Грани прекрасного
Как необработанные алмазы стали главным объектом охоты и статус-символом для коллекционеров и ювелирных Домов
Летом 2020 года в разгар пандемии клиентка из Азии обратилась к De Beers с настолько подробным и необычным запросом, что компания, привыкшая к самым разным капризам, оказалась в затруднении. Речь шла о безупречном бриллианте со строго определённым числом каратов и граней, символичным для заказчицы, — ни один камень из бутика под это описание не подходил. Тогда De Beers отыскала необработанный алмаз, который мог удовлетворить всем требованиям. Процесс от покупки камня до закрепки готовых бриллиантов в паре серёг-подвесок занял более года. Клиентка участвовала в нём на всех этапах и в результате приобрела не только уникальное украшение, но и красивую историю. «Путешествие в каком-то смысле важнее конечного пункта, — говорит СЕО De Beers Jewellers Селин Ассимон. — Этот заказ навсегда останется семейной легендой».
Клиенты всё чаще поднимают порог эксклюзивности, заставляя ювелирные Дома покупать сырые алмазы, которые можно огранить и оправить в соответствии с точными запросами. Растущие аппетиты VVIP встряхнули некогда консервативную индустрию. Традиционно шахты добывали алмазы и продавали их дилерам, которые занимались огранкой и полировкой, а затем поставляли их ювелирным Домам, превращавшим камни в ожерелья и кольца. Иногда рудники ограняли камни для дилеров, а иногда, в случае с исключительными камнями, ювелирные Дома сами добывали сырьё. Но в целом каждый сектор бизнеса занимался своим делом.
Сегодня все спешат создать собственный канал доставки алмазов напрямую потребителям. Шахты и дилеры обходят ювелиров, отдавая необработанные алмазы в руки частных клиентов. При этом сами ювелирные Дома, в том числе Graff , Van Cleef & Arpels и Louis Vuitton, используют легендарные камни как основу для своих коллекций.
Этой осенью появились сразу две новые компании, специализирующиеся на добыче, огранке и полировке камней, которые продают алмазы напрямую частным лицам, минуя дилера и ювелирные Дома. Signum (дочерняя компания HB Antwerp, бельгийской фирмы по огранке и реализации высококачественных бриллиантов) поставляет клиентам сырые алмазы по спецзаказу, а Maison Mazerea, новое предприятие Burgundy Diamond Mines в австралийском Перте, предлагает как алмазы для изделий на заказ, так и драгоценности, созданные в сотрудничестве с таким независимым дизайнером, как парижанин Лоренц Баумер. «Мы пытаемся предложить нашим конечным клиентам нечто абсолютно уникальное, чего нет у человека на соседней яхте», — говорит Питер Равенскрофт, управляющий директор и CEO Burgundy Diamond Mines и Maison Mazerea.
Планка для редких алмазов высока, но Maison Mazerea занимает хорошие позиции благодаря материнской горнодобывающей компании. Фирма также будет добывать камни через партнёров в Канаде, Ботсване и других странах. Когда в 2020 году закрылись рудники Аргайл с лучшими в мире розовыми бриллиантами, Mazerea наняла их огранщиков. «Мы только что огранили бриллиант весом 7,5 карата, — говорит Равенскрофт. — Камень ценой в два-три миллиона долларов получен из необработанного алмаза весом около 14 каратов. Наш следующий камень — это 24-каратный алмаз, поэтому из него получится бриллиант большего размера».