Как не раствориться в цифровом мире и сохранить свою человеческую идентичность?

РБКHi-Tech

Ольга Пескова: «Человечеству не нужно бояться альтернативной реальности»

Цифровой мир затягивает, и мы все больше времени проводим с гаджетом в руке, занимаясь бесконечным думскроллингом. Как не раствориться в этом цифровом мире, как в нем выжить и сохранить свою человеческую идентичность?

Автор: Ольга Пескова, профессор Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, основатель агентства «Бюро 364»

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Как на человека влияют интернет и цифровой контент

Интернет в частности и цифровой мир в целом открыли для человечества невероятные возможности доступа к любой информации, обмена идеями и знаниями, формирования социальных связей. Но вместе с тем общество сталкивается и с негативными феноменами распространения цифрового контента. Ученые всего мира бьют тревогу: возникает привыкание к использованию контента социальных сетей и мессенджеров, которое создает эффект «одиночества в Сети». Значительное количество времени, проводимого в социальных сетях, сказывается на когнитивных способностях человека, его способности к концентрации, и эти тенденции особенно заметны у подростков и молодых людей. Именно к ним относится понятие «дешевого дофамина», получаемого при просмотре коротких развлекательных видео, от реакций в виде лайков и комментариев, — ощущение легкости взаимодействия с миром через «цифру», дающее мгновенные, но поверхностные моменты удовольствия и награды.

Другой проблемой взаимодействия с цифровым миром становится чрезмерное количество информации и субъектов, которые лавиной обрушиваются на пользователя соцсетей. От синдрома FOMO (fear of missing out, боязнь что-то пропустить) мы приходим к осознанию новой «боли» — синдрому FORS (fear of reading something), выраженному в органическом страхе открывать соцсети и мессенджеры. Именно так возникает паттерн потребления информации, называемый клиповым мышлением — быстрее пролистнуть ленту, стараясь отфильтровать полезное.

Перепроизводство генерируемого пользователями контента приводит к информационной перегрузке, а его обратной стороной становится невозможность обратить на себя внимание и выделиться в этой толпе лиц, профилей, телеграм-каналов и сообществ. Мы видим перед собой образцы мгновенного успеха, основанного на грамотном управлении и приумножении публичного капитала. Но мы сталкиваемся и с невозможностью отвоевать себе долю внимания в перегруженном информацией цифровом мире.

Почему человек боится технологий

В XVIII веке люди боялись парового двигателя, а в XIX столетии — автомобилей. В 1860-х в Британии были приняты правила дорожного движения, которые требовали, чтобы перед самодвижущейся машиной шел человек с флагом, предупреждая встречных прохожих и конные экипажи об опасности. Люди также боялись, что по телефонным проводам могут переноситься злые духи. Эта тревожность заложена на генетическом уровне, гарантируя разумную осторожность, а значит, выживаемость вида.

В эпоху нейросетей человек продолжает бояться «восстания машин», способных подчинить своих создателей или причинить им вред. Главное, чтобы мы не бежали с красным флагом перед несущейся машиной — этот прогресс не остановить. Использование AI уже не вызывает тревоги у общества. Искусственный интеллект стал помощником человеку в самых разных процессах и рутинных делах.

Но сегодня мы имеем дело с генеративными моделями ИИ, которые позволяют лишь усилить человечество, предоставив новые возможности по скорости обработки информации, запросов, генерации текстов, изображений и видео. Корпорация OpenAI еще в моменте запуска разработок заявляла о более высоких амбициях — создании Artificial General Intelligence, или AGI. Это следующая ступень развития технологии, которая позволит мыслить и действовать, анализировать и принимать решения, в том числе этические. А значит, ИИ может стать личностью, с которой еще предстоит договариваться. Пока о сингулярности говорят только в теории — что машинный интеллект рано или поздно превзойдет возможности человеческого, но время не стоит на месте.

Как сохранить свою человеческую идентичность

Простой пример, который говорит о разнице между человеческой и цифровой идентичностью, — тот самый цифровой аватар, который мы создаем и взращиваем в социальных сетях. Он становится нашим представлением об идеальном «я», улучшенной версией нас. И тогда интроверт становится душой компании, строгий клерк — экстремалом, а простой обыватель — посетителем модернистских вернисажей. При этом цифровую идентичность легче предъявить миру, поскольку ты всегда находишься в публичном пространстве. Соцсети сегодня — самый надежный способ говорить с миром.

Сохранение человеческой идентичности в мире цифровых аватаров становится настоящим вызовом. Наблюдая, как заходит и вирусится контент, формируемый по принципу 4С (сплетни, скандал, секс, смех), пользователи невольно адаптируются к сетевым требованиям и стандартам. На смену популярной несколько лет назад «новой искренности» не пришла «новая нравственность». Люди ищут «выгоды», а значит, ты должен быть полезен. И ты либо становишься поставщиком того самого «дешевого дофамина», либо бесконечно продаешь методы «успешного успеха». В этот момент человек теряет свою уникальность, руководствуясь советами сетевых авторитетов или следуя за петлей обратной связи в замкнутой системе собственного информационного пузыря.

Кризис идентичности возникает в результате постоянного сопоставления себя с общественными стандартами и идеалами и стремления соответствовать подчас нереалистичным шаблонам. Уникальность личности заключается в индивидуальной композиции ценностей, наличии личной и подлинной истории и даже в некоторой уязвимости, а значит, человечности. Обрести свой голос, или, как говорят маркетологи, Tone-of-Voice, означает сохранить и предъявить сетевому сообществу свою индивидуальность и аутентичность. Другой вопрос, что внутренний критик не позволяет нам раскрыться. Или открываясь, мы теряем чувство защищенности. Уменьшить разрыв между человеческой и цифровой сущностью позволяют ощущение собственной ценности и достоинства, сохранение ценностного суверенитета и защита личных границ.

Как изменится наша цифровая коммуникация

В ближайшем будущем нас ждет рост использования ИИ в коммуникациях. С одной стороны, это требование автоматизации процессов и желание отказаться от «человеческого фактора» в бизнесе, с другой — большая персонализация, которая основана на анализе и прогнозировании поведения аудитории. Это если касаться сферы маркетинговых коммуникаций.

Если взглянуть шире — более доступными и распространенными станут виртуальная и дополненная реальность, это изменит характер и способы взаимодействия пользователей в цифровом пространстве. Дальнейшая интеграция мультимедийных форматов: сегодня мы уже привыкли к «кружочкам» и голосовым сообщениям, но технологии не стоят на месте. Возможно, через некоторое время мы будем встречаться не на онлайн-конференциях, а станем свободно размещаться в виртуальных офисах, не чувствуя себя героем «Космической одиссеи».

Мы уже сейчас можем не читать письма в электронной почте, а воспользоваться нейрофильтром с YandexGPT и быстро прочитать пересказ важных сообщений. Значит, следующий шаг — не слушать лекции или рутинные заседания, а попросить нейросети рассказать главное и кратко. Мы будем все меньше стучать по клавиатуре, но больше пользоваться голосовыми интерфейсами и технологиями распознавания речи. И тогда начнем разговаривать с чайником, а из холодильника доставать не только продукты, но и информацию. Ну и образ «глобальной деревни» канадского философа Герберта Маклюэна обратится глобальной связностью — будут не только сокращены расстояния между людьми, но и элиминированы барьеры между представителями разных культур и сообществ. Проблем языка, расстояний и даже часовых поясов больше не будет.

В будущем проблемы приватности и сохранности данных и персональной информации будут особенно актуальны. Нет ни одного приложения, платформы, технологии, которые гарантировали бы защищенность. Это говорит о прозрачности и открытости любой персоналии — и в этом главная опасность. Но индивид настолько привык выкладывать в публичное пространство избыточное количество личной информации, что даже утечки персональных данных уже не сказываются на тревожности общества. Поэтому отказываться от возможности «цифры» мы не будем, а наоборот, будем глубже интегрироваться в социальные сети. Возможности и скорость цифрового мира на порядок превосходят наши возможности по нетворкингу и интеграции в сообщества в мире реальном. Сложно игнорировать такую возможность. Мы находим информацию в Telegram, TenChat, на любых других контент-платформах. Это позволяет легко ориентироваться, легко интегрироваться в любую среду и сообщества близких по духу.

Как сегодня выделиться онлайн с точки зрения контента и коммуникации

1. Найдите свою сильную профессиональную функцию и станьте «наставником» для своей аудитории, щедро делясь экспертизой и знаниями.

2. Научитесь рассказывать истории, задавая драматургию, сериальность и чувствуя нерв аудитории, как делают настоящие режиссеры. Нарративы правят миром.

3. Почувствуйте свою аудиторию. Ответьте на вопросы: «Чем я могу быть полезен? Чем я могу помочь? Почему я?». А дальше Tone-of-Voice проявится.

Насколько будет оцифрован человек будущего

Можно сказать, что уже и сегодня человек оцифрован: создает свой виртуальный аватар в социальных сетях, позволяющий получить максимум информации о частной жизни, предпочтениях, маршрутах, социальном окружении. И ничего не помешало ему сохранить человечность. Это всего лишь технологии — «умные», удобные, повышающие качество жизни. А человек всегда останется человеком.

Человечеству не нужно бояться «альтернативной реальности» — мы уже давно в ней живем.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Винные тренды 2025 года — мнения экспертов и героев проекта «РБК Визионеры» Винные тренды 2025 года — мнения экспертов и героев проекта «РБК Визионеры»

Тренды винной культуры в мире и мнения экспертов

РБК
Разговор на равных. О фильме «Монтессори: Воспитание любовью» Разговор на равных. О фильме «Монтессори: Воспитание любовью»

«Монтессори: Воспитание любовью», вдумчивое кино о людях с особыми потребностями

СНОБ
Против взлома есть приемы Против взлома есть приемы

Как защитить свой аккаунт на госуслугах

Лиза
Что такое маховик и для чего он нужен. Устройство и неисправности Что такое маховик и для чего он нужен. Устройство и неисправности

Все о маховике: что это и для чего нужно в автомобиле

РБК
Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу» Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу»

Вдруг все мои достижения, все мои роли — это лишь случайность?

Коллекция. Караван историй
5 ошибок, которые могут привести к разводу после 20 лет брака 5 ошибок, которые могут привести к разводу после 20 лет брака

Что такое «серый», или «седой» развод?

Psychologies
Где в мозге находится компас, который помогает нам не заблудиться Где в мозге находится компас, который помогает нам не заблудиться

Ученые впервые смогли определить местоположение внутреннего нейронного компаса

ТехИнсайдер
Надежда Позднякова: Сертифицированные бриллианты — это валюта, которая работает по всему миру Надежда Позднякова: Сертифицированные бриллианты — это валюта, которая работает по всему миру

О том, какие камни имеют шанс стать инвестиционным инструментом

СНОБ
Матери тратят 97 часов в неделю на выполнение родительских обязанностей Матери тратят 97 часов в неделю на выполнение родительских обязанностей

Материнство включает список обязанностей, который можно продолжать бесконечно

ТехИнсайдер
Что такое глутатион и почему это вещество так важно для организма? Что такое глутатион и почему это вещество так важно для организма?

Глутатион: полезные свойства антиоксиданта и как его восполнять

Psychologies
Осмыслить опыт: как показывают Вторую мировую войну в современных фильмах и сериалах Осмыслить опыт: как показывают Вторую мировую войну в современных фильмах и сериалах

Фильмы, где упор сделан на ежедневную жизнь тех, чью судьбу перевернула война

Forbes
Метод шифрования будущего Метод шифрования будущего

Что такое постквантовая криптография и от каких киберугроз она сможет защитить

РБК
Фантомная ностальгия: отчего так популярны ретроигры и по чему тоскуют зумеры, не заставшие 8-битных приставок? Фантомная ностальгия: отчего так популярны ретроигры и по чему тоскуют зумеры, не заставшие 8-битных приставок?

Отчего все так любят ретроигры и так ли важна для их популярности ностальгия?

Правила жизни
ТВС-2ДТС. Композитный кукурузник, который не смог ТВС-2ДТС. Композитный кукурузник, который не смог

О несостоявшейся рабочей лошадке малой авиации в России – ТВС-2ДТС

Наука и техника
Дьявол в деталях Дьявол в деталях

Языком моды Михаил Булгаков владел не менее виртуозно, чем литературным

Men Today
К коже нежно К коже нежно

Какими будут последствия «уколов красоты» спустя годы?

Лиза
Себе — все, другим — ничего: почему эгоизм на самом деле полезен Себе — все, другим — ничего: почему эгоизм на самом деле полезен

Действительно ли эгоизм столь плохое качество, от которого стоит избавиться?

Psychologies
«Компании снижают градус серьезности» «Компании снижают градус серьезности»

Как перекус новостями и жажда новых зрелищ меняют тренды в индустрии контента

РБК
Александр Ширвиндт: «Главное — не допустить, чтобы тебя жалели» Александр Ширвиндт: «Главное — не допустить, чтобы тебя жалели»

«Мы играли что-то необыкновенно острое. Дико бичевали пороки!»

Караван историй
Василина Дрогичинская: «Цифровая доступность IT-продуктов становится общемировым трендом» Василина Дрогичинская: «Цифровая доступность IT-продуктов становится общемировым трендом»

Что такое «цифровая доступность» и как IT-сервисы делают удобными для всех

РБК
Модный дом Модный дом

Респектабельный интерьер пентхауса в духе современной роскоши

SALON-Interior
Любовный треугольник: можно ли любить одновременно двоих? Любовный треугольник: можно ли любить одновременно двоих?

Что такое любовь? Почему люди заводят романы на стороне?

Psychologies
Овца в волчьей шкуре. Комедийный детектив «Я не киллер» с Гленом Пауэллом в главной роли Овца в волчьей шкуре. Комедийный детектив «Я не киллер» с Гленом Пауэллом в главной роли

Как комедия «Я не киллер» взламывает клише фильмов о профессиональных убийцах

СНОБ
Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей

Когда можно отделаться беседой с сотрудником ГИБДД и что нужно говорить

РБК
Запах белых ночей. Кем был создатель духов Chanel №5 Эрнест Бо Запах белых ночей. Кем был создатель духов Chanel №5 Эрнест Бо

Каким человеком был парфюмер Эрнест Бо?

СНОБ
Достаточно лучшего Достаточно лучшего

Авторский интерьер с атмосферой дорогого отеля для элегантной молодой пары

SALON-Interior
Путешествие к себе Путешествие к себе

Отложенная жизнь превращается из отложенных на будущее планов в призрачные мечты

Новый очаг
Неудачный дебют: почему «Чистильщик бассейнов» не дотягивает до большого кино Неудачный дебют: почему «Чистильщик бассейнов» не дотягивает до большого кино

Каким получился комедийный детектив о злостных коррупционерах

Forbes
5 «вредных» напитков, которые полезны для здоровья 5 «вредных» напитков, которые полезны для здоровья

Соки, кофе и какао — чем полезны эти «вредные» напитки?

ТехИнсайдер
Сомнительные пошлины Сомнительные пошлины

К чему могут привести ограничения на ввоз российской сельхозпродукции в ЕС

Агроинвестор
Открыть в приложении