Как меняется рынок труда в новой цифровой реальности

РБКHi-Tech

Профессиональный иммунитет

Как меняется рынок труда в новой цифровой реальности

Авторы: Ольга Вострикова, руководитель проектов практики «Операционная эффективность» компании Strategy Partners; Константин Савельев, эксперт практики «Операционная эффективность» компании Strategy Partners

Слева направо: Ольга Вострикова, руководитель проектов практики «Операционная эффективность» компании Strategy Partners; Константин Савельев, эксперт практики «Операционная эффективность» компании Strategy Partners. Фото: Strategy Partners

Под влиянием технологий фундаментально меняются традиционные виды деятельности в различных отраслях. Рассказываем, что происходит с профессиями, которые стали объектом трансформации.

По данным доклада «Будущее рабочих мест» Всемирного экономического форума, 86% работодателей ожидают, что искусственный интеллект и большие данные кардинально изменят бизнес-процессы и к 2030 году до 30% рабочего времени в развитых экономиках может быть автоматизировано.

Яркому взлету новых диджитал-профессий противостоит глубокая перестройка целых пластов традиционного труда. Развитие ИИ, робототехники и аналитических систем создает спрос на новых специалистов и становится главным вызовом для должностей, функционал которых можно заменить алгоритмами. Специалисты, оказавшиеся на острие технологических изменений, должны адаптироваться. И если одни оказываются в авангарде прогресса, то другим приходится доказывать свою необходимость в новой цифровой реальности.

Рассмотрим те области, где трансформация заметна наиболее ярко, и профессии, которые фундаментально изменятся уже в 2026 году. Речь идет не о полном исчезновении должностей, а о резком сокращении числа низкоквалифицированных рутинных позиций, их синтезе с цифровыми инструментами и перенасыщении рынка для некоторых начинающих специалистов.

Оптимизация торговли

Ключевой драйвер изменений — повсеместная автоматизация рутинных операций. Российский ретейл, стремясь оптимизировать издержки, активно внедряет технологии самообслуживания. Согласно данным аналитического агентства «ГидМаркет», российский рынок систем самообслуживания (ССО) в период с 2022 по 2024 год продемонстрировал взрывной рост. За два года количество установленных устройств увеличилось почти втрое, а их оборот в денежном выражении — более чем в три раза. Если в 2022 году было поставлено 23,5 тыс. единиц на сумму 3,7 млрд руб., то к 2024 году показатели выросли до 67,9 тыс. устройств и 11,7 млрд руб. соответственно.

Эффективность автоматизации подтверждается глобальными тенденциями: объем мирового рынка касс самообслуживания достиг $5,48 млрд в 2024 году, а к 2032 году ожидается рост до $17,28 млрд при среднегодовом темпе роста 15,5%, прогнозирует Fortune Business Insights.

Российские компании сектора торговли и услуг также внедряют автоматизацию и переходят на новые модели работы. Например, в «Додо Пицце» через киоски самообслуживания проходит до 25% заказов, а средний чек таких покупателей оказался на 30–40% выше. Более 70% потребителей в часы пик добровольно выбирают самостоятельную оплату товаров, что ускоряет покупку и повышает общую пропускную способность магазинов. Несмотря на то что 56% россиян иногда сталкиваются с техническими трудностями при использовании ССО, почти треть (29%) не испытывают проблем, что свидетельствует о том, что люди быстро привыкают к новому формату.

Такая тенденция напрямую влияет на оптимизацию персонала: один администратор, контролирующий островок из 5–12 касс самообслуживания, эффективно заменяет работу 5–10 кассиров. Это значительно снижает фонд оплаты труда и решает проблему кадрового дефицита.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении