Построить современные трассы и в разы снизить число жертв ДТП

РБКБизнес

Внимание на дорогу

В России стартует нацпроект, цель которого — построить современные трассы и в разы снизить число жертв ДТП. Реализация программы в ближайшие пять лет потребует не только финансовых затрат, но и пересмотра технологий дорожного строительства.

Текст Владимир Миронов

С начала следующего года в соответствии с президентскими майскими указами 2018-го стартует национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Его в 2017–2018 годах предварял почти одноименный приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» (БКД).

Приоритетный проект в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) назвали «репетицией» совместной проектной деятельности федеральных и региональных органов власти по развитию транспортной инфраструктуры. Нацпроект БКАД будет гораздо масштабнее.

Если в этом и прошлом годах федеральную поддержку на развитие дорожной сети получали только 38 городских агломераций, то теперь наработанный опыт, как сообщают в пресс-службе Минтранса России, будет масштабирован на другие территории: в программе примут участие все субъекты РФ. Исключения — Москва и Санкт-Петербург, где транспортные системы модернизируются по своим отдельным программам.

Позади БРИКС

По оценкам Всемирного экономического форума, наша страна по качеству транспортной инфраструктуры и по качеству автомобильных дорог занимает 64-е и 123-е места соответственно из 144 возможных. «Плотность сети автомобильных дорог с поправкой на плотность населения (коэффициент Энгеля) у нас существенно ниже, чем во всех странах БРИКС. Даже в европейской части России этот показатель ниже, чем в Индии, Бразилии и ЮАР», — говорится в совместном докладе «Интегрированная транспортная система» Центра стратегических разработок (ЦСР) и Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ), который был опубликован в мае этого года.

Ключевыми проблемами российского транспортного комплекса в целом, и автодорог в том числе, авторы доклада называют технологическую отсталость, недостаточное финансирование и неэффективное государственное регулирование. Цена вопроса — триллионные экономические убытки для государства, бизнеса и населения ежегодно, а также человеческие жизни, унесенные в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП). При этом, по словам экспертов, даже приблизительных суммарных оценок таких потерь сейчас нет.

«Дорожные карты»

К по-настоящему системным мерам российские власти приступили два года назад, начав реализацию проекта БКД. Он предусматривал проведение ремонтных работ и комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения на сети региональных и муниципальных дорог, а также улиц внутри 38 крупнейших агломераций. Среди них, к примеру, близкие к столице Рязанская, Ярославская и Тульская области, южные регионы — Краснодарский край и Астраханская область, далекие от центра Иркутская и Хабаровская области.

На проведение ремонтных работ и комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения на сети региональных и муниципальных дорог и улиц внутри крупнейших агломераций в 2017 году было направлено 64,8 млрд руб., в 2018-м — порядка 64,7 млрд руб. «Это очень значительная поддержка дорожного хозяйства регионов», — отмечает пресс-служба Росавтодора.

Доля дорог, отвечающих нормативным требованиям, на включенных в проект территориях в 2017 году должна была достичь 44%, а в 2018-м — 50%.

Однако по факту уже за первый год реализации соответствующий показатель был превзойден и достиг 52,5%. Предположительно, как говорят в Росавтодоре, итоговая цифра в 2018-м составит 62,5%.

Параллельно с этим стояла задача сократить на дорогах количество аварийно-опасных участков: на 27% — в 2017-м, на 50% — в 2018 году. Эта задача, по словам дорожных чиновников, также была выполнена.

Берем шире

Национальный проект БКАД разделен на четыре блока (федеральных проекта):

  • «Дорожная сеть»;  
  • «Безопасность дорожного движения»;  
  • «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»;  
  • «Автомобильные дороги Министерства обороны России».

Количество территорий, участвующих в нацпроекте, расширено до масштабов всей страны. В него войдут агломерации, которые образуются 104 административными центрами всех субъектов РФ (опять же кроме Москвы и Санкт-Петербурга с областями), а также городами, где численность населения превышает 200 тыс. человек.

К концу 2024 года во всех регионах доля автомобильных дорог, отвечающих нормативному транспортно- эксплуатационному состоянию (техрегламенту

Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог»), как отмечают в пресс-службе Минтранса РФ, должна быть увеличена с текущих 43,1 до 50,9%. В надлежащее состояние планируется привести также 85% улично-дорожной сети в городах и населенных пунктах. По итогам реализации нацпроекта протяженность дорожной сети городских агломераций должна составить более 90 тыс. км. Специалисты Росавтодора добавляют, что при этом до 9,1% должна быть снижена доля федеральных и региональных трасс, которые работают в режиме перегрузки.

Также на всей сети дорог общего пользования планируется выявлять точки, где чаще всего происходят ДТП, и устранять их причины, что, по замыслам авторов проекта, должно привести к многократному снижению количества пострадавших в авариях людей. За 11 месяцев 2018 года, по данным ГИБДД, на автодорогах в России в 136 тыс. ДТП погибли почти 15 тыс. человек и более 174 тыс. получили травмы различной степени тяжести. К 2024 году смертность при ДТП, согласно государственным планам, должна сократиться на треть, а в 2030-м сведена практически к нулю.

Точные объемы финансирования нацпроекта еще окончательно не определены. Но, как следует из паспорта проекта БКАД, доля финансирования работ по ремонту региональных и межмуниципальных дорог за счет федерального бюджета, которая в прошлом году составляла 17%, в 2019 году увеличится до 30%, в 2020-м — до 35%, в 2021-м — до 40%, в 2022 -м — до 45%, а в 2023–2024 годах она достигнет 50%.

Авторы и кураторы нацпроекта планируют создать реестр новых технологий, материалов и технологических решений повторного применения, благодаря которому, как говорят в пресс-службе Росавтодора, регионы смогут получать готовые для внедрения передовые решения.

В частности, в последнее время много говорится о возвращении к технологиям строительства автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями — они широко применялись в СССР и давно активно используются в Европе и США. «Как показывает мировой опыт, снизить эксплуатационные издержки, увеличить сроки службы российских автотрасс можно только за счет применения современных технологий и материалов при их строительстве и реконструкции. Речь, в частности, может идти об устройстве жестких оснований дорожных одежд и цементобетонных покрытий. На примере недавно открывшегося участка дороги в Новосибирской области (реконструкция трассы Р-254 «Иртыш». — РБК+) при замене асфальтобетона на цементобетон в дорожном строительстве расчетная экономия средств на содержание дороги составила 29,5%», — говорит директор по корпоративным отношениям компании «ЛафаржХолсим Россия» Виталий Богаченко.

Эксперты признают: переход государства к комплексным мерам позволяет рассчитывать на то, что в перспективе в России наконец появятся качественные автодороги, соответствующие мировому уровню. Однако, по словам депутата Госдумы, модератора тематической площадки «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Общероссийского народного фронта Александра Васильева, это возможно только при усиленном общественном контроле над реализацией мероприятий нацпроекта. На стадии исполнения задач остается еще очень много проблем, подчеркивает депутат. Это и отсутствие обязательных гарантийных сроков на ремонт и строительство дорог, и фирмы-однодневки, получающие крупные госконтракты за счет демпинга, и фактор сезонности дорожных работ. Сохраняется актуальность кадрового вопроса, особенно на уровне управления отраслью. Наконец, есть еще вопрос безопасности. «Установка одних лишь видеокамер, чтобы штрафовать автомобилистов, не приводит к значительному снижению аварийности», — резюмирует Александр Васильев.

Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Голография и жизнь Голография и жизнь

Виталий Пономарев создал стартап и решил заняться проблемой долголетия

Forbes
Роды с доулой Роды с доулой

Многие женщины сегодня предпочитают позвать на роды доулу

Домашний Очаг
Золотой эпилог Золотой эпилог

Сколько «Спартак» заработал на чемпионстве

Forbes
Бьет – значит, любит Бьет – значит, любит

Почему Роберт Де Ниро расстается с Грейс Хайтауэр

StarHit
5 дорожных инноваций 5 дорожных инноваций

Бетон вместо асфальта. 5 дорожных инноваций

РБК
В один голос В один голос

Андрей Малахов передал эстафету Николаю Баскову

StarHit
Рожденные побеждать Рожденные побеждать

Александр Кохановский создал одну из самых успешных киберспортивных команд

Forbes
69 заповедей Тони Парсонса 69 заповедей Тони Парсонса

Правила, которые сделают вашу земную жизнь более цельной и запоминающейся

GQ
Сестры и братья вайнеры Сестры и братья вайнеры

Блогеры зарабатывают миллионы на рекламе в Instagram

Forbes
Теплее объятий твоей девушки: все, что ты хотел знать о мужском термобелье Теплее объятий твоей девушки: все, что ты хотел знать о мужском термобелье

В чем магия термобелья?

Playboy
Медицинский интеллект Медицинский интеллект

Российский стартап на основе ИИ делает проекты с гигантами фармотрасли

Forbes
Ближневосточный узел: запутанные кризисы и неопределенное будущее Ближневосточный узел: запутанные кризисы и неопределенное будущее

Ближневосточный узел: запутанные кризисы и неопределенное будущее

Эксперт
Остановись, мгновенье! Остановись, мгновенье!

Фототуры – тренд, набирающий популярность

Playboy
Ненависть к родителям: что делать с этим чувством Ненависть к родителям: что делать с этим чувством

Как жить с гневом и ненавистью к самым близким людям

Psychologies
Давай сначала! Давай сначала!

Телеведущая Татьяна Лазарева о честном имени и проекте для родителей

Домашний Очаг
Анекдотический императив: почему не стоит переименовывать аэропорты Анекдотический императив: почему не стоит переименовывать аэропорты

Инициатива присвоения аэропортам в России имен спорная и неоднозначная

Forbes
Ты настоящий мужик? Чеклист из 11 признаков, по которым мы сейчас это выясним Ты настоящий мужик? Чеклист из 11 признаков, по которым мы сейчас это выясним

Настоящий мужик не носит куртку и другие опасные мифы токсичной маскулинности

Playboy
Работа мечты. Как маленьким компаниям привлекать лучшие кадры Работа мечты. Как маленьким компаниям привлекать лучшие кадры

Строить бренд — не так уж дорого, как думают многие владельцы небольших компаний

Forbes
Стрессоустойчивость: можно ли ее развить? Стрессоустойчивость: можно ли ее развить?

Как научиться правильно реагировать на неприятности и перестать нервничать

9 месяцев
Из «тьмы» Трампа в тюрьму для избранных. Американские СМИ о приговоре экс-юристу президента Из «тьмы» Трампа в тюрьму для избранных. Американские СМИ о приговоре экс-юристу президента

Бывший юрист Дональда Трампа Майкл Коэн приговорен к трем годам тюрьмы

Forbes
Интервью с главным редактором Peopletalk Оксаной Кравчук Интервью с главным редактором Peopletalk Оксаной Кравчук

Оксана Кравчук - о российских звездах и работе 24/7

Cosmopolitan
Зачем на самом деле нужна дедолларизация в России Зачем на самом деле нужна дедолларизация в России

Попытка властей найти сильный аргумент в спорах с США по актуальным вопросам

Forbes
Чисто английское воспитание Чисто английское воспитание

Юных английских леди и джентльменов воспитывают сурово

Вокруг света
Итоги-2018: свадебные бьюти-образы звезд, в которые мы влюбились Итоги-2018: свадебные бьюти-образы звезд, в которые мы влюбились

Самые громкие бракосочетания знаменитостей

Cosmopolitan
Прочный союз: как правильно общаться с партнером Прочный союз: как правильно общаться с партнером

Сценарии неудачной коммуникации в паре, которые мешают счастью с партнером

Psychologies
«У меня много вопросов к себе» «У меня много вопросов к себе»

Почему Аристарх Венес считает себя неудобным и почему до сих пор не женился

OK!
Хлопотное дело Хлопотное дело

Как клакеры стали орудием борьбы с артистами театров

GQ
Верой и правдой. Как западные агентства служат аравийским монархам Верой и правдой. Как западные агентства служат аравийским монархам

Верой и правдой. Как западные агентства служат аравийским монархам

Forbes
Вторые на Луне. Кто готовится к покорению спутника Вторые на Луне. Кто готовится к покорению спутника

В «Роскосмосе» анонсировали новый план освоения Луны

Forbes
Синдром «мертвого таза»: кто в группе риска? Синдром «мертвого таза»: кто в группе риска?

В чем заключается синдром «мертвого таза» и как с ним бороться

Psychologies
Открыть в приложении