Татьяна Липская: «Устойчивое будущее не так далеко, как кажется»
Почему современное бизнес-сообщество должно нести ответственность за будущее планеты и живущих на ней людей, рассказала старший вице-президент по ESG «Сбера» Татьяна Липская
РБК: Насколько актуальна для России повестка устойчивого развития с учетом геополитических обстоятельств?
Т. Л.: С каждым годом она становится все более значимой для всего мира, и Россия не исключение. Экосистема планеты реагирует на техногенное воздействие со стороны человека изменением климата, не оглядываясь на взаимоотношения между государствами, рыночную конъюнктуру. 2023 год, по данным Всемирной метеорологической организации, стал самым теплым годом за всю историю наблюдений. А 2024-й имеет все шансы побить предыдущий рекорд. Из-за глобального потепления число стихийных бедствий за последнее тридцатилетие выросло более чем в 2,5 раза.
Природные катаклизмы наносят урон окружающей среде и биоразнообразию, разрушают инфраструктуру, приводят к дефициту продовольствия и увеличению числа голодающих, вредят жизни и здоровью людей. С учетом мультипликативного влияния соответствующий ежегодный ущерб до 2050 года, по экспертным оценкам, может составлять десятки триллионов долларов.
Важно отметить, что в России скорость потепления выше, чем в среднем в мире. Общий ущерб от последствий изменения климата на горизонте до 2030 года, по прогнозам наших аналитиков, может составить порядка 12 трлн руб. Ряд регионов может потерять 5–8% валового регионального продукта. Вспомните паводки в апреле 2024 года, майские заморозки на юге. Катаклизмы коснулись конкретных людей в разных уголках нашей страны.
РБК: Какие изменения в ESG-повестке произошли в последние годы?
Т. Л.: Один из важнейших, на мой взгляд, трендов — усиление вектора ориентированности на человека. Все, о чем мы сейчас говорим, — изменение климата, зеленые технологии, экологическая культура — так или иначе касается людей: в каких условиях они живут и работают, каким воздухом дышат, насколько обеспечены их комфорт, безопасность. Поэтому, в частности, в «Сбере» система ценностей и приоритетов, бизнес-стратегия выстраиваются вокруг человека. Согласно нашим исследованиям, в России со стороны как розничных, так и корпоративных клиентов растет запрос на более ответственное поведение бизнеса и государства.