Что сделало компанию Huawei лидером российского рынка

РБКБизнес

Крадущийся тигр: Успех Huawei в России

Если бы мы присваивали номерные позиции иностранным компаниям в рейтинге РБК 500, структура китайского телеком-гиганта Huawei в 2018 году с ходу дебютировала бы во второй сотне списка. Что сделало компанию лидером российского рынка?

Текст Павел Карасев

CEO потребительского подразделения Huawei Ричард Ю

В июне 2018-го Huawei впервые обошел американскую Apple по объему продаж смартфонов в российских интернет-магазинах. Спрос подстегнул выпуск нескольких популярных моделей суббренда Honor, писала газета «Ведомости» со ссылкой на статистику ретейлеров. Этот успех превратил китайского производителя в лидера всего местного рынка — в рознице компания также опередила конкурентов.

Совокупно по всем каналам Huawei в июне завоевал долю 24,4% против 23,2% у Samsung и 12,4% у Apple (всего за месяц в России было продано 12,7 млн смартфонов). Триумф в мобильном сегменте лишь подтвердил: китайская компания не первый год уверенно чувствует себя на российском рынке, и появление ее юридического лица «Техкомпания Хуавэй» в РБК 500 было лишь вопросом времени.

500 млрд рублей в «цифру»

Офис Huawei в России был открыт еще в 1997 году. Для компании это был первый опыт выхода за рубеж, потому планирование экспансии было особенно тщательным. В первые годы Huawei ориентировался на государственных и корпоративных клиентов и развивался в первую очередь как поставщик телекоммуникационной инфраструктуры. К 2001 году объем продаж в России уже превысил $100 млн, писал журнал ChinaPRO.

В сегменте сетевого оборудования главным конкурентом Huawei в те годы была американская Cisco. Сегодня китайский гигант уже не ориентируется на другие компании, заверяет Оу Ивэй, гендиректор Huawei Consumer Business Group (HCBG) в России, Центральной Азии и странах Кавказа. «Наш главный конкурент — это мы сами. Мы знаем рынок, следим за тем, что происходит вокруг и всегда видим потенциал для развития», — заявил он через представителя компании журналу РБК.

Закрепив позиции в b2b-сегменте, в 2013 году Huawei включился в борьбу и за потребительский рынок. Этому предшествовала богатая история сотрудничества компании с российскими мобильными операторами. Главным партнером Huawei в стране с начала нулевых был «МегаФон», писал журнал Forbes в 2014 году. По данным издания, китайский гигант предоставлял оператору финансирование под модернизацию инфраструктуры на выгодных условиях — объем инвестиционного контракта оценивался в $40 млн. При этом Huawei работал и с другими участниками «большой тройки»: например, производил дешевые партии смартфонов, которые продавались под брендами операторов в их собственных розничных сетях.

Россия оказалась выгодным рынком для экспансии Huawei и других китайских компаний, отмечали в недавнем исследовании аналитики Ersnt & Young (E & Y): рентабельность бизнеса в стране остается на уровне, сопоставимом с КНР, — 10–20%, при этом сохраняются перспективы роста. Главный риск эксперты связывали с протекционистской политикой властей, правда, ограничения пока в первую очередь бьют по западным игрокам из стран, правительства которых ввели санкции против России.

Оу Ивэй с выводами Ernst & Young согласен — особенно менеджер подчеркнул, что из-за специфики российского рынка Huawei доработал стратегию развития. В новом варианте главный акцент сделали на развитие двух брендов Huawei и Honor : «По всему миру Huawei всегда адаптирует свои продукты и свою работу под местные законы и требования покупателей».

На недавней партнерской пресс-конференции, посвященной развитию цифровой экономики, гендиректор Huawei в России Эйден У подтвердил важность российского рынка, и сообщил, что компания планирует инвестировать в цифровую экономику страны более 500 млрд руб. к 2020 году.

Санкции во благо

Центральный офис Huawei в России сейчас находится в Крылатском, недалеко от Гребного канала. В современном здании работают все три подразделения компании — корпоративный, потребительский и сотовый сегменты. Рост арендуемой площади отражает динамику бизнеса: если в 2006-м Huawei занимал чуть больше 4,5 тыс. кв. м офисного пространства, то сегодня эта цифра подскочила до 13 тыс. кв. м.

Россия вошла в десятку приоритетных направлений для китайских инвестиций в 2014-м — аккурат с началом геополитического противостояния страны с Западом, отмечают аналитики E & Y. Huawei на резкий рывок в масштабах бизнеса понадобилось еще два года: если с 2009-го по 2016-й объем выручки увеличился с 4 млрд до 36 млрд руб., то в прошлом году показатель подскочил почти вдвое, до 61 млрд руб., свидетельствуют данные СПАРК.

Первые два квартала 2018 года для компании также стали финансово успешными, отмечает Оу Ивэй: «В первом квартале мы вышли на второе место по продажам [смартфонов], а уже во втором — на первое. Сейчас мы лидируем на рынке с долей 25–27%». Он также отмечает, что у компании «одна из лидирующих позиций» на рынке планшетов, не уточняя деталей.

Китайский рецепт

В сегменте смартфонов Huawei набирает обороты не только на российском рынке — по данным IDC, глобальные продажи компании во втором квартале 2018-го также впервые в истории оказались больше, чем у Apple: 54,2 млн устройств против 41,2 млн. Впереди только южнокорейский гигант Samsung с 71,5 млн гаджетов. Год к году продажи Huawei подросли на 10,7%, подсчитали эксперты. Всюду реализацию смартфонов подстегивает продукция Honor, констатируют они. Оу Ивэй объясняет разницу: «Бренд Huawei ориентирован на покупателей, которым важны в первую очередь дизайн и продвинутые характеристики, решение бизнес-задач. Honor ориентирован на молодую и активную аудиторию. Именно синергия двух брендов позволила нам достичь выдающихся результатов».

На российском рынке лидерство Huawei в продажах смартфонов удивления не вызвало. Это закономерный результат экспансии, запущенной в 2013 году, отмечает представитель объединенной сети «М.Видео» и «Эльдорадо». По его словам, начиная с 2016-го продажи продукции Huawei растут вдвое каждый год. С этой оценкой согласна и старший вице-президент объединенной компании «Евросеть | Связной» Дагмара Иванова: «За пять лет бренды Huawei и Honor в совокупности нарастили продажи на российском рынке в 7,5 раза — с 0,4 млн штук в 2013 году до 3 млн в 2017-м. В денежном выражении рост еще более колоссальный: 33,8 млрд руб. в 2017-м против 3 млрд руб. в 2013-м».

Оу Ивэй эту динамику связывает с правильным фокусом бизнеса: «Мы исповедуем клиенто-ориентированный подход. Поэтому в России запускаем смартфоны с отличными камерами, мощными процессорами и элегантным дизайном». У Ивановой из «Евросети | Связного» более подробное объяснение: рост продаж китайской компании она связывает с «частым обновлением модельного ряда, правильным позиционированием, качественной технической начинкой, уникальным дизайном и хорошим соотношением цена/ функционал». Также все игроки рынка выделяют как слагаемое успеха маркетинговую стратегию Huawei — в России у компании пока не было промахов, подобных неудаче на египетском рынке: в середине августа местное подразделение уличили в подмене рекламных фото.

Самые популярные модели Huawei и Honor в России — среднего ценового сегмента в диапазоне от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Спрос в этом сегменте вырос год к году на 40% в штуках, а выручка от продаж — более чем втрое, уточняет представитель «М.Видео/Эльдорадо».

В июне 2018-го официальным партнером Huawei стал китайский интернет-магазин Tmall, часть Alibaba Group. Теперь онлайн-ретейлер эксклюзивно продает некоторые устройства российским потребителям. Оу Ивэй при этом отмечает, что для Huawei «важны все каналы дистрибуции», а большинство предварительных заказов компания все равно получает через собственный интернет-магазин.

Бренд пошел и в розницу. «В России для покупателей важна возможность пощупать продукт перед покупкой. Поэтому с 2017 года мы развиваем собственную сеть магазинов, многофункциональных центров, где потребитель может не только получить консультацию и приобрести устройство, но поучаствовать в образовательных мастер-классах», — рассказывает глава HCBG. В Москве открыто два магазина на Тверской улице, и в компании обещают, что в скором времени точек станет гораздо больше.

Американская угроза

Huawei в силу масштабов бизнеса не может не быть игроком в геополитическом поле, пусть сама компания традиционно дистанцируется от политических вопросов. И если в России девальвация рубля и конфликт руководства страны с Западом оказались на руку китайской корпорации, то в США, к примеру, производитель, напротив, стал жертвой протекционистских мер.

В августе президент Дональд Трамп запретил госслужащим использовать продукцию Huawei и еще одной компании из КНР ZTE в рабочих целях. Также под эмбарго попало оборудование для развития сетей 5G китайского производства. В феврале 2018-го СМИ сообщали о рекомендации спецслужб США американским пользователям воздержаться от использования смартфонов из КНР — из-за угрозы утечки персональных данных. Сами производители обвинения в свой адрес отвергали.

Фото: Albert Gea/reuters

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Миллиарды на диване Миллиарды на диване

Сеть Hoff превратила кризис в источник роста

РБК
Жирные факты о «Большом Лебовски» Жирные факты о «Большом Лебовски»

О фильме, после которого мы не можем по-прежнему смотреть на отрезанные пальцы

Maxim
Топ-15 инноваций, которые изменят мир микроэлектроники Топ-15 инноваций, которые изменят мир микроэлектроники

Топ-15 инноваций, которые изменят мир микроэлектроники

РБК
Поднять тонус Поднять тонус

Практика йоги Айенгара при низком давлении

Yoga Journal
В космос из гаража В космос из гаража

Космические стартапы делают ставку на легкие ракеты и производство в регионах

РБК
Kia Optima. Поправка на дальность Kia Optima. Поправка на дальность

Рыночная доля Kia Optima стабильно растет. Нужно ли что-то менять в продукте?

АвтоМир
Юрий Стоянов: Никогда не был везунчиком, баловнем судьбы Юрий Стоянов: Никогда не был везунчиком, баловнем судьбы

Юрий Стоянов о мечтах и планах, любимой жене и дочке

Лиза
Почему здорово быть «кошатником»: только научные факты Почему здорово быть «кошатником»: только научные факты

Кошки своенравны и самолюбивы, но их владельцы получают неоценимую пользу

Psychologies
Быть собой Быть собой

Кэролайн Кован о йоге, сексуальности, любви и о том, что нужно для счастья

Yoga Journal
Вредные привычки, которые ты не замечаешь Вредные привычки, которые ты не замечаешь

Вредные привычки, которые ты не замечаешь

Cosmopolitan
8 причин, по которым мы боимся взрослеть 8 причин, по которым мы боимся взрослеть

8 причин, по которым мы боимся взрослеть

Psychologies
Агрессивные девственники: появятся ли инцелы в России? Агрессивные девственники: появятся ли инцелы в России?

На Западе набирает обороты движение инцелов

Psychologies
Топ-10 ошибок, которые совершают родители Топ-10 ошибок, которые совершают родители

Родительство — это работа на полный день без всякого обучения

Psychologies
Стоит ли имитировать оргазм, чтобы не огорчать партнера? Стоит ли имитировать оргазм, чтобы не огорчать партнера?

Может ли женщина испытывать настоящее удовольствие в постели?

Psychologies
Дом вверх дном Дом вверх дном

Дом на западе Москвы с использованием самых сумасшедших идей

AD
Лучшие моменты первого игрового дня The International Лучшие моменты первого игрового дня The International

The International начинает радовать уже с первого дня

Maxim
Кинетические скульптуры Ан Су Чжина Кинетические скульптуры Ан Су Чжина

Южнокорейский скульптор Ан Су Чжин создает провокационные проекты

Популярная механика
Американская мечта Американская мечта

По-азиатски медитативный нью–йоркский лофт — сбывшаяся мечта корейцев

SALON-Interior
Мальчик для битья Мальчик для битья

Что делать, если вашего ребенка травят в школе

Tatler
Здравствуйте, товарищи Здравствуйте, товарищи

Как попасть в Северную Корею и пробежать полумарафон

Tatler
Дикий запад: как носить главный тренд осени (и не быть похожей на ковбоя) Дикий запад: как носить главный тренд осени (и не быть похожей на ковбоя)

Тренд на дикий запад перекочевал из прошлого сезона в новый

Cosmopolitan
25 ярких и небанальных идей летнего маникюра под любой образ 25 ярких и небанальных идей летнего маникюра под любой образ

Летом можно позволить себе отойти от привычных классических вариантов маникюра

Cosmopolitan
Яна Рудковская, Одри Тоту и другие звезды за 40, которые круто выглядят в бикини Яна Рудковская, Одри Тоту и другие звезды за 40, которые круто выглядят в бикини

Фигурам девушек из нашей подборки можно только позавидовать

Cosmopolitan
Может, пойдем ко мне? 14 вещей, которые должны быть дома до прихода девушки Может, пойдем ко мне? 14 вещей, которые должны быть дома до прихода девушки

Прочти наш список необходимых вещей в доме и проверь, все ли на месте

Playboy
Зерно вне закона. Почему России не поможет рекордный урожай Зерно вне закона. Почему России не поможет рекордный урожай

Российский рынок нуждается в создании стандартизированных правил торговли

Forbes
Вся правда о Хогвартсе: какой факультет в действительности самый лучший Вся правда о Хогвартсе: какой факультет в действительности самый лучший

Рассказываем обо всех факультетах Хогвартса в подробностях

Cosmopolitan
Красота повтора: что такое фракталы Красота повтора: что такое фракталы

Фракталы хорошо изучены и имеют многочисленные приложения в жизни

Популярная механика
5 способов экстренной борьбы с целлюлитом 5 способов экстренной борьбы с целлюлитом

Проверенные методы уменьшить «апельсиновую корку»

Cosmopolitan
Виртуальная трансмиссия Виртуальная трансмиссия

Полноприводные автомобили могут обходиться без механических узлов

Quattroruote
Люди — огонь! Люди — огонь!

Литейная мастерская — место для неподготовленного человека сложное

Seasons of life
Открыть в приложении