Кто поддерживает деньгами главный российский кинодолгострой

РБКБизнес

Таинственный «Дау»

Кто поддерживает деньгами главный российский кинодолгострой

Текст Андрей Захаров

На 2019 год запланирована премьера прокатной версии главного российского кинодолгостроя — картины Ильи Хржановского «Дау», съемки которой начались в 2008 году. Журнал РБК выяснил, кто может быть главным спонсором этого грандиозного и таинственного проекта

В конце апреля 2018 года в киевском кинотеатре «Жовтень» экспертная комиссия Государственного агентства Украины по вопросам кино (Держкино) принимала фильм «Дау» российского режиссера Ильи Хржановского. Почти невероятное по нынешним временам событие: Держкино выступает одним из главных исполнителей политики по бойкоту кинопродукции из России. Но «Дау» частично снято на деньги украинского бюджета, и отношение к ней иное. «Про цю стрічку нічого не можна написати, її треба просто побачити. Обов‘язково!» («Про эту картину ничего нельзя написать, ее нужно просто посмотреть. Обязательно!»), — заметил на своей страничке в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) глава Держкино Филипп Ильенко, сидевший в первом ряду вместе с Хржановским.

«Дау» — уникальный проект не только потому, что его показывают комиссии Держкино в центре Киева в 2018 году. Картину о советском физике Льве Ландау режиссер Хржановский задумал в середине нулевых, начал снимать в 2008-м, построив для этого в Харькове настоящий минигород с атмосферой СССР 1930-х, а в последние годы монтирует отснятый материал в здании на улице Пикадилли в Лондоне. Все подробности работы засекречены, и даже после увольнения работники соблюдают соглашение о неразглашении. «Связано ли это с тем, что вокруг картины сознательно культивируется атмосфера таинственности?» — спросил корреспондент журнала РБК руководителя постпродакшена «Дау» Максима Демиденко. «Даже этот вопрос я не могу комментировать», — ответил он.

Десятилетие «Дау»

Подготовка к съемкам фильма «Дау» началась в середине 2000-х, а на Каннском кинофестивале 2006 года он вошел в число 15 перспективных проектов, за которыми нужно следить, — так называемую программу The Cinefondation Atelier. На тот момент у Ильи Хржановского в портфолио был одна, но нашумевшая работа: снятая в 2004-м дебютная картина «4» по сценарию писателя Владимира Сорокина.

Признание «4» среди арт-хаусной публики позволило замахнуться на масштабный проект — биографию советского физика Льва Ландау, которого друзья и коллеги называли «Дау». Фильм быстро перерос жанр байопика. Основные съемки стартовали в 2008 году в Харькове, главная роль досталась греческому дирижеру Теодору Курентзису. На базе заброшенного открытого бассейна «Динамо» были построены декорации Харьковского физико-технического института, в котором Ландау работал в 1930-е, общая площадь построек составила 6 тыс. кв. м. Внутри был воспроизведен советский быт сталинского времени, все актеры и многочисленные статисты должны были постоянно носить одежду тех лет и расплачиваться в столовой старыми деньгами. «Институт», как назвали мини-город, стал местом паломничества московской богемы, а в 2010 году сюда заглянул даже предприниматель Роман Абрамович и, не нарушив правил, дисциплинированно переоделся в одежду советского времени, рассказывал украинский портал «Сегодня».

В съемках в качестве статистов были заняты сотни местных жителей, которые потом жаловались в соцсетях на тяжелые условия работы и хронические невыплаты, писал в большой обзорной статье портал Film.ru. Несмотря на это, в конце 2011 года съемки официально завершились разрушением декораций и open-air с участием нескольких сотен человек. Для монтажа 700 часов отснятого материала команда Ильи Хржановского переместилась в Лондон, начался период постпродакшена, который не завершился до сих пор. Сроки выхода фильма многократно переносились. В контракте с Министерством культуры РФ от 2006 года о предоставлении субсидии было прописано, что фильм должен быть готов к весне 2010 года. В середине 2009 года первый продюсер картины Артем Васильев говорил журналу «Сеанс»: «Съемки, как мы надеемся, завершатся в 2011 году». Но в конце 2011 года создатели картины договорилась о выделении финансирования от Держкино Украины, пообещав подготовить фильм к концу 2013 года. Затем этот срок был перенесен на конец 2016-го, но экспертной комиссии украинского агентства вариант длиною 5,5 часа показали только весной 2018-го.

Хржановский, последнее время не дающий интервью, рассказал членам комиссии, что пятичасовой вариант — это «материнская» версия фильма, написал в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) присутствовавший на встрече украинский продюсер Юрий Минзянов. Кроме него в рамках проекта «Дау» есть более десятка полнометражных картин, каждая из которых связана с главными героями картины: предполагается, что их покажут осенью в европейских столицах в виде «концептуальных перформансов», рассказал Минзянов. В середине июля, спустя два месяца после встречи с госкомиссией Держкино, создатели фильма запустили сайт dau.xxx с единственным видео, из которого следует, что осенью в Париже, Берлине и Лондоне состоятся некие показы материалов «Дау».

Что касается прокатной версии, то она должна быть трехчасовой, и ее премьера должна состояться в 2019 году на одном из весенних кинофестивалей, передал Минзянов слова Хржановского. Эта же дата — 2019 год — указана в отчетности британского траста Phenomen, который занимается завершением проекта. Хржановский не ответил на просьбу журнала РБК об интервью.

Выступая перед комиссией Держкино Украины, режиссер «Дау» рассказал, что вместо госфинансирования ему удалось привлечь «частные инвестиции», сообщил журналу РБК Минзянов. Фамилии таинственных благотворителей он не назвал. Как выяснил РБК, речь может идти о сооснователе телеком-оператора «Скартел» и Yota Devices, спонсоре президентской кампании Ксении Собчак и меценате Сергее Адоньеве.

Миллионы «Дау»

19 февраля аноним зашел с лондонского IP на англоязычную страницу «Википедии», посвященную Сергею Адоньеву, и внес несколько существенных правок. В том числе добавил информацию о том, что тот финансирует фильм «Дау». Примерно через полчаса за активное редактирование страницы принялся пользователь под ником S7872. Его также интересуют только страницы про Адоньева: с февраля он внес несколько десятков изменений, добавив, например, названия европейских фондов, выделивших деньги на «Дау».

«Участник S7872 удаляет содержательные правки, чтобы оставить статью в своем оригинальном формате, напоминающем, к сожалению, работу в худшем случае PR-консультанта, в лучшем — ангажированного доброжелателя», — жаловался на него администраторам один из добровольных авторов «Википедии». Но благодаря усилиям загадочного S7872 открытая энциклопедия — единственный источник, где прямо утверждается, что именно Адоньев оказал поддержку проекту Хржановского (ранее в качестве осторожного предположения об этом писал портал Film.ru).

Изначально производством «Дау» занималась российская компания «Феномен Филмз», соучредителями которой выступали Илья Хржановский и первый продюсер фильма Артем Васильев. Именно с ней Минкультуры заключило договор на поддержку проекта стоимостью 24 млн руб. (около $900 тыс. по тогдашнему курсу). Для работы на территории Украины Хржановский и Васильев создали товарищество «Феномен-Украина», через которое шло финансирование со стороны Держкино в размере 6,2 млн гривен (около $750 тыс.). Поддержку проекту на старте оказали и европейские институции — по €350 тыс. выделили два немецких региональных фонда, рассказали журналу РБК в пресс-службе одного из них (Саксонии и Тюрингии).

Этих денег вряд ли хватило бы на съемки картины, бюджет которой на старте оценивался в $3,5 млн, а в разгар съемок в Харькове вырос до $10 млн, писали украинские СМИ, общавшиеся на месте с создателями. Тем более что в 2015 году Минкультуры через суд вернуло выделенную субсидию плюс пени за просрочку — около 30 млн руб. (Держкино ограничилось взысканием пени в $13 тыс). Первый продюсер «Дау» Артем Васильев в интервью «Сеансу» говорил, что осенью 2007-го у картины появился «главный инвестор, который [...] дает финансовую возможность Илье работать так, как он работает». Васильев, давно покинувший проект, отказался обсуждать «Дау» с журналом РБК. Продюсер, бывавшая в лондонском офисе Хржановского, утверждает, что речь именно о Сергее Адоньеве. «Это его личный проект», — подтвердила знакомая самого предпринимателя. Адоньев не ответил на вопросы журнала, переданные через его представителя.

В 2012–2013 годах у Ильи Хржановского поменялся партнер в российской и украинской компаниях «Феномен»: вместо Артема Васильева их совладельцем теперь выступает старший партнер петербургской юридической фирмы «S&K Вертикаль» Любовь Дуйко. Она же вместе с Хржановским была создателем британской Phenomen UK — компании, которая с 2012 года занималась постпродакшеном «Дау». «S&K Вертикаль» оказывает юридическое сопровождение ряда благотворительных проектов, связанных с Адоньевым, — например, фонда поддержки московского «Электротеатра Станиславский» и петербургского фонда помощи больным муковисцидозом «Острова». Дуйко прочитала вопросы журнала РБК в мессенджерах, но не ответила на них.

Судя по всему, Дуйко может представлять интересы Сергея Адоньева и в проекте «Дау»: ее 66-процентный пакет в «Феномен Филмз» находится в залоге у кипрской Iliontrap Investments по двум займам от 2012‑го и 2013 годов, следует из данных СПАРК. Собственник Iliontrap скрыт, но тот же офшор имеет отношение к компании «Технологии тепличного роста» — совместному проекту Адоньева и петербургского предпринимателя Сергея Рукина. Адоньев официально вышел из проекта в 2017 году, но по условиям сделки 36-процентная доля осталась в залоге у Iliontrap, рассказал журналу РБК Рукин, не отрицавший, что за офшором стоит Адоньев. Изучив отчеты британского траста Phenomen, инвестора «Дау» можно назвать весьма щедрым меценатом.

«Дау» на Пикадилли

Пятиэтажное здание на улице Пикадилли в центре Лондона. В пешей доступности отсюда — Трафальгарская площадь и Гайд-парк. На верхних этажах расположены апартаменты, на нижних — офисы общей площадью около 7 тыс. кв. м. Именно здесь Илья Хржановский уже несколько лет занимается превращением отснятого материала в цельное произведение. Собственники здания — братья Дэвид и Саймон Рубены, Trans World Group которых в 1990-е годы занималась в России бизнесом, связанными с металлами. Сейчас братья владеют большим количеством недвижимости в Лондоне, и их представитель заверил журнал РБК, что они никак не связаны с «Дау», а арендная ставка — рыночная. В 2015 году команда «Дау» заплатила за использование этих помещений свыше £200 тыс., следует из отчета траста Phenomen.

Траст был создан 2015 году и сейчас объединяет группу компаний, в которую также входят британские Phenomen UK Ltd (постпродакшен) и Phenomen IP (интеллектуальные права). Его попечителями выступили продюсеры картины Светлана Драгаева‑Туровска и Сусанна Мариан, а также американский IT-специалист российского происхождения Симон Шварц, который был связан со структурой Адоньева и его партнеров Rawllin International с Британских Виргинских островов (данные американского реестра патентов).

Четвертый попечитель — знаменитый британский адвокат Энтони Джулиус, который был юристом принцессы Дианы в бракоразводном процессе с принцем Чарльзом. Загадочный пользователь S7872, правивший статью про Адоньева в «Википедии», указал эксклюзивную информацию о том, что Джулиус вместе с адвокатом Аланом Дершовитцем представляет интересы российского предпринимателя в США, пытаясь снять с него старый приговор по обвинению во взятке казахским чиновникам, по которому Адоньев, как рассказывал Forbes, был приговорен к реальному сроку. Дершовитц, в свое время защищавший боксера Майка Тайсона, не удивился вопросу о защите интересов Адоньева, но за комментарием отправил к Джулиусу. Тот не ответил на вопросы, отправленные по почте.

Документация Phenomen Trust, опубликованная в британском бизнес‑ реестре, позволяет глубже изучить экономику «Дау». Последний публичный отчет появился в конце 2017-го и относится к 2016-му финансовому году. По нему, в 2015 году пожертвования трасту составили около £560 тыс., в 2016-м — £4,9 млн., то есть в общей сложности около 500 млн руб. по средневзвешенному курсу. Основной жертвователь и спонсор «Дау» — компания Imbell Global Ltd с Британских Виргинских островов. Часть денег, полученных от загадочного Imbell, используется на сторонние проекты: например, £1,5 млн будут потрачены на «шоу» в строящемся культурном пространстве The Shed на западе Манхэттена, показ запланирован на 2019 год. В The Shed не ответили на вопросы журнала РБК.

В 2016-м из благотворительных взносов на постпродакшен ушло £570 тыс., £350 тыс. — на транспорт, а на оплату труда людей, занятых на производстве «Дау», потратили почти £800 тыс., указано в отчете. Всего в компаниях группы Phenomen в среднем трудились 17 человек, на дополнительные вознаграждения ключевого менеджмента было потрачено £430 тыс. Например, совокупные бонусы руководителей Phenomen UK Ltd — режиссера «Дау» Ильи Хржановского и исполнительного продюсера Мартины д'Анлежан-Шатильон (Martine d'Anglejan-Chatillon) — составили £325 тыс.

Оценить со стороны финальный бюджет фильма-долгостроя невозможно, считает продюсер картины «Трудно быть богом» Рушан Насибулин. Производство этой картины Алексея Германа-старшего длилось в общей сложности около 14 лет — с 1999-го по 2013-й, среди причин задержек — проблемы с финансированием, скрупулезность самого Германа, а на завершающем этапе еще и проблемы режиссера со здоровьем. Стоимость «Трудно быть богом» составила около $10 млн, основные деньги, как и в случае с «Дау», дали частные компании, рассказал Насибулин. «Давали под Германа — иначе никто бы ничего не дал», — добавил он. Картина Хржановского будет дороже фильма Германа, но короче в производстве — если в 2019-м «Дау» действительно выйдет на экраны.

Фото: Dau.xxx

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Физи­ка тела Физи­ка тела

Хореограф Владимир Варнава смело пишет новые главы в истории русского балета.

Vogue
Не дай себе замерзнуть! Не дай себе замерзнуть!

7 рабочих лайфхаков, которые помогут согреться в холода

Лиза
Комсомольский комсомолец Комсомольский комсомолец

Уголок желтой прессы

Maxim
«85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer «85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer

Рекрутеры и HR-специалисты — о приёме на работу за один день

VC.RU
Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить

Самые популярные облачные хранилища: у каких условия самые лучшие?

CHIP
В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ

Группа ученых из десяти стран открыла липохрящ — новую скелетную ткань

N+1
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
Самый мощный Jeep 2025 года Самый мощный Jeep 2025 года

В линейке внедорожников от Jeep появились настоящие монстры

4x4 Club
Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему

Напоминаем кинофильмы Дэвида Линча, а еще то, что их нельзя смотреть по ТВ

Maxim
Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес

Почему бизнес в России еще только в начале своего пути в онлайне

Inc.
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности

Как думаешь, что общего у образа идеальной суперженщины с реальностью?

VOICE
Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены

Autonews познакомился с новым Hyundai Santa Fe в России. Названы плюсы и минусы

РБК
Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова

Какую революцию Шаламов совершил в литературе и чем он отличается от Фуко

СНОБ
Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени

Режиссер Валерий Фокин — о библейских текстах и вкусах современного зрителя

Ведомости
Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок

Топ удовольствий, о которых стыдно говорить

Psychologies
Чемпионы не в цене: почему инвестиционный фонд спонсирует малоизвестных теннисистов Чемпионы не в цене: почему инвестиционный фонд спонсирует малоизвестных теннисистов

Из присутствия на телетрансляциях можно выжать максимум по минимальной цене

Forbes
Эволюция агрохолдингов Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

Агроинвестор
«Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций «Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций

Хотите инструкцию, какие принять меры против манипуляций?

Psychologies
Помнить все: действительно ли есть люди, которые никогда ничего не забывают? Помнить все: действительно ли есть люди, которые никогда ничего не забывают?

Способен ли человеческий мозг хранить мельчайшие подробности всей своей жизни

ТехИнсайдер
Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия

Отрывок из повести-сказки, которая поможет пережить страшные времена

СНОБ
Совы не то, чем кажутся: почему современное кино нельзя представить без Дэвида Линча Совы не то, чем кажутся: почему современное кино нельзя представить без Дэвида Линча

Как Линч стал одним из величайших режиссеров XX и XXI века

Forbes
Сколько в среднем живут собаки и зависит ли это от породы Сколько в среднем живут собаки и зависит ли это от породы

Какова же средняя продолжительность жизни собак разных пород?

ТехИнсайдер
Разноцветные «снежки» Разноцветные «снежки»

Пухлые белоснежные ягоды этого кустарника, напоминающие снежки, знакомы многим

Наука и жизнь
Ксерокс, термос и аспирин: 10 названий брендов, которые стали именами нарицательными Ксерокс, термос и аспирин: 10 названий брендов, которые стали именами нарицательными

Эскалатор, пинг-понг, фрисби — слова, которые раньше были названиями брендов

ТехИнсайдер
Ночевка на стойбище, селфи с мамонтами и езда на собачьих упряжках: почему стоит выбрать Югру для зимних путешествий Ночевка на стойбище, селфи с мамонтами и езда на собачьих упряжках: почему стоит выбрать Югру для зимних путешествий

Чем заняться в Югре и почему вам нужно исследовать этот северный регион России?

Psychologies
Тактильное искусство Тактильное искусство

Где искать интересную мебель и каким материалам отдать предпочтение в интерьере?

СНОБ
Бодрое утро Бодрое утро

8 завтраков, которые быстро разбудят организм

Лиза
Больше никакого мутного налета и жира: как отмыть стеклянные крышки кастрюль и сковород Больше никакого мутного налета и жира: как отмыть стеклянные крышки кастрюль и сковород

Как вернуть былую чистоту и блеск стеклянным крышкам?

ТехИнсайдер
Легкое дыхание Легкое дыхание

Почему обычная простуда может перейти в бронхит или даже пневмонию

Лиза
Открыть в приложении