айлиш в 20 лет пережила эйджизм и бодишейминг

Почему стиль Билли Айлиш всегда был лакмусовой бумажкой для общественности

РБК
Замена масла в двигателе: когда и как часто, нюансы и прочее Замена масла в двигателе: когда и как часто, нюансы и прочее

Когда и как нужно менять масло и можно ли делать это чаще,чем раз в год?

РБК
Открыть в приложении