Кто поддерживает деньгами главный российский кинодолгострой

РБКБизнес

Таинственный «Дау»

Кто поддерживает деньгами главный российский кинодолгострой

Текст Андрей Захаров

На 2019 год запланирована премьера прокатной версии главного российского кинодолгостроя — картины Ильи Хржановского «Дау», съемки которой начались в 2008 году. Журнал РБК выяснил, кто может быть главным спонсором этого грандиозного и таинственного проекта

В конце апреля 2018 года в киевском кинотеатре «Жовтень» экспертная комиссия Государственного агентства Украины по вопросам кино (Держкино) принимала фильм «Дау» российского режиссера Ильи Хржановского. Почти невероятное по нынешним временам событие: Держкино выступает одним из главных исполнителей политики по бойкоту кинопродукции из России. Но «Дау» частично снято на деньги украинского бюджета, и отношение к ней иное. «Про цю стрічку нічого не можна написати, її треба просто побачити. Обов‘язково!» («Про эту картину ничего нельзя написать, ее нужно просто посмотреть. Обязательно!»), — заметил на своей страничке в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) глава Держкино Филипп Ильенко, сидевший в первом ряду вместе с Хржановским.

«Дау» — уникальный проект не только потому, что его показывают комиссии Держкино в центре Киева в 2018 году. Картину о советском физике Льве Ландау режиссер Хржановский задумал в середине нулевых, начал снимать в 2008-м, построив для этого в Харькове настоящий минигород с атмосферой СССР 1930-х, а в последние годы монтирует отснятый материал в здании на улице Пикадилли в Лондоне. Все подробности работы засекречены, и даже после увольнения работники соблюдают соглашение о неразглашении. «Связано ли это с тем, что вокруг картины сознательно культивируется атмосфера таинственности?» — спросил корреспондент журнала РБК руководителя постпродакшена «Дау» Максима Демиденко. «Даже этот вопрос я не могу комментировать», — ответил он.

Десятилетие «Дау»

Подготовка к съемкам фильма «Дау» началась в середине 2000-х, а на Каннском кинофестивале 2006 года он вошел в число 15 перспективных проектов, за которыми нужно следить, — так называемую программу The Cinefondation Atelier. На тот момент у Ильи Хржановского в портфолио был одна, но нашумевшая работа: снятая в 2004-м дебютная картина «4» по сценарию писателя Владимира Сорокина.

Признание «4» среди арт-хаусной публики позволило замахнуться на масштабный проект — биографию советского физика Льва Ландау, которого друзья и коллеги называли «Дау». Фильм быстро перерос жанр байопика. Основные съемки стартовали в 2008 году в Харькове, главная роль досталась греческому дирижеру Теодору Курентзису. На базе заброшенного открытого бассейна «Динамо» были построены декорации Харьковского физико-технического института, в котором Ландау работал в 1930-е, общая площадь построек составила 6 тыс. кв. м. Внутри был воспроизведен советский быт сталинского времени, все актеры и многочисленные статисты должны были постоянно носить одежду тех лет и расплачиваться в столовой старыми деньгами. «Институт», как назвали мини-город, стал местом паломничества московской богемы, а в 2010 году сюда заглянул даже предприниматель Роман Абрамович и, не нарушив правил, дисциплинированно переоделся в одежду советского времени, рассказывал украинский портал «Сегодня».

В съемках в качестве статистов были заняты сотни местных жителей, которые потом жаловались в соцсетях на тяжелые условия работы и хронические невыплаты, писал в большой обзорной статье портал Film.ru. Несмотря на это, в конце 2011 года съемки официально завершились разрушением декораций и open-air с участием нескольких сотен человек. Для монтажа 700 часов отснятого материала команда Ильи Хржановского переместилась в Лондон, начался период постпродакшена, который не завершился до сих пор. Сроки выхода фильма многократно переносились. В контракте с Министерством культуры РФ от 2006 года о предоставлении субсидии было прописано, что фильм должен быть готов к весне 2010 года. В середине 2009 года первый продюсер картины Артем Васильев говорил журналу «Сеанс»: «Съемки, как мы надеемся, завершатся в 2011 году». Но в конце 2011 года создатели картины договорилась о выделении финансирования от Держкино Украины, пообещав подготовить фильм к концу 2013 года. Затем этот срок был перенесен на конец 2016-го, но экспертной комиссии украинского агентства вариант длиною 5,5 часа показали только весной 2018-го.

Хржановский, последнее время не дающий интервью, рассказал членам комиссии, что пятичасовой вариант — это «материнская» версия фильма, написал в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) присутствовавший на встрече украинский продюсер Юрий Минзянов. Кроме него в рамках проекта «Дау» есть более десятка полнометражных картин, каждая из которых связана с главными героями картины: предполагается, что их покажут осенью в европейских столицах в виде «концептуальных перформансов», рассказал Минзянов. В середине июля, спустя два месяца после встречи с госкомиссией Держкино, создатели фильма запустили сайт dau.xxx с единственным видео, из которого следует, что осенью в Париже, Берлине и Лондоне состоятся некие показы материалов «Дау».

Что касается прокатной версии, то она должна быть трехчасовой, и ее премьера должна состояться в 2019 году на одном из весенних кинофестивалей, передал Минзянов слова Хржановского. Эта же дата — 2019 год — указана в отчетности британского траста Phenomen, который занимается завершением проекта. Хржановский не ответил на просьбу журнала РБК об интервью.

Выступая перед комиссией Держкино Украины, режиссер «Дау» рассказал, что вместо госфинансирования ему удалось привлечь «частные инвестиции», сообщил журналу РБК Минзянов. Фамилии таинственных благотворителей он не назвал. Как выяснил РБК, речь может идти о сооснователе телеком-оператора «Скартел» и Yota Devices, спонсоре президентской кампании Ксении Собчак и меценате Сергее Адоньеве.

Миллионы «Дау»

19 февраля аноним зашел с лондонского IP на англоязычную страницу «Википедии», посвященную Сергею Адоньеву, и внес несколько существенных правок. В том числе добавил информацию о том, что тот финансирует фильм «Дау». Примерно через полчаса за активное редактирование страницы принялся пользователь под ником S7872. Его также интересуют только страницы про Адоньева: с февраля он внес несколько десятков изменений, добавив, например, названия европейских фондов, выделивших деньги на «Дау».

«Участник S7872 удаляет содержательные правки, чтобы оставить статью в своем оригинальном формате, напоминающем, к сожалению, работу в худшем случае PR-консультанта, в лучшем — ангажированного доброжелателя», — жаловался на него администраторам один из добровольных авторов «Википедии». Но благодаря усилиям загадочного S7872 открытая энциклопедия — единственный источник, где прямо утверждается, что именно Адоньев оказал поддержку проекту Хржановского (ранее в качестве осторожного предположения об этом писал портал Film.ru).

Изначально производством «Дау» занималась российская компания «Феномен Филмз», соучредителями которой выступали Илья Хржановский и первый продюсер фильма Артем Васильев. Именно с ней Минкультуры заключило договор на поддержку проекта стоимостью 24 млн руб. (около $900 тыс. по тогдашнему курсу). Для работы на территории Украины Хржановский и Васильев создали товарищество «Феномен-Украина», через которое шло финансирование со стороны Держкино в размере 6,2 млн гривен (около $750 тыс.). Поддержку проекту на старте оказали и европейские институции — по €350 тыс. выделили два немецких региональных фонда, рассказали журналу РБК в пресс-службе одного из них (Саксонии и Тюрингии).

Этих денег вряд ли хватило бы на съемки картины, бюджет которой на старте оценивался в $3,5 млн, а в разгар съемок в Харькове вырос до $10 млн, писали украинские СМИ, общавшиеся на месте с создателями. Тем более что в 2015 году Минкультуры через суд вернуло выделенную субсидию плюс пени за просрочку — около 30 млн руб. (Держкино ограничилось взысканием пени в $13 тыс). Первый продюсер «Дау» Артем Васильев в интервью «Сеансу» говорил, что осенью 2007-го у картины появился «главный инвестор, который [...] дает финансовую возможность Илье работать так, как он работает». Васильев, давно покинувший проект, отказался обсуждать «Дау» с журналом РБК. Продюсер, бывавшая в лондонском офисе Хржановского, утверждает, что речь именно о Сергее Адоньеве. «Это его личный проект», — подтвердила знакомая самого предпринимателя. Адоньев не ответил на вопросы журнала, переданные через его представителя.

В 2012–2013 годах у Ильи Хржановского поменялся партнер в российской и украинской компаниях «Феномен»: вместо Артема Васильева их совладельцем теперь выступает старший партнер петербургской юридической фирмы «S&K Вертикаль» Любовь Дуйко. Она же вместе с Хржановским была создателем британской Phenomen UK — компании, которая с 2012 года занималась постпродакшеном «Дау». «S&K Вертикаль» оказывает юридическое сопровождение ряда благотворительных проектов, связанных с Адоньевым, — например, фонда поддержки московского «Электротеатра Станиславский» и петербургского фонда помощи больным муковисцидозом «Острова». Дуйко прочитала вопросы журнала РБК в мессенджерах, но не ответила на них.

Судя по всему, Дуйко может представлять интересы Сергея Адоньева и в проекте «Дау»: ее 66-процентный пакет в «Феномен Филмз» находится в залоге у кипрской Iliontrap Investments по двум займам от 2012‑го и 2013 годов, следует из данных СПАРК. Собственник Iliontrap скрыт, но тот же офшор имеет отношение к компании «Технологии тепличного роста» — совместному проекту Адоньева и петербургского предпринимателя Сергея Рукина. Адоньев официально вышел из проекта в 2017 году, но по условиям сделки 36-процентная доля осталась в залоге у Iliontrap, рассказал журналу РБК Рукин, не отрицавший, что за офшором стоит Адоньев. Изучив отчеты британского траста Phenomen, инвестора «Дау» можно назвать весьма щедрым меценатом.

«Дау» на Пикадилли

Пятиэтажное здание на улице Пикадилли в центре Лондона. В пешей доступности отсюда — Трафальгарская площадь и Гайд-парк. На верхних этажах расположены апартаменты, на нижних — офисы общей площадью около 7 тыс. кв. м. Именно здесь Илья Хржановский уже несколько лет занимается превращением отснятого материала в цельное произведение. Собственники здания — братья Дэвид и Саймон Рубены, Trans World Group которых в 1990-е годы занималась в России бизнесом, связанными с металлами. Сейчас братья владеют большим количеством недвижимости в Лондоне, и их представитель заверил журнал РБК, что они никак не связаны с «Дау», а арендная ставка — рыночная. В 2015 году команда «Дау» заплатила за использование этих помещений свыше £200 тыс., следует из отчета траста Phenomen.

Траст был создан 2015 году и сейчас объединяет группу компаний, в которую также входят британские Phenomen UK Ltd (постпродакшен) и Phenomen IP (интеллектуальные права). Его попечителями выступили продюсеры картины Светлана Драгаева‑Туровска и Сусанна Мариан, а также американский IT-специалист российского происхождения Симон Шварц, который был связан со структурой Адоньева и его партнеров Rawllin International с Британских Виргинских островов (данные американского реестра патентов).

Четвертый попечитель — знаменитый британский адвокат Энтони Джулиус, который был юристом принцессы Дианы в бракоразводном процессе с принцем Чарльзом. Загадочный пользователь S7872, правивший статью про Адоньева в «Википедии», указал эксклюзивную информацию о том, что Джулиус вместе с адвокатом Аланом Дершовитцем представляет интересы российского предпринимателя в США, пытаясь снять с него старый приговор по обвинению во взятке казахским чиновникам, по которому Адоньев, как рассказывал Forbes, был приговорен к реальному сроку. Дершовитц, в свое время защищавший боксера Майка Тайсона, не удивился вопросу о защите интересов Адоньева, но за комментарием отправил к Джулиусу. Тот не ответил на вопросы, отправленные по почте.

Документация Phenomen Trust, опубликованная в британском бизнес‑ реестре, позволяет глубже изучить экономику «Дау». Последний публичный отчет появился в конце 2017-го и относится к 2016-му финансовому году. По нему, в 2015 году пожертвования трасту составили около £560 тыс., в 2016-м — £4,9 млн., то есть в общей сложности около 500 млн руб. по средневзвешенному курсу. Основной жертвователь и спонсор «Дау» — компания Imbell Global Ltd с Британских Виргинских островов. Часть денег, полученных от загадочного Imbell, используется на сторонние проекты: например, £1,5 млн будут потрачены на «шоу» в строящемся культурном пространстве The Shed на западе Манхэттена, показ запланирован на 2019 год. В The Shed не ответили на вопросы журнала РБК.

В 2016-м из благотворительных взносов на постпродакшен ушло £570 тыс., £350 тыс. — на транспорт, а на оплату труда людей, занятых на производстве «Дау», потратили почти £800 тыс., указано в отчете. Всего в компаниях группы Phenomen в среднем трудились 17 человек, на дополнительные вознаграждения ключевого менеджмента было потрачено £430 тыс. Например, совокупные бонусы руководителей Phenomen UK Ltd — режиссера «Дау» Ильи Хржановского и исполнительного продюсера Мартины д'Анлежан-Шатильон (Martine d'Anglejan-Chatillon) — составили £325 тыс.

Оценить со стороны финальный бюджет фильма-долгостроя невозможно, считает продюсер картины «Трудно быть богом» Рушан Насибулин. Производство этой картины Алексея Германа-старшего длилось в общей сложности около 14 лет — с 1999-го по 2013-й, среди причин задержек — проблемы с финансированием, скрупулезность самого Германа, а на завершающем этапе еще и проблемы режиссера со здоровьем. Стоимость «Трудно быть богом» составила около $10 млн, основные деньги, как и в случае с «Дау», дали частные компании, рассказал Насибулин. «Давали под Германа — иначе никто бы ничего не дал», — добавил он. Картина Хржановского будет дороже фильма Германа, но короче в производстве — если в 2019-м «Дау» действительно выйдет на экраны.

Фото: Dau.xxx

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чужой. Завет Чужой. Завет

Алан Дин Фостер пытается объяснить все логические нестыковки фильма

Playboy
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Иван Ургант и Александр Гудков Иван Ургант и Александр Гудков

Продюсеры года. Иван Ургант и Александр Гудков наконец серьезно поговорили

GQ
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
Осторожно, горячо! Осторожно, горячо!

Какие продукты снимают напряжение и повышают чувствительность

Лиза
Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон

Как в России реагируют на инклюзию в велнес-индустрии?

Forbes
Время тает Время тает

Ледники, которые стоит лично увидеть, пока они еще не покинули этот мир

Men Today
Человек в темной комнате Человек в темной комнате

Как Леонардо Ди Каприо оказался последней голливудской звездой

Weekend
Раскрутить бизнес на полбяном хлебе Раскрутить бизнес на полбяном хлебе

Как на рынке хлебопечения появился белково-полбяной хлеб

Монокль
Тайная история насекомых: три научных открытия из жизни букашек Тайная история насекомых: три научных открытия из жизни букашек

Светлячки среди динозавров, история цивилизации муравьев и очень умные бабочки

СНОБ
7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся 7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся

Иногда даже лысеющий мужичок с пончиками может вдохновить на перемены

Maxim
«Одинокая планета»: драма с Лорой Дерн об отношениях, где женщина намного старше «Одинокая планета»: драма с Лорой Дерн об отношениях, где женщина намного старше

«Одинокая планета»: пляжное чтиво, которое не жалко забыть тумбочке в отеле

Forbes
Стремящаяся вверх Стремящаяся вверх

Евгения Леонтьева — альпинистка и спортивный фотограф

Отдых в России
От нефтеразведки до торговли: как российские компании применяют нейросети От нефтеразведки до торговли: как российские компании применяют нейросети

В каких сферах применяют ИИ и каких результатов удалось добиться?

Inc.
Не вибрируй! Не вибрируй!

4 признака того, что стиральная машина скоро сломается

Лиза
Эффект Матильды: как и почему женщины в науке остаются незамеченными Эффект Матильды: как и почему женщины в науке остаются незамеченными

Почему достижения женщин в науке оставались и остаются незамеченными?

ТехИнсайдер
Золотой ключик Золотой ключик

Что можно и нужно хранить в банковской ячейке

Лиза
Сон в кровавую ночь Сон в кровавую ночь

Краткая история «Кошмара на улице Вязов» в 20 пунктах

Weekend
Открыть в приложении