Михаил Василенко, генеральный директор АО «Международный аэропорт Шереметьево»

РБКБизнес

Между небом и землей

Выручка АО «Международный аэропорт Шереметьево» в период с 2014 по 2018 год увеличилась почти в три раза: с 20,24 до 57,98 млрд руб. 64% этих денег принесли неавиационные доходы

Автор: Оксана Гончарова

На фото: Михаил Василенко, генеральный директор АО «Международный аэропорт Шереметьево»

В 2018 году Шереметьево обслужил 47,1% от всего объема пассажирских перевозок московского авиационного узла, приводят цифры в пресс-службе компании. Неуклонно с 2014 года росло и количество взлетно-посадочных операций (ВПО). В 2018 году на долю Шереметьево приходилось 46,4% всех ВПО, производимых в московском авиационном узле. «Сумма инвестиций в объекты развития Шереметьево за период с 2010-го по 2018 год составила более 100 млрд руб. Привлеченные средства позволили осуществить строительство новых терминалов и других объектов инфраструктуры, что дало Шереметьево возможность стать лидером в России и одним из крупнейших аэропортов Европы», – говорит генеральный директор «Международный аэропорт Шереметьево» (АО «МАШ») Михаил Василенко.

Росту пассажиропотока Шереметьево во многом способствовал приход в аэропорт ряда новых авиакомпаний. Так, новые региональные рейсы из Шереметьево в Екатеринбург, Симферополь и Сочи открыли в марте прошлого года «Уральские авиалинии». В этом году о переводе рейсов из Домодедово в Шереметьево объявили авиакомпании Vietnam Airlines и Brussels, открыла в аэропорту свои рейсы Belavia, запустили полеты грузовых самолетов «Турецкие авиалинии».

Как итог, число обслуженных пассажиров с 2014 по 2018 год выросло с 31,6 млн до 45, 8 млн человек, а совершенных ВПО — с 255 тыс. до 357 тыс. Переводить свои рейсы в Шереметьево собираются и некоторые другие компании — например, начиная с весны будущего года это сделает Japan Airlines (JAL), которая сейчас летает из Домодедово.

Важной предпосылкой для увеличения выручки стала консолидация активов аэропорта, которая произошла в 2013−2017 годах, считают представители Шереметьево. В результате была образована группа компаний реорганизованного АО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ), объединяющая авиационную и неавиационную деятельность, в том числе хэндлинг (наземное обслуживание авиакомпаний), управление VIP-залами, магазинами беспошлинной торговли, парковками, рекламой, топливно-заправочным комплексом и системой обработки грузов.

После консолидации у Шереметьево появилась возможность генерировать дополнительную выручку и за счет других направлений — например, наземного обслуживания авиакомпаний. Так, если раньше крупнейший клиент Шереметьево — «Аэрофлот» — занимался им самостоятельно, через собственное подразделение, то после консолидации, в начале 2019 года, эту функцию поэтапно передали компании «Шереметьево Хэндлинг».

Правда, быстрый рост пассажиропотока не обошелся без проблем: в мае-июне, в начале высокого летнего сезона, некоторым пассажирам пришлось ждать багаж по несколько часов и даже вылетать без него. «Багажный коллапс» привел к увольнениям в руководстве «Шереметьево Хэндлинг», которая ранее не выполняла такого объема работ (сейчас она обслуживает 80–90% всего пассажиропотока аэропорта).

«Аэрофлот» в помощь

Росту выручки Шереметьево способствовали два основных фактора — стратегическое партнерство с «Аэрофлотом», который является миноритарным акционером аэропорта, и дерегулирование в 2016 году аэропортовых тарифов в московском авиаузле, что позволило увеличить доходы и сделать бизнес прибыльным, говорит Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитики». Шереметьево обслуживает рейсы национального перевозчика России — авиакомпании «Аэрофлот», что, конечно же, влияет на финансовые показатели аэропорта, соглашается Федор Борисов, главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.

На «Аэрофлот» приходится 75% всего пассажиропотока Шереметьево, и если говорить об успехах самой авиакомпании, то по итогам 2018 года она перевезла 55,7 млн пассажиров и заняла 18-ю строчку списка главных игроков мирового авиационного рынка, поднявшись на две позиции по сравнению с 2017 годом (по данным рейтинга «Лидирующие авиационные группы» британского издания Airline Business — ведущего международного отраслевого ресурса). На рост выручки аэропорта влияет и общая конъюнктура рынка авиаперевозок, говорит Борисов: в период с 2014 по 2018 год он вырос на 18% (в пассажиро-километрах).

Взаимодействие с «Аэрофлотом» — первое из трех приоритетных направлений работы с авиакомпаниями, рассказали в пресс-службе «Шереметьево». Следующий приоритет — развитие партнерства с другими авиакомпаниями альянса SkyTeam, куда, кроме «Аэрофлота», входят международные авиаперевозчики Air France, Czech Airlines и др., а также другими авиационными альянсами.

Наконец, в компании считают важной работу с азиатскими авиакомпаниями. Прежде всего китайскими: Шереметьево первым из российских аэропортов получил сертификат China Friendly, который подтверждает высокие стандарты обслуживания пассажиров из КНР. На сегодняшний день Шереметьево занимает первое место в мире по трансферу между Россией и КНР и является единственным аэропортом Европы, обслуживающим сразу восемь китайских авиакомпаний. Последние годы наблюдается устойчивый рост спроса на азиатском направлении.

Терминальное решение

В 2014 году, когда стало ясно, что инфраструктура аэропорта приблизилась к пределу своей пропускной способности, была разработана и принята долгосрочная программа развития до 2026 года, рассказали в пресс-службе аэропорта. Развитие аэродромной инфраструктуры также стало возможным благодаря концессионному соглашению с Росавиацией сроком на 49 лет. Соглашение предусматривает привлечение частных инвестиций. В рамках договоренности в строительство и реконструкцию авиационной инфраструктуры АО «МАШ» инвестирует 61 млрд руб. «На самом деле государству выгодно вкладываться в такие объекты, как Шереметьево, ведь аэропорт — крупный налогоплательщик», — отмечает Олег Пантелеев, исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт».

Сумма инвестиций в проекты развития АО «МАШ» за период с 2010 по 2018 год составила более 100 млрд руб., рассказали в пресс-службе Шереметьево. В настоящее время терминальные мощности аэропорта позволяют обслуживать свыше 55 млн пассажиров, а основной грузовой оператор Шереметьево — ООО «Москва Карго» — способен обрабатывать до 380 тысяч тонн грузов ежегодно». На протяжении последних десяти лет среднегодовой прирост пассажиропотока составляет 11,7%.

В течение последующих десяти лет он чуть замедлится и составит 7% ежегодно, что связано с постепенным насыщение рынка, выравниванием дисбаланса между Московским авиационным узлом и регионами, а также перераспределением пассажиропотока в сторону местных аэропортов и новых хабов. В начале следующего года будет введен в строй новый терминал «С» (первый этап) на 20 млн пассажиров ежегодно. А в сентябре этого года запланировано открытие третьей взлетно-посадочной полосы.

Неавиационные доходы

Значительную долю выручки Шереметьево получает от неавиационного направления. В 2018 году авиационные доходы компании составили лишь 34%. Другие 28% дало наземное обслуживание, 25% — розничная торговля и услуги, 9% — поступления от аренды (согласно консолидированной финансовой отчетности компании за 2018 год). «Рост неавиационных доходов — мировая тенденция, — комментирует Пантелеев из «АвиаПорта». — Все международные аэропорты развивают это направление бизнеса уже несколько десятков лет».

У Шереметьево, по мнению эксперта, в этой области большой потенциал. Во-первых, развитию неавиационного направления способствует общий рост пассажиропотока и, в частности, международных перевозок. Во-вторых, через аэропорт проходит большой поток трансферных пассажиров, у которых достаточно времени, чтобы прогуляться по торговым площадям и сделать покупки. В-третьих, у аэропортовых предприятий благодаря обновленному закону «О таможенном регулировании» появилась возможность открывать магазины беспошлинной торговли в зонах прилета. В Шереметьево они работают с этого года.

Еще один немаловажный фактор — более удобная инфраструктура и большие площади новых терминалов. Например, в терминале «B» (более 110 тыс. кв. м), который был введен в эксплуатацию в мае 2018 года, до 94% коммерческих площадей сданы в аренду. Как пояснили в пресс-службе аэропорта, площади сдаются под магазины, заведения общепита, сервисные компании и офисные помещения. Компания планирует разместить большое количество магазинов и заведений общепита и в новом терминале «С» (планируемая площадь — свыше 123 тыс. кв. м).

Росту бизнеса МАШ в том числе способствуют заработки аэропорта в смежных отраслях, говорит Олег Пантелеев. К примеру, в Шереметьево построен третий автозаправочный комплекс, которым владеют компания ЛУКОЙЛ и АО «МАШ».

Аэропорт нового поколения

В Шереметьево понимают, что управлять аэропортом при постоянно растущем пассажиропотоке не получится без внедрения инновационных решений, позволяющих наладить работу внутренних служб и все бизнес-процессы. Сегодня в аэропорту для каждого процесса написана технологическая карта, рассказали в пресс-службе предприятия. Она представляет собой математическую модель, с помощью которой можно детально рассчитать на ближайшие десять лет потребности аэропорта в технике, людях и других ресурсах.

Еще в 2011 году с учетом опыта аэропорта Цюриха и лондонского «Хитроу» в российском аэропорту был создан Центр управления аэропортом (ЦУА). Он помогает администрировать все бизнеспроцессы, координировать действия подразделений аэропорта и сторонних организаций, в том числе — в случае возникновения кризисных ситуаций.

Система совместного принятия решений, которую аэропорт развивает совместно с «Аэрофлотом» и Московским центром автоматизированного управления воздушным движением ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в реальном времени предоставляет всем партнерам Шереметьево плановую, расчетную и фактическую информацию о статусе полета и обслуживании самолета.

Работа программы основана на базе данных «Синхрон» (собственная разработка Шереметьево), в памяти которой хранится вся ключевая для работы аэропорта информация — расписание воздушных судов, технологические графики под каждую авиакомпанию, временные интервалы, установленные по каждой операции для каждого сотрудника. У сотрудников, задействованных в обслуживании самолетов, пассажиров и багажа, есть специальные планшеты, куда приходят уведомления и где они могут посмотреть всю необходимую информацию.

Стратегическая цель международного аэропорта Шереметьево — до 2026 года войти в топ-10 крупнейших авиационных хабов мира. Эксперты считают, что успех аэропорта будет зависеть не только от его собственных усилий: огромную роль сыграет весь рынок, а транспортная отрасль сейчас находится в системном кризисе. «Без существенных мер господдержки можно ожидать новых потрясений и колебаний, — рассуждает Борисов. — Кто-то от них выиграет, кто-то — проиграет, поэтому как бы ни были захеджированы риски, сегодня лучше сфокусироваться на показателях экономической эффективности».

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

25 женщин-CEO 25 женщин-CEO

Список наиболее успешных руководительниц компаний российского бизнеса

РБК
«Выпил пива, поехал за грибами». Водитель лишился прав из-за двойника «Выпил пива, поехал за грибами». Водитель лишился прав из-за двойника

Законопослушного автомобилиста наказали за пьянство вместо мошенника

РБК
Японский рецепт производительности Японский рецепт производительности

Отношения России и Японии на подъеме

РБК
Что будет, если лечь спать голодным? 6 эффектов, и только один хороший Что будет, если лечь спать голодным? 6 эффектов, и только один хороший

Думаешь, что совершаешь подвиг, а оказывается, наоборот

Playboy
Токсичность на миллиард Токсичность на миллиард

Санкции вывели противостояние Москвы и Вашингтона на новый уровень

Forbes
Нужно ли говорить коллегам, что ты ищешь новую работу? Сначала ответь на эти 5 вопросов Нужно ли говорить коллегам, что ты ищешь новую работу? Сначала ответь на эти 5 вопросов

Молчать или сказать? Вот уж действительно — палка о двух концах

Playboy
Так сложились звезды Так сложились звезды

Как устроена индустрия поздравлений от знаменитостей

GQ
Поправляем кривую стрелку: 5 советов, как нарисовать идеальную линию Поправляем кривую стрелку: 5 советов, как нарисовать идеальную линию

Кажется, стрелки никогда не выйдут из моды

Cosmopolitan
Самый гуманный суд в мире: за что в Европе сажают в тюрьму бизнеcменов Самый гуманный суд в мире: за что в Европе сажают в тюрьму бизнеcменов

Очередная попытка гуманизации законодательства в предпринимательской сфере

Forbes
Как гений чистой красоты Как гений чистой красоты

Девушки из редакции Glamour лично попробовали пять современных видов чистки лица

Glamour
Как прошел самый загадочный показ Недели моды в Нью-Йорке Savage x Fenty Как прошел самый загадочный показ Недели моды в Нью-Йорке Savage x Fenty

Рианна ворвалась в бельевую индустрию и в очередной раз удивила всех

Vogue
Стены помогают Стены помогают

Чтобы оценить современное искусство в Петербурге, не нужно ходить в Эрмитаж

GQ
Теперь официально Теперь официально

Развод, даже давно задуманный и желанный, не бывает простым и безболезненным

Добрые советы
Будем не экономить, а тратить? Будем не экономить, а тратить?

Четырехдневка — экономически необоснованный проект

Огонёк
«С ним хочется быть кошечкой»: Лобода рассказала Собчак о любви к Линдеманну «С ним хочется быть кошечкой»: Лобода рассказала Собчак о любви к Линдеманну

Исполнительница хита «Суперзвезда» встретилась с супругой Константина Богомолова

Cosmopolitan
Зона дискомфорта: как зарабатывать миллионы на желании богатых людей бросить себе вызов Зона дискомфорта: как зарабатывать миллионы на желании богатых людей бросить себе вызов

Курсы по безопасности в лесу, горах и на острове за год принесли 20 млн рублей

Forbes
Выбираем сварочный аппарат для дачи: берем недорогой, но производительный Выбираем сварочный аппарат для дачи: берем недорогой, но производительный

Мы расскажем, какие бывают сварочные аппараты

CHIP
«Даже неудобно вас о таком просить»: полная расшифровка беседы Трампа и Зеленского «Даже неудобно вас о таком просить»: полная расшифровка беседы Трампа и Зеленского

Содержание телефонного разговора Дональда Трампа и Владимира Зеленского

Forbes
35 фраз, которые помогут справиться с тревогой и вернуться к себе 35 фраз, которые помогут справиться с тревогой и вернуться к себе

Как помочь самим себе справиться с тревогой

Psychologies
Особая миссия Особая миссия

Супермодель Кендалл Дженнер поговорила о моде, лошадях и своих иконах стиля

Grazia
Развиваем лидерские качества: три ошибки, которых стоит избегать Развиваем лидерские качества: три ошибки, которых стоит избегать

«Быстрее, выше, сильнее» — казалось бы, таков девиз настоящих лидеров

Psychologies
Как мормон-самоучка заработал $1 млрд на водородных грузовиках Как мормон-самоучка заработал $1 млрд на водородных грузовиках

Первый миллиардер, разбогатевший благодаря водородному транспорту

Forbes
«Пока смерть не разлучит нас»: что нужно знать о многолетних отношениях «Пока смерть не разлучит нас»: что нужно знать о многолетних отношениях

Как меняются отношения со временем и как не столкнуться с разочарованием

Psychologies
«Через 30-50 лет будет только растительное мясо»: ресторатор Борис Зарьков о том, зачем привез в Россию мясо из гороха «Через 30-50 лет будет только растительное мясо»: ресторатор Борис Зарьков о том, зачем привез в Россию мясо из гороха

Борис Зарьков о том, почему мясо из гороха стоит дороже мраморной говядины

Forbes
«Это меня прямо вывело из себя»: совладелец S7 рассказал об отказе России от производства укороченной версии Superjet «Это меня прямо вывело из себя»: совладелец S7 рассказал об отказе России от производства укороченной версии Superjet

Россия не будет производить укороченную версию Sukhoi Superjet на 75 мест

Forbes
Можно ли спастись от удара молнии (спойлер — нет) Можно ли спастись от удара молнии (спойлер — нет)

Стихия может быть опасной и жестокой, особенно такая непредсказуемая, как гроза

Популярная механика
Джон Ньюман: «Именно музыка помогла мне победить опухоль мозга и вернуться на сцену» Джон Ньюман: «Именно музыка помогла мне победить опухоль мозга и вернуться на сцену»

Интервью с британским певцом Джоном Ньюманом

GQ
Перемен требуют Перемен требуют

Требуют перемен и воплощают их в жизнь основательницы архитектурного бюро Form

Vogue
Красота с земли, воды и воздуха: чего ждать от Камчатки Красота с земли, воды и воздуха: чего ждать от Камчатки

Как охотятся медведи, живущие на берегах Курильского озера

РБК
Сам бы ел Сам бы ел

Как себя вести, если у ребенка внезапно испортились отношения с едой?

Добрые советы
Открыть в приложении