Под крылом Mail.Ru Group. Как живет компания Pixonic после поглощения холдингом

РБКHi-Tech

Под крылом корпорации

Компания Pixonic — пример успешного стартапа в индустрии геймдева, который благодаря успеху главного хита, мобильной игры War Robots, был поглощен холдингом Mail.Ru Group. Как живет проект в новых реалиях и где ищет возможности для роста?

Текст Настя Березина

Компанию Pixonic, разработчика и издателя игр, в 2009 году основала серийная предпринимательница Елена Масолова. Среди ее проектов — купонный Darberry (поглощен Groupon в 2010 году), сервис бизнес-образования Eduson.tv и другие. Также Масолова была сооснователем фонда AddVenture II, внутри которого и зародился Pixonic.

В 2013 году студия выпустила свой главный хит — симулятор боев роботов War Robots. В 2016 году, когда у приложения было более 20 млн установок, Pixonic за $30 млн поглотил Mail.ru Group. Журнал РБК выяснил, как разработчик War Robots развивается после сделки.

От «Домовят» к «Роботам»

Стратегический директор Pixonic Никита Гук дает интервью в бизнес-центре класса А. На десятой минуте разговора во всем здании выключается электричество. «Можно основать крутую геймдев-компанию, но тебе все равно придется бороться с тем, что крыша на кухне течет», — со смехом реагирует менеджер.

«Крутая геймдев-компания» Pixonic появилась на рынке девять лет назад, в момент бурной экспансии соцсетей. Разработка проектов для пользователей «ВКонтакте», Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и других платформ казалась самой перспективной нишей в игровой индустрии. Ее и взялся осваивать стартап, привлекший инвестиции AddVenture II.

Главным хитом первой фазы развития Pixonic стали «Домовята» — игра о жизни сказочного леса вышла в 2011 году. Одновременно компания активно работала как издатель: за два года выпустила тридцать игр от семнадцати студий. В том же году $5 млн в Pixonic вложили фонды Ventech, TA Ventures и Kite Ventures (еще одним инвестором позднее стал сооснователь Qiwi Андрей Романенко). Как писал «Коммерсантъ», инвесторы могли получить долю до 50%. Предполагалось, что деньги пойдут на издание игр через платформу PixApi в соцсетях.

Время внесло коррективы в стратегию Pixonic — самым быстрорастущим сегментом становились мобильные игры. Студия вовремя переориентировалась и сделала акцент на новом направлении. Первым мобильным проектом в декабре 2011 года стала игра — симулятор жизни на необитаемом острове Robinson. По словам Масоловой, игра два с половиной года «кормила экспериментальную разработку War Robots». Вместе с «Домовятами» новый хит приносил компании по $5 млн в месяц, но оба продукта были популярны только на российском рынке, вспоминает Гук. Чтобы выйти на более обширную англоязычную аудиторию, компания взялась за разработку симулятора боев роботов-мехов.

Полноценный релиз War Robots состоялся в апреле 2014 года. На тот момент, согласно отчету Mail.ru Group и NewZoo, в России было всего 33,8 млн игроков (из них 79% предпочитали мобильные игры), в США — 107,5 млн (83%), а в Китае — рекордные 179 млн (96%). Кроме того, если в России платить за игры готовы были лишь 28% пользователей, на других крупных рынках показатель составляет 45–50%.

America First

Завоевать доверие аудитории на конкурентном рынке оказалось непросто. Хотя War Robots быстро стал популярным продуктом, модель сотрудничества с магазинами мобильных приложений App Store и Google Play не позволяла оперативно пускать в оборот заработанные на игре деньги: выплаты в адрес разработчиков растягивались на срок 60 дней и дольше, рассказывал в интервью американскому Forbes генеральный директор Pixonic Филипп Гладков. Своевременную помощь тогда оказал британский фонд Pollen: за «небольшой процент» он кредитовал компанию на суммы, которые должны были прийти от Apple и Google.

Такая модель позволила Pixonic без рисков для операционной деятельности инвестировать в маркетинг и рекламу. Упор делали на платформы Google и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Расходы оправдали себя: с августа 2015-го по март 2016-го количество пользователей War Robots подскочило на 300%.

Нивелировать риск кассового разрыва помог и рост доходов от игры, говорит Гук. Когда выручка от War Robots перевалила за $5 млн в месяц, Pixonic достигла финансовой стабильности. Тогда же компания сократила траты на маркетинг с 60% до 40% от объема ежемесячных доходов, уточняет менеджер.

Триумф War Robots заставил Pixonic сосредоточить на продукте все усилия. В рамках «смены парадигмы» компания временно отказалась от развития остальных проектов — разработки собственных игр и выпуска «чужих» в статусе издателя. «Жизнь Pixonic зависела от War Robots. Если бы проект не сработал или пошел на спад, компания, скорее всего, перестала бы существовать», — признает Гук.

Негативный сценарий не сбылся: War Robots продолжает бурно развиваться: только за последний год игру скачали 50 млн пользователей (столько же, сколько за предыдущие три года вместе взятые). Ежедневная аудитория приложения за три года выросла с 500 тыс. до 1,5 млн человек.

В 2016 году Pixonic приняла предложение Mail.ru Group — для холдинга это была первая крупная инвестиция в индустрии (сейчас игровое направление объединяет 10 студий, говорит операционный директор холдинга Владимир Никольский). Сумма сделки составила $30 млн: $20 млн акционеры получили сразу, выплата остальной части зависела от реализации KPI. Для совладельцев Pixonic продажа была выгодной, вспоминает Масолова: AddVenture II, например, вложил в студию $100 тыс., а «вышел» с $8,5 млн.

Масолова на момент сделки была крупнейшим частным акционером Pixonic. Она считает поглощение удачей для компании: «Многие шумевшие на рынке конкуренты так и не нашли покупателя и тихо сдулись».

Внутри бизнес-империи холдинга студия осталась автономным подразделением, подчеркивает Гук. Сегодня Pixonic — это более 200 сотрудников в четырех офисах в России и за рубежом (Москва, Белгород, Берлин, Лимассол). Акционер следит за развитием студии через совет директоров, который проходит раз в квартал, рассказывает Никольский. Интеграции игр Pixonic с другими проектами Mail.ru Group не планируется, подчеркивает менеджер. В 2016 году Pixonic также в последний раз отчиталась о финансовых результатах. Выручка составила $22 млн — почти в пять раз больше, чем годом ранее. Сейчас Гук раскрывает лишь распределение доходов по аудитории в разных странах: к примеру, 40% приносят американские пользователи, 17% — японские, лишь 3% — российские.

Охота на Китай

Спустя два года после сделки с Mail. Ru Group команда Pixonic ищет новые возможности для роста бизнеса. Один из шагов — попытка выйти на китайский рынок. Изначально компания рассчитывала завоевать популярность у пользователей из КНР за год, но дедлайн пришлось отодвинуть. На кону большой куш: оборот компаний, которые успешны в Китае, составляет сотни миллионов долларов, напоминает менеджер.

«Мы нашли локального партнера iDream Sky, он должен помочь с выдачей лицензии для релиза на Android. [В Китае] все сложно: сначала лицензию выдавало Национальное управление по делам радио и телевидения, а с декабря это делает комитет по этике онлайн-игр», — рассказывает Гук. Еще одна проблема — построение серверного кластера: в КНР даже соседние провинции могут иметь «низкую связанность маршрутизации». По словам Гука, сначала Pixonic пыталась решить вопрос без помощи местного партнера, но теперь также работает над проектом в альянсе.

Чтобы оценить, насколько перспективен рынок, стратегический директор Pixonic приводит в пример финскую SuperCell — создателя мобильного бестселлера Clash of Clans. Компания, в 2016-м поглощенная китайским холдингом Tencent, в 2017-м заработала в КНР $2 млрд и получила $810 млн прибыли.

Еще один потенциальный источник роста бизнеса Pixonic — возрождение издательского направления. Пока это «инвестиционный проект», уточняет Гук. Каждый месяц компания получает 15–20 заявок от разработчиков, но до глобального запуска ни одну пока не довела. Зато переманила к себе в штат наиболее перспективных создателей игр из числа тех, что обратились за помощью.

Проекты, разрабатываемые внутри Pixonic, пока тоже не ушли дальше стадии soft launch — выпуска без трат на рекламу и маркетинг. Таких игр в последние два года было три-четыре, говорит Гук. В 2019-м глобальный запуск новой игры все же запланирован, утверждает он. «Если к тому моменту метрики будут нас удовлетворять, сделаем релиз, если нет — будем искать [новый проект] дальше», — подытоживает менеджер.

При организованных процессах игра, созданная командой уровня Pixonic, может показывать высокие результаты 5–7 лет, говорит операционный директор Mail.ru Group Никольский: сотрудники студии обладают «большой экспертизой и высоким профессионализмом», заключает он.

Фото: Pixonic

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Свое «Твое» Свое «Твое»

Отказавшись от франчайзи, торговая марка «Твое» увеличивает продажи в онлайне

Forbes
12 лучших хорроров 2000-х, которые ты мог пропустить 12 лучших хорроров 2000-х, которые ты мог пропустить

Обещаем, что все фильмы будут страшные, а лучшие из них — еще и дикие

Maxim
Болотная площадь Болотная площадь

Как городские парки и скверы могут помочь избежать затопления улиц

Forbes
Азиатская кухня: сколько стоит запустить в Китае бизнес по франшизе Азиатская кухня: сколько стоит запустить в Китае бизнес по франшизе

Китай порой кажется едва ли ни раем для предпринимателей

Forbes
От спроса к предложению От спроса к предложению

В 2018 году обозначился поворот в направлении экономики предложения

Forbes
Елочка, живи! Елочка, живи!

Выбираем, ухаживаем и даем вторую жизнь лесной красавице

Лиза
Человек и ледокол Человек и ледокол

Зачем Олегу Тинькову яхта, способная плавать в Антарктике

Forbes
Королевы льда: как одеваются жёны и подруги российских хоккеистов Королевы льда: как одеваются жёны и подруги российских хоккеистов

Что носят и как выглядят спутницы российских хоккеистов

Cosmopolitan
Ручная сборка Ручная сборка

Сервис доставки продуктов Instamart стал прибыльным, скопировав модель Instacart

Forbes
Выгодный вклад: как повышают финансовую грамотность в разных странах Выгодный вклад: как повышают финансовую грамотность в разных странах

Интересные практики в области повышения финансовой грамотности населения

Forbes
Профессия — стример Профессия — стример

Профессия — стример. Как зарабатывать на трансляциях игр

РБК
Главный суперкар Баварии обновили. Мы об Audi R8, если что Главный суперкар Баварии обновили. Мы об Audi R8, если что

Главный суперкар Баварии обновили. Мы об Audi R8, если что

Maxim
Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

РБК
Секс и 4 ашрама Секс и 4 ашрама

О том, как связаны йога и сексуальность

Yoga Journal
Операция «Антимозг» Операция «Антимозг»

О вреде умственного напряжения и творческой пользе бездумного существования

Maxim
Юрий Чернавский Юрий Чернавский

Юрий Чернавский прибыл на концерт, устроенный в его честь

Собака.ru
«Голиаф», строитель танкеров «Голиаф», строитель танкеров

Одна из самых больших промышленных машин на Земле

Популярная механика
Настоящий подполковник Настоящий подполковник

Владелец заводов, газет, спа-отелей Александр Лебедев стал на путь исправления

Tatler
Семь правил миллиардера Семь правил миллиардера

Олег Тиньков делится принципами, позволившими ему построить бизнес

Forbes
Стыдоба одна Стыдоба одна

Как с честью выйти из непростых офисных ситуаций

Playboy
Ловушка для банкира Ловушка для банкира

Рынок недвижимости Испании до сих пор не оправился от кризиса 2008 года

Forbes
Страховой случай Страховой случай

Как Данил Хачатуров обрел и потерял «Росгосстрах»

Forbes
Путин прямого эфира vs Путин документального фильма Путин прямого эфира vs Путин документального фильма

Как изменился образ Владимира Путина за 20 лет?

СНОБ
5 (не)детских вопросов о переменах в семье 5 (не)детских вопросов о переменах в семье

Как лучше подготовить сына или дочь к переменам?

Psychologies
Что продажа картины Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» говорит о разнице между ценой и стоимостью Что продажа картины Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» говорит о разнице между ценой и стоимостью

Цена — это то, что вы платите, а стоимость — это то, что вы получаете

Forbes
Альтернативные электроны Альтернативные электроны

Кто сказал, что электрокар непременно должен работать от аккумулятора?

Quattroruote
3 вида стресса и как с ними бороться 3 вида стресса и как с ними бороться

Каждый день мы сталкиваемся с разнообразными источниками стресса

Psychologies
Механик в аду Механик в аду

Зонд AREE – никакой электроники, только старая школа и верная механика

Популярная механика
Михаил Федоринин: Что нужно знать о сквозной аналитике, и чем она полезна для бизнеса Михаил Федоринин: Что нужно знать о сквозной аналитике, и чем она полезна для бизнеса

Сквозная аналитика — простой и незаменимый в бизнесе продукт

СНОБ
Стать увереннее с помощью тренировки тела Стать увереннее с помощью тренировки тела

Как научиться крепко стоять на ногах в прямом и переносном смысле?

Psychologies
Открыть в приложении