Результат почти не виден
Инвесторам в ИИ предложили вспомнить надежды и разочарования от вложений в нанотехнологии
Мир так до сих пор и не увидел ни массового появления нанороботов, спасающих людей от рака, ни технику, которая чинит сама себя. Целая сфера в представлениях многих наблюдателей оказалась черной дырой для инвестиций. С искусственным интеллектом сейчас произойдет то же самое, считают аналитики. Но все ли так плохо в действительности?
Большие надежды на микротехнологии
В 2000-е годы цены на акции компаний, занятых в сфере нанотехнологий, били рекорды. Слово «нано» в названии стартапа притягивало инвесторов: производство продуктов из отдельных молекул и атомов казалось очень заманчивым и перспективным. В силу нанотехнологий заставляли верить несколько трендов. Прежде всего, развитие электроники шло по пути все большей миниатюризации — размеры вычислительных ячеек все время уменьшались, и казался неизбежным переход на атомарный уровень производства.
В медицине манипуляции с помощью нанороботов открывали большие перспективы, чем обычные лекарства: биологи обещали, что совсем скоро по кровеносной системе пациентов будут путешествовать микроскопические устройства, очищающие сосуды от холестериновых бляшек и вырабатывающие необходимые больному вещества — например, инсулин. Создание 3D-принтеров на атомарном уровне должно было радикально удешевить производство и полностью изменить многие отрасли. Оптимистично настроенные эксперты обещали появление материалов, которые будут сами восстанавливаться после повреждений, очистку окружающей среды силами тех же нанороботов и т.д.
Инвесторы вдохновлялись написанной еще в 1986 году книгой «Машины создания: Грядущая эра нанотехнологий». Автор, американский инженер Эрик Дрекслер, описывал мир, в котором будут заправлять невидимые глазу технологии. Интересно, что предисловие к книге тогда написал специалист по информатике Марвин Ли Минский, занимавшийся ИИ. Саму идею нанотехнологий впервые высказал в 1959 году американский физик Ричард Фейнман, лауреат Нобелевской премии по физике.
Журнал Time подсчитал, что в середине 2000-х годов, т.е. на пике ажиотажа вокруг нанотехноманий, в мире насчитывалось 1200 нанотехнологических стартапов, половина из них — в США. Только в первую половину 2000-х венчурные инвесторы вложили в нанотехнологии более $1 млрд.
Поверив в успех этого направления, многие компании выбирали рискованные стратегии: например, на него приходилась почти пятая часть портфеля венчурной компании Draper Fisher Jurvetson, на ранних стадиях инвестировавшей в такие проекты, как SpaceX, Tesla, Twitter и Unity. Партнер этой компании Стив Джурветсон провозгласил нанотехнологии «следующей великой технологической волной».
В эту сферу шли и большие государственные инвестиции, в том числе от администраций Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего. Даже компании, никак не связанные с нанотехнологиями, вписывали их в описание своей работы, чтобы привлечь инвесторов. Появился фондовый индекс Lux Nanotech. Аналитические агентства прогнозировали, что объем рынка нанотехнологий уже к 2015 году достигнет $1 трлн.
Как часто бывает в случае с технологиями, пресса пугала и апокалиптическими сценариями. Например, СМИ тиражировали термин того же Дрекслера «серая слизь»: неуправляемое самовоспроизводство нанороботов может превратить всю органику Земли в слой копошащихся микроскопических машин.
Бегство от «нано»
Однако ничего этого не случилось: нанотехнологии не перевернули экономику и не погубили мир. Компании теряли деньги из-за высоких затрат на исследования, длительных сроков разработки, а также несбыточных обещаний, которые давали некоторые представители отрасли.
Многие инвесторы не учли, что в случае с нанотехнологиями временной горизонт отдачи инвестиций измеряется десятилетиями, а не кварталами. Это не цифровые технологии, где продукт может быть разработан очень быстро. Поэтому в сфере нанотехнологий не работала модель стартапа в духе Uber: быстро растущая выручка при новой, в перспективе огромной нише рынка.
К середине 2010-х стало понятно, что особого прогресса в этой сфере не достигнуто. Стадия исследований и разработок затянулась. Нанороботов и нанофабрик, готовых к массовому использованию в разных областях, создать не удалось. Прорывному применению нанотехнологий в медицине помешало то, что наночастицы способны накапливаться в жизненно важных органах. «Долгосрочные последствия воздействия этих наночастиц остаются неопределенными», — говорится в исследовании, вышедшем в 2025 году в журнале Health Nanotechnology. Даже спустя два десятилетия после того, как инвесторы начали вкладывать в нанотех бешеные суммы, все еще непонятно, как наночастицы влияют на организм.
