Как корпорации заботятся об окружающей среде

РБКБизнес

Зеленые воротнички

Как корпорации заботятся об окружающей среде

Текст: Валерия Житкова

Пионерами зеленой экономики в России, как правило, выступают представители малого и среднего бизнеса. Крупным компаниям сложнее перейти на экологический лад и настроить внутренние процессы так, чтобы забота об окружающей среде становилась стратегическим приоритетом. Пример подают иностранные корпорации.

Комплексный утилизатор

IKEA — белая ворона среди крупного бизнеса, работающего в России: шведская компания сильно опередила конкурентов во внедрении «зеленых» практик, говорит руководитель токсической программы «Greenpeace Россия» Алексей Киселев. «Мы стремимся, чтобы как можно меньше отходов отправлялось на полигон. В первую очередь стараемся сокращать объем — например, используем многоразовые палеты. Мусор, который неизбежно образуется, сортируем и сдаем в переработку», — подтверждает Наталья Бенеславская, руководитель отдела по устойчивому развитию и защите окружающей среды «IKEA Россия».

Российский офис IKEA в совокупности сдает в переработку 69% своих отходов (в среднем по стране показатель не превышает 5%). За вывоз и захоронение на полигонах остального (31%) приходится платить, но итог все равно положительный: за 2018 год продажа вторичного сырья принесла российской сети 27,7 млн руб. прибыли.

Самый рентабельный мусор — картон: его не просто сдают в переработку, а отправляют обратно поставщику и возвращают в магазины в виде коробок, которые продают покупателям. По подсчетам компании, за три года по системе замкнутого цикла переработано 2,2 млн т картона. Это сэкономило бизнесу уже около 30 млн руб.

В переработку IKEA сдает и картонные уголки для упаковки палет (поддонов). Этот вид отходов долгое время отправлялся на полигоны — в уголках содержится до 30% клея, из-за чего предприятия отказывались от работы с таким мусором. Но компания договорилась с Солнечногорским опытно-механическим заводом — теперь сырье поставляется на производство по сниженной ставке, что позволяет рентабельно его перерабатывать и возвращать в магазины в виде пульпер-картона (как, например, в упаковках для яиц). Это вторсырье IKEA использует для наполнения посылок.

Компания помогает развивать осознанное потребление и своим покупателям. С 2015 года в магазинах IKEA открываются пункты раздельного сбора мусора с контейнерами для пластика, стекла, металла, бумаги и упаковок Tetra Pak. Эту инфраструктуру компания запустила, чтобы поддержать энтузиастов, готовых сортировать бытовые отходы. Пункты уже работают в подмосковных Химках и Котельниках, а также в Казани, Самаре и рядом с Краснодаром. На оснащение каждой контейнерной площадки компания тратит от 1 млн до 8 млн руб. Собранное сырье продается профильным переработчикам.

Многие покупатели едут в магазины специально для сдачи отсортированного дома мусора, так что иногда перед площадками выстраиваются очереди, отмечает Бенеславская. В 2018-м компания накопила в контейнерах 30 т отходов. Правда, прибыль «съедают» логистика и затраты на обслуживание инфраструктуры, признает менеджер.

Тем не менее бытовые отходы населения хотя бы не приносят IKEA убытков в отличие от сбора батареек и лампочек, еще одной важной «зеленой» инициативы. Опасные отходы компания помогает покупателям утилизировать с 2014 года. Бюджет проекта достиг 7,5 млн руб. и продолжает расти. Батарейки и лампочки IKEA собирает в специальные контейнеры и затем платит за их вывоз и утилизацию. За батарейки отвечает крупнейший в России «профильный» завод «Мегаполисресурс» из Челябинска, за лампочки — несколько компаний-посредников.

С июня прошлого года IKEA принимает в переработку постельное белье. Сначала за сырье компания давала скидку 15% на аналогичную товарную категорию, теперь принимает его без дисконта. Результат впечатляет: за восемь месяцев покупатели принесли 57 т белья. Из этого объема 9 т отправили малоимущим, остальное ушло на переработку. Эта акция IKEA дохода не приносит, а для партнера сети, благотворительного фонда «Второе дыхание», и вовсе убыточна.

Менеджер подчеркивает: IKEA уверена в судьбе отходов, за которые взяла на себя ответственность. Всех подрядчиков и партнеров IKEA проверяет с помощью специального отдела по аудиту. Первая проверка проводится на этапе заключения договора — IKEA запрашивает необходимые документы, после чего аудитор выезжает на производство или в офис контрагента.

После того как договор заключен, проверки повторяются каждые год-два. «Проверки тщательные, занимают обычно один-два дня. Если встречаются несоответствия, мы даем партнерам три месяца на устранение. Если повторный контроль выявляет проблемы, разрываем отношения», — рассказывает Бенеславская.

По ее словам, в целом «зеленый» курс выгоден компании — доходы превышают расходы, пусть и незначительно. У проектов есть и социальная миссия, добавляет она: «Люди хотят жить экологично, но инициатива часто затухает на корню: народ или не знает, что делать, или не имеет доступа к инфраструктуре. Мы решаем эти проблемы и популяризируем осознанное потребление. Надеюсь, не мы одни».

Жир для Европы

Продуктовые сети — лидеры по образованию отходов среди ретейлеров: в магазинах накапливается упаковка от поставщиков, в торговом зале фрукты и овощи взвешиваются в отдельных пакетах, сплошь в пластике и вся готовая продукция. Самый распространенный ответ продавцов на «зеленые» вызовы — отказ от полиэтиленовых пакетов или хотя бы от их бесплатной раздачи.

Чуть глубже в реализации экологической политики пошло российское подразделение немецкой сети гипермаркетов Globus. Компания работает в стране с 2006 года, управляет четырнадцатью магазинами в Подмосковье и крупных городах центральной части страны.

«У нас существует единая корпоративная культура. Представитель семьи Брух, пять поколений которой владеют Globus, приезжает в Россию раз в два месяца и много говорит о социальной миссии и заботе об окружающей среде. Но никаких директив сверху нет — представительство в каждой отдельной стране само решает, как строить работу в части экологических инициатив», — рассказывает Анастасия Григорьева, руководитель экологических проектов российского офиса Globus.

«Зеленую» работу начали с отладки внутренних процессов: сортировали мусор, отправляли отходы на переработку, оснащали помещения датчиками для экономии электричества и обучали осознанному потреблению сотрудников. «Мы сразу определились, что не будем спасать китов в Арктике, а сосредоточимся на себе», — поясняет Григорьева. Такой подход на 25% повысил энергоэффективность сети в сравнении со средним показателем для аналогичных магазинов, утверждает менеджер.

С 2013 года Globus также принимает у населения батарейки и лампочки. Баки для сбора установлены во входных порталах магазинов — между первыми и вторыми дверьми. По правилам безопасности контейнеры не должны контактировать с продуктами питания, а магазин обязан периодически проводить замеры уровня ртутных паров на площадках. Утилизация опасных отходов — дело затратное, подтверждает Григорьева: за каждую лампочку сеть платит по 20 руб., за 1 кг батареек — 150 руб. Расходы — порядка 300 тыс. руб. в квартал. На каждом этапе составляются договоры и акты утилизации — Globus остается уверенным, что подрядчики утилизируют отходы, а не сгружают нелегально.

Внутри магазинов также появились урны для приема макулатуры и перерабатываемого пластика. Если батарейки и лампочки принимают на постоянной основе, то бумагу и пластик — в рамках специальных акций несколько раз в год. «Мы пробовали урны для раздельного сбора мусора, но люди еще не совсем понимают, что такое вторсырье, и приносят из дома несортированные отходы», — констатирует Григорьева.

Собранное вторсырье и собственные отходы сортируются и прессуются в специальных цехах на прилегающей территории. Каждый магазин заключает договоры с несколькими подрядчиками, которые вывозят получившиеся кипы на заводы по переработке. За тонну макулатуры сеть получает 9,1 тыс. руб., за тонну пластика — 8 тыс. руб., за тонну пленки — 25 тыс. руб.

Во всех гипермаркетах работают отделы кулинарии. В месяц каждый производит от 0,5 т до 1,2 т фритюрного жира — смеси растительных масел, образующихся в процессе жарки. Обычно эти отходы сливают в канализацию, засоряя сточные воды. Globus научился их перерабатывать: через российских посредников сеть продает жир в Европу, где тот превращается в биогаз или используется в лакокрасочном производстве. За тонну отходов гипермаркеты получают 20 тыс. руб. «Но основная выгода в том, что мы не наносим вреда водоканалам и водным объектам», — говорит инженерэколог Globus.

По ее словам, если сложить доходы и расходы от всех экологических инициатив, «получается положительная величина». Объем прибыли сеть не раскрывает. Григорьева обращает внимание и на другой коммерческий аспект — в случае новых «зеленых» законов компании не придется перестраивать работу и наращивать инвестиции.

Куда уходит техника

Заботиться об окружающей среде учатся и российские ретейлеры. Среди них — крупнейший в стране продавец бытовой и оргтехники группа «М.Видео-Эльдорадо» (слияние компаний произошло в апреле 2018 года). Как и продуктовые сети, компания начала внедрять «зеленые» стандарты с отказа от бесплатных пакетов еще в 2007 году. «Когда есть возможность взять бесплатно, люди берут два, три, пять пакетов — вред окружающей среде очевиден», — говорит президент и основатель компании Александр Тынкован.

Позднее сеть перешла на бумажные пакеты. Пакеты стоят от 10 до 20 руб., на их закупку сеть тратит около 30 млн руб. в год, а продает на 36 млн руб. Оставшиеся после реализации средства компания перечисляет на проекты по поддержке лесов в России. «Мы закупаем FSC-сертифицированные пакеты, то есть для их производства используются не дикие, а культивированные леса. Сейчас лес стал как картошка, это возобновляемая культура. Более того, покупая наш пакет, вы помогаете посадить дерево, Часть выручки от продажи мы направляем как раз на восстановление лесов», — уточняет Тынкован.

Впрочем, пакеты для «электронного» ретейла не основная болевая точка. Гораздо больше вреда природе наносит техника, которую люди выбрасывают вместе с бытовым мусором — так токсичные отходы попадают на полигоны и свалки. Компании не первый год пробуют помогать покупателям с утилизацией опасного мусора. Первой сбор старой техники в обмен на скидку еще восемь лет назад запустила «Эльдорадо». «М.Видео» опыт быстро скопировала — и с тех пор ретейлеры развивают проект в рамках специальных акций. Собранная в магазинах и вывезенная по заявкам покупателей техника отправляется сначала на склады, затем партнерам-утилизаторам. Группа «М.Видео-Эльдорадо» работает с тремя такими компаниями — «РусУтилит», «Вторсинтез» и «ЭкоУтилизация».

Тынкован признает, что сеть не отслеживает дальнейшую судьбу техники: «Сказать честно, мы не знаем, насколько корректно партнеры дальше поступают с техникой, но доверяем им. Мы технически не были готовы проводить регулярный аудит, но с ростом популярности акции хотим его наладить».

Журнал РБК поговорил с компаниями, которые утилизируют технику из «М.Видео», и убедился, что она действительно идет на переработку. «РусУтилит», например, выступает посредником в производственной цепочке. Компания перевозит технику с московского склада «М.Видео» на собственную площадку в Екатеринбурге, где разбирает сырье на составляющие. Сначала вручную, с помощью отвертки (извлекаются электронные платы), затем через аппарат-дробилку (отделяются цветные и черные металлы, перерабатываемый пластик, остатки перемалываются в крошку). Вторсырье прессуется в кубы и отправляется на мусороперерабатывающие и аффинажные заводы, где из плат извлекают элементы золота. Посредникам вроде «РусУтилита» бизнес на утилизации не приносит большой прибыли. «Все, что связано с драгметаллами, кажется людям Клондайком. Но утилизация не высокорентабельный бизнес, недаром на Западе он часто дотируется государством», — объясняет Вячеслав Бондаренко, руководитель отдела утилизации «РусУтилита». У конкурентов, которые совмещают функции агента и утилизатора, ситуация получше — рентабельность доходит до 170%, сообщил журналу РБК представитель «ЭкоУтилизации».

По словам Тынкована, покупателям нравится менять старую технику на скидки — в периоды акций продажи подскакивают в среднем в два-три раза: «Накладываются два фактора — желание выгоды и помощь экологии». Для сети проект — «абсолютно коммерческая история», пусть очевидной выгоды утилизация и не приносит: прибыль съедает логистика и аренда боксов на складах.

Акция по сбору старой техники пока проходит раз в год. Но в планах — ее перевод на постоянный режим, уже в рамках «социальной миссии» бизнеса, говорит Тынкован. «С одной стороны, мы вызываем положительные эмоции у покупателя, с другой — лояльность у сотрудников. Текучка розничного персонала у нас в итоге на уровне 30% при средних для ретейла 60–70%. Это ни за какие деньги не купишь», — заключает бизнесмен.

IKEA в цифрах*

  • 69% внутренних отходов магазины IKEA сдают в переработку
  • 30 млн руб. за три года сэкономила корпорация благодаря переработке картона
  • 27,7 млн руб. заработала на продаже вторсырья в 2018 году
  • До 8 млн руб. тратит IKEA на каждый пункт раздельного сбора мусора
  • 7,5 млн руб. составили расходы корпорации на утилизацию батареек с 2014 года
  • 57 т б/у постельного белья собрала IKEA у покупателей с 2018 года

* Данные российского подразделения компании

Глобальный подход

Стратегия устойчивого развития People & Planet Positive принята на уровне глобального офиса IKEA, в ней описаны экологические цели и шаги для их достижения. Документ действует с 2012 года, актуальные задачи рассчитаны до 2030-го. Первая часть стратегии регулирует внутреннюю зеленую экономику компании: раздельный сбор и переработку мусора, сокращение энергопотребления, отказ от одноразовой упаковки. Вторая часть посвящена созданию инфраструктуры для приема отходов от покупателей.

Globus в цифрах

  • 0,5–1,2 т фритюрного жира ежемесячно образуется в магазинах Globus
  • 10–25 тыс. руб. прибыли в месяц приносит компании продажа жира в Европу
  • 9,1 тыс. руб. получает компания за 1 т сданной макулатуры
  • 8 тыс. руб. получает компания за 1 т сданного пластика
  • 25 тыс. руб. получает компания за 1 т сданной пленки
  • До 300 тыс. руб. в квартал тратит Globus на утилизацию опасных отходов
  • 20 руб. стоит для компании утилизация одной лампочки
  • 150 руб. стоит для компании утилизация 1 кг батареек

Фото: Ирина Белоносова для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лекарство для здоровых Лекарство для здоровых

Компании мечтают продавать препараты от старения, но их пока не изобрели

Forbes
Платья 1930-х годов — многообещающий тренд красных дорожек Платья 1930-х годов — многообещающий тренд красных дорожек

Вырезы на спине, струящиеся ткани и декольте обожают дизайнеры и знаменитости

Vogue
Ловушка Facebook Ловушка Facebook

Почему сооснователь WhatsApp Брайан Эктон ушел от Цукерберга

Forbes
Большой греческий ужин Большой греческий ужин

11 марта прошел торжественный гала-ужин журнала ОK!

OK!
Повелители мусора Повелители мусора

Как устроен бизнес региональных операторов

РБК
Как бывший инженер Google создал самое популярное в мире приложение для онлайн-торговли Как бывший инженер Google создал самое популярное в мире приложение для онлайн-торговли

История Wish — приложения, которое бросило вызов Amazon

Forbes
Подход к отходам Подход к отходам

Как оренбургский бизнес научился зарабатывать на раздельном сборе мусора

РБК
Счет на полмиллиарда: чем закончились обыски у Прохорова во время прямой линии Путина в 2016 году Счет на полмиллиарда: чем закончились обыски у Прохорова во время прямой линии Путина в 2016 году

После обысков «Онэксим» получил требование доплатить налоги на 500 млн рублей

Forbes
Suzuki Jimny. Приключения японского Коробка Suzuki Jimny. Приключения японского Коробка

Коробок сумел перехитрить многих, но далеко не всех

4x4 Club
Самые ожидаемые игры 2019 года для ПК и консолей Самые ожидаемые игры 2019 года для ПК и консолей

Самые ожидаемые игры, которые должны выйти до конца этого года

CHIP
На грани катастрофы: почему Россия снова теряет население? На грани катастрофы: почему Россия снова теряет население?

Татьяна Голикова заявила, что «страна катастрофически теряет население»

Forbes
Пачки, кремовые оттенки и другие женственные тренды весны 2019 Пачки, кремовые оттенки и другие женственные тренды весны 2019

Десяток модных направлений нового сезона

Cosmopolitan
Человек и ледокол Человек и ледокол

Зачем Олегу Тинькову яхта, способная плавать в Антарктике

Forbes
Мама в роли лучшей подруги — хорошо ли это? Мама в роли лучшей подруги — хорошо ли это?

Близкие отношения с родителями считаются идеалом, к которому стремится семья

Psychologies
Mail.ru Group хочет купить долю в сервисе каршеринга YouDrive Mail.ru Group хочет купить долю в сервисе каршеринга YouDrive

Холдинг Алишера Усманова может стать миноритарным акционером

Forbes
Интернет на евроконтроле Интернет на евроконтроле

Защита интересов граждан и ценностей демократии от цифровой индустрии

Огонёк
Почему Джеймс Кэмерон так долго снимал фильм про Алиту? Почему Джеймс Кэмерон так долго снимал фильм про Алиту?

Можно ли получить от фильма «Алита» искреннее удовольствие

GQ
Большая ракета Илона Маска Большая ракета Илона Маска

Сверхтяжелая ракета Big Falcon Rocket готовится вытеснить все прошлые разработки

Популярная механика
Дима Гордей: Дима Гордей:

Дима Гордей о том, как проводит выходные и что считает своим главным недостатком

Cosmopolitan
«Театр позволяет задуматься о тех, кого мы любим, но кому забываем об этом сказать» «Театр позволяет задуматься о тех, кого мы любим, но кому забываем об этом сказать»

Юрий Грымов о терапевтической функции театра и особенностях актерского психотипа

Psychologies
Не по протоколу: неформальный стиль герцогинь и первых леди Не по протоколу: неформальный стиль герцогинь и первых леди

Аристократок редко увидишь в столь привычном casual

Cosmopolitan
Экзамен для самой себя Экзамен для самой себя

Ангелина Стречина возглавляет рейтинг перспективных актрис российского кино

OK!
Как помириться с близким человеком Как помириться с близким человеком

Как построить разговор, прийти к компромиссу и не выглядеть слабохарактерным

Psychologies
7 ключей к хорошему впечатлению 7 ключей к хорошему впечатлению

Как с помощью невербальных сигналов поддерживать контакт с собеседником

Psychologies
11 тайн российского бизнеса, раскрытых Forbes 11 тайн российского бизнеса, раскрытых Forbes

Срыв покровов с чиновников и миллиардеров

Forbes
Одной левой Одной левой

О жизни без ограничений

Огонёк
Чудо-остров Чудо-остров

Ирина Безрукова об участии в шоу «Последний герой. Актёры против экстрасенсов»

OK!
Проблемы Tesla: на производстве Model 3 рекордный травматизм Проблемы Tesla: на производстве Model 3 рекордный травматизм

Tesla обогнала конкурентов по уровню травматизма

Forbes
Джек-потрошитель против современной генетики: хроники скандала Джек-потрошитель против современной генетики: хроники скандала

Можно ли с помощью анализа ДНК раскрыть преступление, совершенное 130 лет назад

Forbes
Скромность не украшает? Скромность не украшает?

Действительно ли скромность — достоинство, а не порок?

Psychologies
Открыть в приложении