RR Люкс.Личности.Бизнес.Культура
Секрет собирателя
Кирилл Данелия, коллекционер, художник и галерист, известен своим собранием восточного искусства: предметы из его собрания выставлялись, в частности, в ГМИИ на выставке «Стражи времени». Осенью 2026-го в Государственном историческом музее откроется масштабная экспозиция «Терракотовые воины: наследие первого императора», на которой покажут артефакты эпох Цинь и Хань. В преддверии этого события Кирилл Данелия рассказал RR о специфике старого китайского искусства и принципах формирования коллекций.
Почему Древний Китай? Моя коллекция строится по маршрутам Шёлкового пути: по нему распространялись не только деньги и товары, но и знания. Выходит так: пошли греки, долго шли — пришли в Китай. С Александром Македонским в Гандару (ныне это Афганистан и Пакистан) пришла эллинская культура, которая именно по этим дорогам распространилась в Китай. Яркий пример тому — скульптуры монастыря Лунсин (династия Северная Ци, 549— 577 гг. н. э.) и буддистские скульптуры ранней Тан, VII—VIII веков нашей эры, — вещи абсолютно античные, греческие. И ещё Китай — это единственная империя, которая существует с древних времён до сих пор. Она создала огромный пласт материальной культуры. Там копают, копают, копают и всё накопать не могут. Поэтому в моей коллекции доля Китая в итоге охватывает период от III тысячелетия до н. э. до XVI века н. э. Это и храмовые вещи, и вещи из усыпальниц.
Если говорить об антикварном рынке китайского искусства — этот рынок глобален. Но если раньше он был ориентирован на западных коллекционеров, то теперь это китайские клиенты — они создают собственные частные музеи, интересуются своей культурой, хотят многое вернуть из Европы. Цены и на нефрит, и на бронзу, и на фарфор взлетели «до небес» — это напоминает ситуацию, когда русские в постсоветское время разогнали цену на Айвазовского с пяти тысяч долларов до миллиона за счёт спроса внутри страны.
