Энтузиасты приучают россиян к раздельному сбору бытовых отходов

РБКОбщество

«Уберизаторы» мусора

Энтузиасты приучают россиян к раздельному сбору бытовых отходов

Текст: Ирина Юзбекова
Фото: Ирина Белоносова для РБК

Пока государство пробует «обелить» мусорный рынок через реформу «сверху», в стране растет число энтузиастов, которые «снизу» пытаются приучить жителей городов к раздельному сбору бытовых отходов — ключевой потребительской привычке в комплексе целей зеленой экономики. Журнал РБК узнал у основателей проектов-первопроходцев, какие модели они внедряют и реально ли заработать на экологически ответственных россиянах.

Uber для мусора

Проект: Sborbox
Концепция: Вывоз мусора из квартир
Место: Москва
Основатели: Андрей Сычев, Михаил Морозов
Инвестиции: $1 млн

Сервис Sborbox — пионер внедрения бизнес-модели экономики совместного потребления (sharing economy) в мусорной индустрии. Проект придумали в 2018 году предприниматели Андрей Сычев и Михаил Морозов. Название взяли из общего профессионального прошлого — партнеры, знакомые около десяти лет, когда-то вместе работали на спортивном медиапортале Sportbox.ru (входит в холдинг «Матч!»). В новую для обоих сферу первым занесло Сычева — он стал сотрудником оператора по перевозке твердых бытовых отходов «Город99» и придумал модель «Uber для мусора», а затем позвал присоединиться к проекту бывшего коллегу.

Суть концепции Sborbox — создание сети специалистов по сбору нескольких видов отходов из квартир (сборщиков). Сборщики, по замыслу Сычева и Морозова, должны стать посредниками между населением и компаниями, заинтересованными во вторсырье. Рекрутируются специалисты в основном из числа дворников — сервис обещает им дополнительный доход до 20 тыс. руб. в месяц. Чтобы заработать эти деньги, сборщик должен регулярно забирать из оговоренного места в подъезде вынесенные жильцами — участниками проекта пакеты с вторсырьем — макулатурой, пластиковыми (ПЭТ) бутылками, алюминиевыми и консервными банками. По словам основателей Sborbox, у сервиса уже более 200 партнеров-сборщиков. Часть из них получают на дополнительную работу разрешение от управляющей компании, обслуживающей тот или иной дом, рассказывают предприниматели.

Пользователи Sborbox могут связаться со сборщиком или оставить заявку на появление сборщика в своем подъезде через одноименное мобильное приложение. Совокупная аудитория сервиса — несколько тысяч человек, а доступен он около 100 тыс. человек, уточняют Сычев и Морозов. В приложении есть функция уведомления сборщика о выставлении мусора в подъезд. После ее активации сборщик собирает пакеты, сортирует вторсырье и в собственном интерфейсе создает заявку на продажу отходов. В феврале 2019 года с помощью Sborbox было собрано 30 т вторсырья, говорит Морозов.

Следующий участник цепочки — перевозчик. Сейчас со Sborbox сотрудничают несколько частных перевозчиков и одна транспортная компания, которую создатели не называют. Ее грузовики покупают вторсырье у сборщиков и перепродают его переработчикам. В приложении можно узнать, где находится ближайший пункт приема того или иного вида вторсырья.

Sborbox уже привлек именитого инвестора — $1 млн в течение полутора лет в стартап согласился вложить Equity Algorithm, венчурный фонд бывшего заместителя руководителя медиахолдинга ВГТРК Дмитрия Медникова (ВГТРК — эксвладелец Sportbox.ru). Equity Algorithm также должен подыскать проекту стратегического партнера, рассказал Медников журналу РБК. «Переработка отходов — один из самых быстрорастущих сегментов в мире, он будет только развиваться», — объяснил Медников логику инвестиции.

Cервис работает бесплатно, но рассматривает несколько моделей монетизации, говорит Морозов. Одна из идей — взимание комиссии с участников цепочки оборота вторсырья, прежде всего с перевозчиков. «Мы собираемся масштабировать бизнес и подключать больше домохозяйств, в идеале — всех», — делится планами сооснователь Sborbox.

А пока проект может похвастаться высоким уровнем лояльности аудитории: 95–97% пользователей, которые скачивают приложение, остаются его клиентами, радуется Медников.

Пользователи должны оставить заявку на сайте проекта. После этого к ним приедет сборщик мусора и на своем автомобиле вывезет отходы на сортировочную станцию.

Такси для пластика

Проект: «Экотакси»
Концепция: Транспортировка мусора частными водителями
Место: Челябинск, Волгоград, Москва
Основатель: Дмитрий Закарлюкин
Инвестиции: до 100 тыс. руб.

По другой модели работы с отходами пошел предприниматель Дмитрий Закарлюкин. До 2012 года он работал в сфере рекламы и маркетинга. Однажды друзья предложили организовать волонтерскую уборку на берегах озер в родном Челябинске — так он увлекся темой защиты окружающей среды, а спустя год решил превратить увлечение в бизнес. Сервис Закарлюкина «Экотакси» посредничает между населением и заводами-переработчиками, зарабатывая на комиссии за вывоз сортированных отходов.

Пользователи должны оставить заявку на сайте проекта. После этого к ним приедет сборщик мусора и на своем автомобиле вывезет отходы на сортировочную станцию. Первым оператором и водителем «Экотакси» в 2013 году был сам Закарлюкин — сначала он оплачивал и развитие сайта, и топливные расходы. Однако со временем обслуживание машины легло на плечи пользователей — для физлиц выезд «Экотакси» в Челябинске сегодня стоит 200 руб., для юрлиц — 300 руб. Совокупные инвестиции на запуск сервиса ограничиваются 100 тыс. руб. «Это небольшие деньги», — оценивает Закарлюкин.

Модель оказалась востребованной. Сначала «Экотакси» собирало три вида отходов — ПЭТ-бутылки, макулатуру и стекло (дальше собранное сырье отвозится на переработку). Однако основатель проекта заметил у аудитории стойкий интерес к утилизации батареек. На одном из экологических форумов Закарлюкин поделился наблюдением с владельцем и директором челябинского завода «Мегаполисресурс» Владимиром Мацюком (и так способствовал появлению на Урале первого в стране предприятия по переработке батареек.

Парк «Экотакси» в Челябинске со временем вырос до четырех автомобилей. В основном это минифургоны, говорит Закарлюкин. Остальные водители работают по франшизе — основатель обучает партнеров, а взамен берет 25% от их прибыли. «В партнеры много кто просится, но в основном экоактивисты-мечтатели, которые не способны поднять проект. Поэтому я не на все франшизные заявки отвечаю положительно», — делится основатель компании. Аудитория «Экотакси» в Челябинске — около 2 тыс. пользователей.

В 2018 году сервис начал региональную экспансию — партнеры проекта появились в Волгограде, Перми, Санкт-Петербурге и Москве. Во всех городах пока работает по одной машине. Стоимость разнится: если в Перми и Волгограде выезд «Экотакси» стоит столько же, сколько в Челябинске, то в Петербурге услуга стоит 400 руб. для граждан и 600 руб. для компаний, а в Москве — рекордные 1000 руб. (для всех категорий клиентов).

Столичные расценки Закарлюкин называет «вынужденной мерой из-за особенностей логистики»: «Экотакси» становится элитной услугой. Им пользуются те, у кого есть деньги и кто сознательно не хочет отправлять отходы в Ярославскую область».

Курьер для вещей

Проект: «Собиратор»
Концепция: Сбор отходов и вещей для благотворительности
Место: Москва
Основатель: Валерия Коростелева, Леонид Синицын
Инвестиции: 400–600 тыс. руб. в месяц

Основатели «Собиратора» Валерия Коростелева и Леонид Синицын еще в 2014 году начали поддерживать тему ответственного потребления — ради этого они даже организовали общественное экологическое движение «Раздельный сбор». Новый проект активисты запустили в сентябре 2018 года. «Собиратор» — социальный сервис по сбору вторсырья на переработку, а также вещей для благотворительных фондов и приютов для животных.

Житель Москвы может заказать на сайте проекта курьера, который приедет на машине и заберет отходы по любому адресу в пределах МКАД. За день автомобиль может объехать 25 адресов. За месяц компания отрабатывает 500–650 бесплатных заявок. «Иногда люди объединяются с соседями и друзьями. Мы не работали в новогодние праздники, а сразу после этого получили сто заявок», — рассказывает Коростелева.

График бесплатной машины расписан на несколько месяцев вперед. Собранные вещи автомобиль отвозит на склад, где активисты «Собиратора» распределяют их для предприятий по переработке и благотворительных фондов, а потом развозят по нужным адресам. У проекта есть и пункт приема, куда пользователи сами могут привозить вещи.

«Собиратор» принимает макулатуру, стекло, металл, тетрапак, некоторые виды полиэтилена, электронику, аккумуляторы от портативной техники, одежду, обувь, игрушки и другие отходы. В 2012 году Коростелева уже запускала прототип «Собиратора» — карту попутчиков, которые по дороге в пункт приема вторсырья могли забрать отходы у других людей. «Тогда было мало пунктов приема, и через всю Москву редко кто ездил сдавать отходы», — вспоминает она.

Окупить проект за счет продажи вторсырья невозможно и сегодня. Работа «Собиратора» обходится в 400–600 тыс. руб. в месяц, деньги идут на аренду двух складов, автомобиля, топливо и другие цели. Несколько сотен тысяч рублей удается получить за счет продажи вторсырья и пожертвований, остальное покрывают вложения основателей. «Собиратор» не берет денег с жителей Москвы, чтобы «как можно больше людей участвовали в проекте и формировали новые привычки», объясняет Коростелева.

Месяц назад компания также запустила экотакси — платный сервис по вывозу вторсырья. Автомобиль можно заказать за 1 тыс. руб. в пределах МКАД и за 1,5 тыс. руб. для поездки в область. В первый месяц работы у этого направления появилось 150 клиентов, и их число растет, заключает Коростелева.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зеленые воротнички Зеленые воротнички

Как корпорации заботятся об окружающей среде

РБК
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Золотой эпилог Золотой эпилог

Сколько «Спартак» заработал на чемпионстве

Forbes
Финкульт-привет Финкульт-привет

Низкая финграмотность — вызов не только для клиентов, но и для банков

Ведомости
Новый черный Новый черный

Почему индустрия моды встраивается в зеленую экономику

РБК
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Токсичный заряд Токсичный заряд

Кто и зачем перерабатывает батарейки и аккумуляторы

РБК
Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Есть ли будущее у искусственного мяса?

Inc.
Прощание с пакетом Прощание с пакетом

Чем торгуют магазины без упаковки

РБК
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Пандемия фоторобот Пандемия фоторобот

Рано или поздно она случится: вспышка высоко заразной, летальной инфекции

Популярная механика
Группы, в которых не менялся состав. Никогда Группы, в которых не менялся состав. Никогда

Группы, в которых состав отличается своей стабильностью

Maxim
Око за око Око за око

За что брат Елены Батуриной требует с нее 13 млрд рублей

Forbes
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Жизнь Васи Ложкина Жизнь Васи Ложкина

Художник Вася Ложкин: котики, музыка, театральная сцена

Отдых в России
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Объединяя народы Объединяя народы

Летний уикенд в Казани — что посмотреть в столице Татарстана?

Отдых в России
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает» Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает»

Какой путь прошел Филипп Киркоров и сколько еще впереди

ЖАРА Magazine
Ад и рай Чехова Ад и рай Чехова

Дом-музей Антона Чехова — как жил и творил великий писатель?

Отдых в России
Будет не жирно? Будет не жирно?

Какой вклад в борьбу с ожирением могут внести производители продуктов питания

Агроинвестор
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
Седан XPeng P7 сжег мосты консервативного дизайна: самый смелый рестайлинг в истории китайского автопрома Седан XPeng P7 сжег мосты консервативного дизайна: самый смелый рестайлинг в истории китайского автопрома

Готов ли рынок к седану, который выглядит как артефакт из будущего?

ТехИнсайдер
Земля Султана Земля Султана

Путешествие с певцом Султаном Лагучевым по его родине — Карачаево-Черкесии

ЖАРА Magazine
Переславская флотилия Переславская флотилия

Переславль-Залесский: город на Золотом кольце, где хочется остановиться

Отдых в России
Золото Владивостока Золото Владивостока

Владивосток: город, где каждая сопка — готовый кадр для открытки

Отдых в России
Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс» Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс»

Основатель «Ниндзя Гудс» — про ошибки, которые могли погубить его стартап

Inc.
Письмо гонителю генетики Письмо гонителю генетики

Это письмо можно считать одним из живых документов «оттепели»

Дилетант
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Открыть в приложении