Плечо для внешней торговли
Рост российского несырьевого неэнергетического экспорта — в числе приоритетов правительства. Самая популярная мера стимулирования здесь — льготное финансирование экспортеров.
По данным Минпромторга, объем российского экспорта в 2022 году составил около 26% от ВВП, около трети пришлось на несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ). Это одно из приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности России, закрепленных в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт», и существенный фактор роста ВВП, говорит директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Министерства промышленности и торговли Роман Чекушов. В текущих экономических условиях ННЭ особенно нуждается в господдержке, в том числе финансовой.
Зона ответственности
По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), с несырьевым неэнергетическим экспортом связаны платежи в бюджетную систему РФ в объеме 3,1 трлн руб. в год — на практике это увеличение доходов в бюджеты всех уровней, развитие обрабатывающих отраслей экономики, создание дополнительных высококвалифицированных рабочих мест. «Через поддержку ННЭ российское правительство способствует развитию малого и среднего предпринимательства (МСП), а также увеличению выпуска продукции с более высокой добавленной стоимостью», — говорит доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Плеханова Анастасия Прикладова.
Сейчас несырьевой неэнергетический экспорт — один из основных стабильных источников доходов бюджетной системы страны, поэтому его рост позволит обеспечить выполнение всех социальных обязательств государства перед гражданами, отмечает проректор по научной работе Финансового университета при правительстве РФ Светлана Солянникова. Это особенно важно на фоне сокращения экспорта углеводородов и, соответственно, снижения поступления нефтегазовых доходов: за девять месяцев 2023 года их объем уменьшился на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го, а они составляют более трети доходов федерального бюджета.
Кроме того, ННЭ стимулирует сохранение и развитие технологичности российского бизнеса, отмечает старший научный сотрудник Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Фиранчук. Во-первых, за счет повышения рентабельности высокотехнологичных производств при диверсификации рынков сбыта. Во-вторых — за счет эффекта обучения через экспорт: уровень конкуренции на глобальных рынках выше, что требует постоянной модернизации и повышения эффективности производства. Наконец, торговля несырьевыми товарами, в первую очередь комплектующими, является более стабильной, чем сырьевыми, поскольку покупателю сложнее переключиться с одного поставщика на другого в сравнении с импортом сырья, а поставщику сложнее найти альтернативный рынок сбыта, поясняет эксперт.
Бег с препятствиями
Российский несырьевой неэнергетический экспорт сегодня развивается в очень непростых условиях: запретов и ограничений со стороны недружественных стран, разрыва складывавшихся десятилетиями логистических маршрутов, сложностей с трансграничными расчетами между контрагентами. Сдерживающими факторами, по мнению Светланы Солянниковой, выступают высокий уровень монополизированности внешних рынков, сложность входа на новые для российских компаний азиатские и африканские рынки. Также расширению деятельности как действующих, так и потенциальных экспортеров, особенно в несырьевом сегменте, не способствует введение вывозных таможенных пошлин, зависящих от курса национальной валюты, считает Анастасия Прикладова. Один из самых значительных барьеров для роста продаж российской продукции за рубежом — отсутствие узнаваемости отечественных брендов, отмечает гендиректор РЭЦа Вероника Никишина.