Как не прогадать с покупкой у инфоцыган курсов-пустышек

РБКБизнес

Тренеры по красивой жизни

Как не прогадать с покупкой у инфоцыган курсов-пустышек

Автор: Татьяна Колосова

«Успешный успех», богатство и красивая жизнь доступны каждому — нужно лишь купить соответствующий курс. Эти обещания щедро раздают так называемые инфоцыгане, массово появившиеся с развитием онлайн-образования. Редко кому из их доверчивых клиентов удается разбогатеть, но желающих «прокачать себя» меньше не становится, ведь в тренде life-long learning, непрерывное образование в течение всей жизни, поэтому люди активно ищут возможности для саморазвития. Как не попасться на уловки недобросовестных продавцов воздуха? В этом вопросе разбирался РБК.

Истоки явления

Сразу оговоримся: используя здесь и далее по тексту слово «инфоцыгане», мы не проводим ни прямых, ни косвенных параллелей с цыганами. В данном случае речь идет о термине, которым в России с недавних пор стали называть людей, продающих «информационные продукты с неочевидной ценностью» — книги, курсы, тренинги, чек-листы и т.п.

Инфоцыгане — это чаще всего блогеры-миллионники (или стремящиеся ими стать), которые называют себя коучами или инфобизнесменами. Они обещают раскрыть секрет успешной жизни и богатства, но по факту их продукты часто состоят из информации, которую можно найти по первым ссылкам в интернет-поисковиках. Вместо конкретных знаний они обращаются к эзотерическим или психологическим практикам, рассказывают, как нужно ставить цели, быть уверенным в себе или правильно загадывать желания. Например, за 10 тыс. руб. покупателю курса предложат очистить пространство и выбросить старые вещи.

Возникновение понятия «инфоцыганство» в России часто связывают с проектом «Бизнес-Молодость». Он появился в 2010 году и закрылся в 2020 году — об этом заявил сооснователь проекта Петр Осипов. На протяжении десяти лет компания проводила курсы и тренинги и собирала на них тысячи людей, искавших секрет успешной жизни.

Также основателем инфоцыганства считается Андрей Парабеллум (Косырин). Его самым популярным курсом был «Коучинг на миллион». Но в 2016 году один из участников, Марк Куликович, подал на бизнес-тренера в суд и выиграл дело. Куликович получил 100 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда и добился признания Косырина мошенником. Встречный иск Косырина отклонили. В 2021 году в возрасте 46 лет Косырин умер от коронавируса.

В интернете слово «инфоцыгане» стало особенно популярным после выхода в 2021 году фильма Ксении Собчак «Как инфоцыгане продают воздух: разбираем схемы продаж и их курсы». Ведущая подробно и на примерах рассказала о так называемых прогревах и прочих приемах инфоцыган.

Вот сферы, в которых чаще всего можно встретить инфоцыган: психология и здоровье, семейные отношения, соцсети и SMM, фитнес, арбитраж трафика, выход на маркетплейсы.

Некоторые курсы посвящены «лечению» болезней — например, марафон «Зачатие», который был нацелен на бездетные пары.

Автором неудавшегося интенсива была Елена Блиновская (на фото) — «королева марафонов», задержанная в 2023 году по обвинению в уклонении от уплаты налогов на общую сумму почти 1 млрд руб.

Предпосылками успеха инфоцыган стало сразу несколько факторов, считает бизнес-тренер Анастасия Урнова, доцент Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, автор и ведущая YouTube-канала об эффективных коммуникациях «После дедлайна». Собеседница РБК выделила три важнейших из них:

«Первый фактор — девальвация и эрозия формальных институтов: ценность дипломов и сертификатов значительно снизилась. Людям нужны не «корочки», а конкретные прикладные знания, при этом не всегда важно, где и как они были получены. Второй фактор — это, конечно, распространение российских и зарубежных социальных сетей, позволивших, по сути, кому угодно говорить о себе что угодно. И, наконец, мода на образование. В цене не качество диплома, а возможность говорить о количестве пройденных курсов и крупной сумме, инвестированной в их получение. Думаю, многие слышали эти заветные: «Я отдал миллион за то, чтобы это узнать. Вы же можете купить это всего за 999 руб.» Ожидаемо, что в результате образовательные курсы стали востребованным продуктом, в котором маркетинговая составляющая начала преобладать над контентной. Как однажды сказала мне знакомая, которая занимается инфобизнесом, «придумать курс может каждый, ты пойди его продай».

Теперь вследствие высокой конкуренции самые успешные коммерческие продукты могут быть не самыми качественными, а просто хорошо упакованными. И громче всего заявляют о себе не самые компетентные, а самые уверенные в себе люди. При этом растущее количество предложений приводит не к снижению средней стоимости, а, наоборот, к росту.

Манипуляторы и признаки манипуляций

Определить инфоцыган достаточно легко по манере поведения в соцсетях. Все они используют одни и те же приемы и триггеры, чтобы привлечь как можно больше людей.

Решение всех проблем

Инфобизнесмены-мошенники продают «универсальную таблетку» для решения проблемы, с которой человек может бороться годами. Они будут обещать быстрый эффект: после прохождения их курса или покупки книги вы найдете работу, похудеете, сможете исполнить мечту.

Обещания красивой жизни и значимости

Инфоцыганам важно показать собственную значимость. На это обращает внимание Никита Кочетков, кандидат психологических наук доцент факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета:

«Значимость можно подчеркивать через стаж работы или эффективность деятельности («мои клиенты уходят довольными/богатыми/счастливыми»), высокий уровень («консультирую миллиардеров»), медийную активность («автор книг»). Если нынешними достижениями похвастаться не удается, то в ход пускаются предыдущие заслуги и связи («я одноклассник Павла Дурова»). Может быть бравирование знакомствами с высокопоставленными и богатыми людьми («специально для моих читателей сейчас раскроет свой секрет хозяин одной большой сети магазинов»)».

В соцсетях активно транслируется красивая жизнь эксперта: дорогие иномарки, отдых за границей в шикарных отелях, фото возле яхты, брендовые вещи. Часто это сопровождается личной историей, как простой человек из провинции смог добиться успеха благодаря своим уникальным знаниям.

Харизма и личное обаяние

Инфоцыгане очень красноречивы и харизматичны. Они обладают хорошими навыками продаж, умеют создать ощущение экспертности, отлично владеют ораторскими приемами.

Команда и преданные последователи

Поклонники некоторых инфоцыган напоминают секту — они готовы защищать своего гуру всеми способами. Кроме того, для создания ощущения массовости инфобизнесмены могут объединяться в «успешные бизнес-сообщества»: со стороны может показаться, что в нем состоят действительно компетентные и знающие люди, однако чаще всего это не так.

Эксплуатация трендов

Инфоцыгане хорошо ориентируются в современных трендах и понимают потребности аудитории. На этом они строят свое псевдообучение. Также они часто претендуют на исключительность знания: «Этому можно научиться только у меня».

Эксперты на все руки

Часто инфоцыгане продают несколько курсов одновременно, например по похудению, фотографии и психологии.

Жертвы мечты

При покупке онлайн-обучения у человека, как правило, есть конкретный запрос: стать дизайнером или научиться писать тексты.

Те, кто попадается на удочку инфоцыган, часто не могут объяснить, что именно они хотели получить от покупки этого инфопродукта, настолько они находятся под влиянием агрессивного маркетинга и начинают верить, что именно этот курс (тренинг или наставничество) изменит их жизнь.

У кого больше всего шансов стать жертвой «продавцов воздуха»? Как считает психолог Никита Кочетков, сложно выделить черты определенной группы: попасться на уловки мошенников может каждый. Это бедные и богатые, реализованные и нереализованные, имеющие свободное время и не имеющие его.

Но все же некоторые люди, по словам эксперта, могут быть наиболее уязвимы:

  • подписчики и фанаты блогера, которые готовы купить любой его инфопродукт;
  • мамы в декрете, которые хотят преодолеть стагнацию и стать успешными бизнесвумен;
  • специалисты, уставшие работать в найме, — они столкнулись с профессиональным выгоранием и мечтают перейти на фриланс;
  • представители молодежи, у которых мало жизненного опыта, но которые хотят быстро добиться успеха и признания;
  • люди, столкнувшиеся со сложностями: потеря работы, кредит, ипотека — они пробуют любые пути решения.

Одним словом, это уязвимые люди, которые в моменте переживают сильные эмоции, у них есть триггерные точки, на которые можно умело надавить. Эти люди покупают исполнение мечты и волшебное средство избавления от проблем, продукт-пустышку, который им красиво презентовали.

Напрасные хлопоты

Назовем основные опасности, грозящие клиентам инфоцыган.

Потеря денег

Продажа курса, тренинга или другого продукта — основной источник дохода для мошенника. Для него важны не качество и результат, а желание получить как можно больше денег.

Трата времени

Обучение должно приводить к результату. В продуктах же инфоцыган практическая польза будет минимальной, в лучшем случае их клиенты получат лишь поверхностные знания.

Снижение самооценки

Инфоцыгане будут искать ваши «боли» и давить на них, используя агрессивную рекламу и формулировки вроде: «Что ты можешь купить на пару тысяч рублей — продукты на один день? Я предлагаю потратить их на шанс начать новую жизнь». В их прогревах явно прослеживаются посылы вроде «ваша жизнь не изменится, если вы не купите этот курс» или «нельзя экономить на себе». Все это может сказаться на самооценке, если блогер с миллионной аудиторией будет внушать своему зрителю, что тот ничего не добился в жизни и не добьется, пока не купит курс.

Никита Кочетков:

«Один из самых популярных манипулятивных приемов психологи назвали «Нога в дверях». Его суть заключается в том, что маленькая уступка сильно увеличивает шансы на большую уступку. Большая уступка в данном случае — покупка продукта (курса). Для этого надо, чтобы человек согласился на какую-нибудь маленькую уступку. Как правило, в ее качестве выступают предложения пройти что-то бесплатно. Еще один прием — обещание лучшей жизни. Возможно, многие могли бы сказать, что живут хорошо, но даже эта категория людей, скорее всего, не отказалась бы жить еще лучше. Попасть в актуальные потребности людей не так уж сложно. Живете на одну зарплату? Хотите быть счастливыми? Иметь счастливый брак? Управлять своей судьбой или другими людьми? Как говорил американский шоумен XIX века и основоположник главных постулатов шоу-бизнеса Финеас Барнум, «у нас есть что-нибудь для каждого».

Выбор курса

Как правило, инфоцыгане действуют практически по одинаковой схеме: «прогрев» —> история успеха самого коуча —> история Золушки (как этот курс уже изменил чью-то судьбу). Потом следует бесплатный вебинар или интенсив, где рассказывают о программе курса и активно его продвигают. Затем открываются продажи, а место на курс — чаще всего «только сегодня» — можно купить со скидкой или в рассрочку.

Но такие приемы маркетинга в социальных сетях могут использовать и настоящие эксперты, которые продают качественный курс.

Так как отличить мошенника от эксперта?

Узнайте больше о наставнике

Изучите в открытых источниках информацию о руководителе курса, его биографию, образование, наличие экспертных статей в СМИ. Если курс, особенно дорогой, продает никому не известный эксперт и в интернете о нем нет никаких сведений, это сомнительное предложение. Поинтересуйтесь у тех, кто уже проходил обучение, какие результаты это дало. Изучите отзывы не только на сайте самого курса, но и в других источниках.

«Обращайте внимание на отзывы участников, и если они содержат фразы в стиле «заплатить какие-то 100 тыс. руб.», «я взяла кредит на три миллиона и была так счастлива», включайте внутренний режим подозрительности. Перед вами яркие красные флаги и манипулятивные техники», — отмечает бизнес-тренер Анастасия Урнова.

Проверьте чистоту сделки при покупке

Узнайте, какой договор с вами заключат. Если его нет, это признак отсутствия лицензии на образовательную деятельность. Посмотрите, что прописано в договоре, можно ли вернуть деньги и будет ли в конце обучения выдан диплом установленного образца или сертификат с печатью или подписью преподавателя на официальном бланке организации с указанием наименования курса и количества часов.

У организации, продающей курсы, должна быть лицензия на образовательную деятельность. Проверить наличие лицензии можно на сайте Рособрнадзора.

Ознакомьтесь с программой обучения

Для начала узнайте, есть ли программа вообще. На хорошем и качественном курсе она будет расписана подробно. Прочитайте ее внимательно, чтобы понимать, чему вас научат, проанализируйте план: как долго будет идти обучение, выдадут ли диплом. Обратите внимание на шаблонные фразы вроде «вы узнаете инструменты повышения продаж»: они сигнализируют о поверхностности знаний, которые вам будут давать.

«Недобросовестные игроки часто дают размытое представление об итогах обучения и не готовы предоставить развернутую информацию о содержании программы. И это первый сигнал, на который стоит обратить внимание», — отмечает Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ.

В программе обязательно должно быть достаточное количество часов практики, чтобы вы не получили только «говорящую голову», а действительно овладели профессией.

Как отмечает Анна Водолазская, директор по инновациям Академии Softline, качественный образовательный контент создается большой командой в профильных организациях:

«Привлекается штат методистов, педагогических дизайнеров, реальных экспертов из отрасли. Обязательно организуются практические, лабораторные работы, например, в IT-обучении. Такие подходы в сочетании теории с практикой дают тот самый эффект, который должен отвечать на простой вопрос: что получает слушатель по итогам обучения в формате «знать, уметь, владеть». Если ответ находится — описаны получаемые компетенции, профессиональные стандарты, на которые опирается программа, используются методические рекомендации с указанием источников, — тогда можно относить такие курсы к качественным».

Пустышки против классики

Инфоцыганство вредит не только тем, кто приобретает курсы-пустышки, но и сфере классического образования.

Как рассказывает Юлия Ремезова, у людей появляется уверенность в том, что новую профессию можно освоить без труда всего за несколько недель:

«На самом деле за такой промежуток времени сложно получить даже базовые знания и навыки. Поэтому вопрос оценки качества образовательных онлайн-продуктов сейчас стоит весьма остро, и появляются инициативы, которые могли бы помочь с решением этой проблемы. Например, НИУ ВШЭ совместно со Skillbox — одним из ведущих игроков рынка EdTech — разрабатывает модель оценки качества онлайн-образования в России».

В то же время у инфоцыганства оказался и положительный эффект — все благодаря их агрессивному маркетингу, отмечает Владислав Шоптенко, заместитель директора Института государственной службы и управления (ИГСУ) Президентской академии:

«Огромное число людей, которые раньше не задумывались о возможности чему-то учиться, получить дополнительное образование, заняться развитием навыков, стали на это откликаться. Стал формироваться спрос, поэтому появилось и много новых качественных продуктов. Есть и бесплатные государственные курсы, программа у которых практически не отличается от программы платных курсов. Но тут проблема в другом: государство не умеет продавать, делать такой красивый маркетинг и яркую упаковку, поэтому спрос меньше».

Например, есть национальный проект содействия занятости с бесплатным обучением, специальные центры, в которых обучают предпринимательским навыкам, программы в вузах. Только в РАНХиГС в год реализуется более 60 онлайн-программ дополнительного профобразования. Ключевое направление — «Государственное и муниципальное управление».

Да, онлайн-программы в вузах длятся дольше, а поступать придется через вступительные испытания. Но, как считает Юлия Ремезова, все же они остаются привлекательными еще и потому, что выпускников коротких курсов становится очень много. В этой конкуренции специалисты с более системными и глубокими знаниями имеют больше шансов выделиться на рынке.

Фото: Matej Kastelic / Shutterstock / FOTODOM, Пелагия Тихонова / АГН «Москва» / Leon Neal / Getty Images / Fizkes

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дмитрий Ливанов: «В XXI веке само понятие специальности становится устаревшим» Дмитрий Ливанов: «В XXI веке само понятие специальности становится устаревшим»

Дмитрий Ливанов о прошлом, настоящем и будущем российского образования

РБК
Щи: вoт она, скрепа! Щи: вoт она, скрепа!

Щи случались на столах наших предков чаще, чем что-либо еще

КАНТРИ Русская азбука
«Таких эмоций не найдешь в боулинге или кино» «Таких эмоций не найдешь в боулинге или кино»

Почему у баскетбола миллионы фанатов по всему миру? Отвечает Андрей Кириленко

VOICE
Какие механизмы стимулируют импортозамещение Какие механизмы стимулируют импортозамещение

В промышленности растет уровень использования отечественных технологий

РБК
Лимонов и Париж. 1980–1991 Лимонов и Париж. 1980–1991

Лимонов переезжает в Париж. Здесь он быстро становится знаменитостью

Esquire
Моя попытка номер… Моя попытка номер…

Актеры, которые поступили в театральный вуз не с первого раза

Лиза
Трогательная история! Как стоматолога из Сирии воспитал отец с синдромом Дауна Трогательная история! Как стоматолога из Сирии воспитал отец с синдромом Дауна

Люди с синдромом Дауна не могут стать хорошими отцами? Джад Исса с этим поспорит

ТехИнсайдер
Владимир Пахомов: «Любой язык – саморазвивающаяся сущность» Владимир Пахомов: «Любой язык – саморазвивающаяся сущность»

Беседуем с научным сотрудником Института русского языка им. В. В. Виноградова

Зеркало Мира
Грифонаж, страпонтен, глабелла, нёрдл: необычные названия привычных вещей Грифонаж, страпонтен, глабелла, нёрдл: необычные названия привычных вещей

Грифонаж, страпонтен, петрикор: вы точно знаете эти вещи

ТехИнсайдер
Тенденции следующего поколения субмарин Тенденции следующего поколения субмарин

Какие технологии и инновационные подходы внедряют при разработке подводных лодок

Обозрение армии и флота
Весь в отца: существуют ли гены лишнего веса и что с ними делать? Весь в отца: существуют ли гены лишнего веса и что с ними делать?

Спросили у эксперта все, что вы хотели знать о генах лишнего веса

Правила жизни
Не только смартфон Не только смартфон

Полезные гаджеты и лучшие приложения для учебы

Лиза
Праздник урожая. Как выбирать продукты для консервирования: фрукты, ягоды, овощи, грибы Праздник урожая. Как выбирать продукты для консервирования: фрукты, ягоды, овощи, грибы

Консервируем овощи и фрукты – быстро, качественно и без лишних затрат

Лиза
Маленькие трагедии Маленькие трагедии

Что определяет детскую моду? В первую очередь то, кем взрослые видят детей

Grazia
Не подходи ко мне! Не подходи ко мне!

Если муж раздражает: почему так происходит и что с этим делать

Лиза
Легендарная вещь времен СССР: почему у граненого стакана было именно 16 граней Легендарная вещь времен СССР: почему у граненого стакана было именно 16 граней

Как и когда в СССР появился граненый стакан

ТехИнсайдер
Андрей Миронов. «Он нравился. Он влюблял в себя. В нем была магия...» Андрей Миронов. «Он нравился. Он влюблял в себя. В нем была магия...»

«Быть артистом — это абсолютно его предназначение. Сцена у него затмевала все»

Коллекция. Караван историй
Ночное освещение сделало листья городских деревьев слишком прочными для поедания насекомыми Ночное освещение сделало листья городских деревьев слишком прочными для поедания насекомыми

Искусственное освещение делает листья городских деревьев прочнее

N+1
Записки отельера: жизнь взаймы Записки отельера: жизнь взаймы

Короткое, но важное соприкосновение отельера с искусственным интеллектом

Правила жизни
Версия для печати: скоро ли 3D-принтеры соберут человека по частям Версия для печати: скоро ли 3D-принтеры соберут человека по частям

Первые пациенты с 3D-имплантатами уже живут среди нас

Forbes
Рескиллинг как новая норма Рескиллинг как новая норма

Почему набирает обороты тренд на переобучение сотрудников

РБК
6 заблуждений из детства, которые мешают нам жить 6 заблуждений из детства, которые мешают нам жить

Почему так трудно забыть негативные уроки детства

Psychologies
Цепляет с первого дня Цепляет с первого дня

Кавказ: как окружить себя принципиально другой реальностью

2Xplore
Люди перестали пить? Вот что такое «трезвые бары»: интересный факт! Люди перестали пить? Вот что такое «трезвые бары»: интересный факт!

Почему «трезвые бары» становятся всё популярнее? О чем говорит эта тенденция?

ТехИнсайдер
От Билибина до «Кандинского»: заменит ли нейросеть художников-иллюстраторов От Билибина до «Кандинского»: заменит ли нейросеть художников-иллюстраторов

Что такое вирусная обложка и стоит ли отдавать работу художника нейросети?

СНОБ
Если бы в школе был урок биографии Если бы в школе был урок биографии

Почему в школе не изучают биографию?

Дилетант
Доктор наук объяснила, почему истории про маньяков так затягивают нас Доктор наук объяснила, почему истории про маньяков так затягивают нас

Почему нас так затягивают фильмы и сериалы, рассказывающие о преступлениях

Psychologies
Переводим с манипулятивного Переводим с манипулятивного

Какие скрытые смыслы засекречены во фразах манипуляторов и как не попасться?

Psychologies
Синдром Адели: что это простыми словами Синдром Адели: что это простыми словами

Иногда симпатия может перерастать в одержимость: что такое синдром Адели

Psychologies
Успешный дебют. Как советская программа стала первым чемпионом мира по шахматам Успешный дебют. Как советская программа стала первым чемпионом мира по шахматам

Как технологии совершили революцию в шахматах

СНОБ
Открыть в приложении