Энтузиасты приучают россиян к раздельному сбору бытовых отходов

РБКОбщество

«Уберизаторы» мусора

Энтузиасты приучают россиян к раздельному сбору бытовых отходов

Текст: Ирина Юзбекова
Фото: Ирина Белоносова для РБК

Пока государство пробует «обелить» мусорный рынок через реформу «сверху», в стране растет число энтузиастов, которые «снизу» пытаются приучить жителей городов к раздельному сбору бытовых отходов — ключевой потребительской привычке в комплексе целей зеленой экономики. Журнал РБК узнал у основателей проектов-первопроходцев, какие модели они внедряют и реально ли заработать на экологически ответственных россиянах.

Uber для мусора

Проект: Sborbox
Концепция: Вывоз мусора из квартир
Место: Москва
Основатели: Андрей Сычев, Михаил Морозов
Инвестиции: $1 млн

Сервис Sborbox — пионер внедрения бизнес-модели экономики совместного потребления (sharing economy) в мусорной индустрии. Проект придумали в 2018 году предприниматели Андрей Сычев и Михаил Морозов. Название взяли из общего профессионального прошлого — партнеры, знакомые около десяти лет, когда-то вместе работали на спортивном медиапортале Sportbox.ru (входит в холдинг «Матч!»). В новую для обоих сферу первым занесло Сычева — он стал сотрудником оператора по перевозке твердых бытовых отходов «Город99» и придумал модель «Uber для мусора», а затем позвал присоединиться к проекту бывшего коллегу.

Суть концепции Sborbox — создание сети специалистов по сбору нескольких видов отходов из квартир (сборщиков). Сборщики, по замыслу Сычева и Морозова, должны стать посредниками между населением и компаниями, заинтересованными во вторсырье. Рекрутируются специалисты в основном из числа дворников — сервис обещает им дополнительный доход до 20 тыс. руб. в месяц. Чтобы заработать эти деньги, сборщик должен регулярно забирать из оговоренного места в подъезде вынесенные жильцами — участниками проекта пакеты с вторсырьем — макулатурой, пластиковыми (ПЭТ) бутылками, алюминиевыми и консервными банками. По словам основателей Sborbox, у сервиса уже более 200 партнеров-сборщиков. Часть из них получают на дополнительную работу разрешение от управляющей компании, обслуживающей тот или иной дом, рассказывают предприниматели.

Пользователи Sborbox могут связаться со сборщиком или оставить заявку на появление сборщика в своем подъезде через одноименное мобильное приложение. Совокупная аудитория сервиса — несколько тысяч человек, а доступен он около 100 тыс. человек, уточняют Сычев и Морозов. В приложении есть функция уведомления сборщика о выставлении мусора в подъезд. После ее активации сборщик собирает пакеты, сортирует вторсырье и в собственном интерфейсе создает заявку на продажу отходов. В феврале 2019 года с помощью Sborbox было собрано 30 т вторсырья, говорит Морозов.

Следующий участник цепочки — перевозчик. Сейчас со Sborbox сотрудничают несколько частных перевозчиков и одна транспортная компания, которую создатели не называют. Ее грузовики покупают вторсырье у сборщиков и перепродают его переработчикам. В приложении можно узнать, где находится ближайший пункт приема того или иного вида вторсырья.

Sborbox уже привлек именитого инвестора — $1 млн в течение полутора лет в стартап согласился вложить Equity Algorithm, венчурный фонд бывшего заместителя руководителя медиахолдинга ВГТРК Дмитрия Медникова (ВГТРК — эксвладелец Sportbox.ru). Equity Algorithm также должен подыскать проекту стратегического партнера, рассказал Медников журналу РБК. «Переработка отходов — один из самых быстрорастущих сегментов в мире, он будет только развиваться», — объяснил Медников логику инвестиции.

Cервис работает бесплатно, но рассматривает несколько моделей монетизации, говорит Морозов. Одна из идей — взимание комиссии с участников цепочки оборота вторсырья, прежде всего с перевозчиков. «Мы собираемся масштабировать бизнес и подключать больше домохозяйств, в идеале — всех», — делится планами сооснователь Sborbox.

А пока проект может похвастаться высоким уровнем лояльности аудитории: 95–97% пользователей, которые скачивают приложение, остаются его клиентами, радуется Медников.

Пользователи должны оставить заявку на сайте проекта. После этого к ним приедет сборщик мусора и на своем автомобиле вывезет отходы на сортировочную станцию.

Такси для пластика

Проект: «Экотакси»
Концепция: Транспортировка мусора частными водителями
Место: Челябинск, Волгоград, Москва
Основатель: Дмитрий Закарлюкин
Инвестиции: до 100 тыс. руб.

По другой модели работы с отходами пошел предприниматель Дмитрий Закарлюкин. До 2012 года он работал в сфере рекламы и маркетинга. Однажды друзья предложили организовать волонтерскую уборку на берегах озер в родном Челябинске — так он увлекся темой защиты окружающей среды, а спустя год решил превратить увлечение в бизнес. Сервис Закарлюкина «Экотакси» посредничает между населением и заводами-переработчиками, зарабатывая на комиссии за вывоз сортированных отходов.

Пользователи должны оставить заявку на сайте проекта. После этого к ним приедет сборщик мусора и на своем автомобиле вывезет отходы на сортировочную станцию. Первым оператором и водителем «Экотакси» в 2013 году был сам Закарлюкин — сначала он оплачивал и развитие сайта, и топливные расходы. Однако со временем обслуживание машины легло на плечи пользователей — для физлиц выезд «Экотакси» в Челябинске сегодня стоит 200 руб., для юрлиц — 300 руб. Совокупные инвестиции на запуск сервиса ограничиваются 100 тыс. руб. «Это небольшие деньги», — оценивает Закарлюкин.

Модель оказалась востребованной. Сначала «Экотакси» собирало три вида отходов — ПЭТ-бутылки, макулатуру и стекло (дальше собранное сырье отвозится на переработку). Однако основатель проекта заметил у аудитории стойкий интерес к утилизации батареек. На одном из экологических форумов Закарлюкин поделился наблюдением с владельцем и директором челябинского завода «Мегаполисресурс» Владимиром Мацюком (и так способствовал появлению на Урале первого в стране предприятия по переработке батареек.

Парк «Экотакси» в Челябинске со временем вырос до четырех автомобилей. В основном это минифургоны, говорит Закарлюкин. Остальные водители работают по франшизе — основатель обучает партнеров, а взамен берет 25% от их прибыли. «В партнеры много кто просится, но в основном экоактивисты-мечтатели, которые не способны поднять проект. Поэтому я не на все франшизные заявки отвечаю положительно», — делится основатель компании. Аудитория «Экотакси» в Челябинске — около 2 тыс. пользователей.

В 2018 году сервис начал региональную экспансию — партнеры проекта появились в Волгограде, Перми, Санкт-Петербурге и Москве. Во всех городах пока работает по одной машине. Стоимость разнится: если в Перми и Волгограде выезд «Экотакси» стоит столько же, сколько в Челябинске, то в Петербурге услуга стоит 400 руб. для граждан и 600 руб. для компаний, а в Москве — рекордные 1000 руб. (для всех категорий клиентов).

Столичные расценки Закарлюкин называет «вынужденной мерой из-за особенностей логистики»: «Экотакси» становится элитной услугой. Им пользуются те, у кого есть деньги и кто сознательно не хочет отправлять отходы в Ярославскую область».

Курьер для вещей

Проект: «Собиратор»
Концепция: Сбор отходов и вещей для благотворительности
Место: Москва
Основатель: Валерия Коростелева, Леонид Синицын
Инвестиции: 400–600 тыс. руб. в месяц

Основатели «Собиратора» Валерия Коростелева и Леонид Синицын еще в 2014 году начали поддерживать тему ответственного потребления — ради этого они даже организовали общественное экологическое движение «Раздельный сбор». Новый проект активисты запустили в сентябре 2018 года. «Собиратор» — социальный сервис по сбору вторсырья на переработку, а также вещей для благотворительных фондов и приютов для животных.

Житель Москвы может заказать на сайте проекта курьера, который приедет на машине и заберет отходы по любому адресу в пределах МКАД. За день автомобиль может объехать 25 адресов. За месяц компания отрабатывает 500–650 бесплатных заявок. «Иногда люди объединяются с соседями и друзьями. Мы не работали в новогодние праздники, а сразу после этого получили сто заявок», — рассказывает Коростелева.

График бесплатной машины расписан на несколько месяцев вперед. Собранные вещи автомобиль отвозит на склад, где активисты «Собиратора» распределяют их для предприятий по переработке и благотворительных фондов, а потом развозят по нужным адресам. У проекта есть и пункт приема, куда пользователи сами могут привозить вещи.

«Собиратор» принимает макулатуру, стекло, металл, тетрапак, некоторые виды полиэтилена, электронику, аккумуляторы от портативной техники, одежду, обувь, игрушки и другие отходы. В 2012 году Коростелева уже запускала прототип «Собиратора» — карту попутчиков, которые по дороге в пункт приема вторсырья могли забрать отходы у других людей. «Тогда было мало пунктов приема, и через всю Москву редко кто ездил сдавать отходы», — вспоминает она.

Окупить проект за счет продажи вторсырья невозможно и сегодня. Работа «Собиратора» обходится в 400–600 тыс. руб. в месяц, деньги идут на аренду двух складов, автомобиля, топливо и другие цели. Несколько сотен тысяч рублей удается получить за счет продажи вторсырья и пожертвований, остальное покрывают вложения основателей. «Собиратор» не берет денег с жителей Москвы, чтобы «как можно больше людей участвовали в проекте и формировали новые привычки», объясняет Коростелева.

Месяц назад компания также запустила экотакси — платный сервис по вывозу вторсырья. Автомобиль можно заказать за 1 тыс. руб. в пределах МКАД и за 1,5 тыс. руб. для поездки в область. В первый месяц работы у этого направления появилось 150 клиентов, и их число растет, заключает Коростелева.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Золотой эпилог Золотой эпилог

Сколько «Спартак» заработал на чемпионстве

Forbes
Место встречи, а не экскурсия Место встречи, а не экскурсия

Как сделать культуру и искусство доступными и понятными для широкой аудитории?

Монокль
Прощание с пакетом Прощание с пакетом

Чем торгуют магазины без упаковки

РБК
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Повелители мусора Повелители мусора

Как устроен бизнес региональных операторов

РБК
Платформенные ожидания Платформенные ожидания

Какие правила будут разработаны в рамках закона о платформенной экономике?

Ведомости
Сила вредных привычек Сила вредных привычек

Как табачные короли Игорь Кесаев и Сергей Кациев стали алкогольными магнатами

Forbes
Исследование: как пустынная пыль влияет на образование облаков и климат Исследование: как пустынная пыль влияет на образование облаков и климат

Как пустыни влияют на формирование облаков?

ТехИнсайдер
Новый черный Новый черный

Почему индустрия моды встраивается в зеленую экономику

РБК
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Небо Сибири Небо Сибири

Они называют себя современным оператором запусков в ближний космос (стратосферу)

Популярная механика
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Шуба на выход Шуба на выход

Казахстан — первая страна в китайском транспортном коридоре

Forbes
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Гастрономия Гастрономия

Лучшие рестораны — новые и возрождённые

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Геологи раскрыли тайну Великого Лиссабонского землетрясения XVIII века Геологи раскрыли тайну Великого Лиссабонского землетрясения XVIII века

Как землетрясение 1755 года изменило Европу: научное объяснение катастрофы века

ТехИнсайдер
«Период высоких ставок стал проверкой на прочность — и российский бизнес ее прошел» «Период высоких ставок стал проверкой на прочность — и российский бизнес ее прошел»

Как банк помогает бизнесу сохранять эффективность в любых экономических условиях

Деньги
«Ничто не возникает внезапно» «Ничто не возникает внезапно»

Режиссер Александр Сокуров — о новом фильме, истории и ошибках

Weekend
«Нужно быть жесткой» «Нужно быть жесткой»

Режиссер Стася Толстая о съемках «Семейного счастья» и о счастье съемок

Weekend
Ищу квартиру Ищу квартиру

Как не разориться при съеме жилья и на что обратить особое внимание?

Лиза
Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации

Об отношениях Тимофеева-Ресовского с зоологией

Знание – сила
Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти» Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти»

Глава Якутии Айсен Николаев — о главных достижениях и планах на ближайшие годы

ФедералПресс
Спящий режим и гибернация – в чем разница? Спящий режим и гибернация – в чем разница?

Чем сон ПК отличается от гибернации? Разбираем два режима экономии энергии

CHIP
Я поднимаю свой — вокал Я поднимаю свой — вокал

Вечный спор физиков и лириков: можно ли стать певцом в зрелом возрасте?

ЖАРА Magazine
Без укачивания Без укачивания

Укачивание способно превратить в испытание любую дорогу. Но все можно исправить!

Лиза
Ущипните меня: Mazda запатентовала 6-тактный двигатель, который сам для себя делает водород Ущипните меня: Mazda запатентовала 6-тактный двигатель, который сам для себя делает водород

Может ли мотор производить водородное топливо, потребляя бензин?

ТехИнсайдер
Нетипичная Турция Нетипичная Турция

Изучаем турецкие Амасру, Самсун и Трабзон вместе с певицей Викторией Дайнеко

ЖАРА Magazine
«Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда «Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда

Как внутренние страхи и нехватка времени мешают развивать личный бренд

Inc.
Ядерная медицина и нанотехнологии: как в Ульяновской области развивают инновации Ядерная медицина и нанотехнологии: как в Ульяновской области развивают инновации

Ульяновская область: ядерные инновации для будущего России

ФедералПресс
Капля стройности Капля стройности

10 ответов на частые вопросы о связи воды и похудения

Лиза
Открыть в приложении