Василий Ключарев: «Мы и ИИ постепенно «притираемся» и начинаем понимать друг друга»
Как искусственный интеллект меняет наше восприятие мира, какие факторы влияют на реакцию мозга при появлении «белых и черных лебедей», насколько «ответственна» генетика за успехи в науке и бизнесе? Эти и другие темы «РБК Тренды» обсудили с ведущим специалистом в области когнитивных наук и социальной нейробиологии Василием Ключаревым.
Человеческое и нечеловеческое в ИИ
РБК: Каким образом ИИ и нейросети, которыми многие уже сегодня пользуются, могут повлиять на то, как мы воспринимаем информацию и формируем суждения?
В. К.: Вид homo sapiens эволюционировал сотни тысяч лет, а разные формы и элементы ИИ существуют всего несколько десятилетий. Мы «встретились» совсем недавно, поэтому рано говорить о существенной перестройке мозга. К тому же история показывает: человечество уже много раз сталкивалось с подобными вызовами.
Когда придумали печатные книги, людям больше не нужно было держать в голове огромные объемы информации. До письменности знания передавались устно: рассказы, песни, истории.
Технологии всегда снимали часть нагрузки с мозга, и он «оптимизировался». Есть наблюдения, что из-за появления разделения труда и письменности размеры мозга могли немного уменьшиться. Но это не повлияло на интеллект, просто часть функций перешла «на внешние носители».
То же происходит и сейчас: появляются новые инструменты, и мы можем сосредоточиться на том, что считаем важным, не занимаясь всем одновременно.
С другой стороны, ИИ поднимает интересный вопрос: насколько наше восприятие и интеллект вообще ограничены устройством мозга. Мы видим и понимаем мир в пределах возможностей нашей биологии. Например, одни животные воспринимают цвета иначе, чем мы. Другие — слышат ультразвук, чувствительны к электрическим полям или используют эхолокацию, то есть используют информацию о мире, которая нашему мозгу непонятна и недоступна. Наш мозг возник в определенных условиях, среди предметов определенного размера, и не приспособлен понимать все явления вокруг. Например, нам сложно представить бесконечность или внешний вид электрона — это за пределами нашего интуитивного опыта.
ИИ же может анализировать явления и создавать их модели, которые человеку недоступны из-за ограниченных когнитивных ресурсов. Он уже находит научные закономерности, которые слишком сложны для нашего восприятия. Я считаю, что самая перспективная область — передача искусственному интеллекту задач, которые человек не способен постичь «вручную»: сложные процессы в биологии, физике, медицине. А потом, очень надеюсь, ИИ сможет объяснить их нам на понятном языке.
РБК: Интересно не только то, что ИИ может охватить своим «нечеловеческим мозгом», но и то, как он это нам передает. При этом ведь могут возникнуть искажения, верно?
В. К.: Да, это так. И мы пока только начинаем это понимать. Есть, например, исследования Эвелины Федоренко из Массачусетского технологического института, показывающие, что некоторые свойства больших языковых моделей начинают сходиться со свойствами нашего мозга при восприятии языка.
С одной стороны, это можно считать за конвергенцию — мы и ИИ постепенно «притираемся» и начинаем понимать друг друга. Но мне не менее важны и отличия между нами. Для чего нам еще один искусственный человек? Куда интереснее особенности, которые делают ИИ непохожим на нас.
Сейчас многим становится тревожно, что в моделях проявляются человеческие предубеждения. ИИ, конечно, рациональнее, но в нем все равно много того, от чего мы сами хотели бы избавиться.
Возникает парадокс: нам хочется, чтобы искусственный интеллект был похож на нас, но одновременно мы ждем от него того, чего у нас самих нет, — чтобы он был лишен когнитивных ошибок.
Есть данные, что ИИ в чем-то действительно сближается с человеком, иногда карикатурно выпячивая человеческие черты. Но ясно и другое: по множеству параметров он кардинально отличается. Поэтому сейчас формируется лавина исследований о взаимодействии человека и ИИ.
Порой наблюдаются парадоксальные результаты. Например, есть исследования, которые показывают, что врачи предпочитают использовать простые, а не сложные модели. Сложные системы могут вводить в заблуждение, а простые — прозрачнее, их легче контролировать. Для коммуникации с ИИ иногда важны именно человеческие характеристики: лучше использовать инструмент, который мы понимаем и можем исправить, если что-то идет не так. Слишком сложный ИИ в некоторых ситуациях нам просто не подходит.
